Урок литературного чтения в 3-м классе. Тема: "И слово наше в сердце отзовется" (по рассказу Б.Емельянова "Мамины руки")

Разделы: Начальная школа


Цель: Сделать текст личностно значимым для ребенка: разбудить мир его переживаний, создать условия для сравнительного анализа себя с героями произведения.

Задачи:

1. Эмоционально вовлечь детей в пространство литературного произведения на основании сравнения мира их собственных ценностей и ценностей героев рассказа.

2. Развивать умение ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные моменты из текста, составлять свое мнение о поступках главного героя и подтверждать свои выводы текстом, обогащать словарный запас учащихся.

3. Воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери.

Проблемный вопрос: Чем слово наше в сердце отзовется?

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока

1. Организация класса.

- Здравствуйте, ребята!

2. Вступительная беседа.

Звучит музыка “ Аве Мария”, учитель читает слова.

Слайд 2 с музыкой и изображение женщины и ребенка. Приложение

Встаньте все и выслушайте стоя
Сохраненное во всей красе
Слово это – древнее, святое!
Распрямитесь, встаньте!... Все!
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо
В нем - исток всего. Ему конца нет.
Встаньте! Я произношу его:
- Мама.

Слайд 3. Слово это древнее… Презентация

Слово мама – одно из самых древних на земле и почти одинаково звучит на языках всех народов.

…Мама… Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в самом тебе, такой знакомый, родной.

- Какие слова тебе говорит мама?

Все дети любят маму рисовать, любят рассказывать о ней. В своих сочинениях вы поделились мыслями, чувствами о них. В ваших работах я прочитала удивительные строки о ваших мамах. (Привожу примеры)

Во время чтения появляются на слайде 4 строчки из сочинений. (Моя мама самая лучшая во всей Вселенной. Мама – мой лучший друг. Заботливая, красивая, ласковая, нежная, любимая)

Учащиеся зачитывают несколько сочинений о своих мамах.

- Сколько добрых слов вы сказали.

Как жаль, что ваших мам нет рядом и они не слышат этих слов.

- Вы хотели бы, чтоб их услышала ваша мама?

- Чем эти слова откликнутся в сердце мамы? (Мама будет радоваться, мама будет улыбаться)

- Вы удивительные дети, вы знаете, как маму сделать счастливой, чем ее обрадовать!

- А героев нашего рассказа слова обрадовали или огорчили?

3. Знакомство с текстом Б.Емельянова, “ Мамины руки”.

Выразительное чтение рассказа учителем и работа над ним.

- А героев нашего рассказа слова обрадовали или огорчили?

- А какие слова огорчили? Докажи словами из текста. (Фу, какие у тебя руки нехорошие, царапаются, жесткие)

4. Обучение выборочному чтению.

- Чем обидела Маша маму? (Неосторожно сказанным словом, грубым)

- А как слова отзовутся в сердце этой мамы? (Обидой)

- Почему так произошло у Маши: не хотела, но обидела маму? (А вспомните, что было утром?) с.40.

Докажите словами из текста.

- Маша сразу осознала, что обидела маму? (Нет, бабушка сказала)

- Чему учила бабушка Машу? (За языком поглядывай). Слайд 6.- В чем мудрость бабушкиных слов? (Надо учиться управлять собой, обращать внимание на свои поступки и слова)

- Почему это так важно? (Словом можно обидеть, ранить, а можно заставить смеяться, радоваться…)

5. Работа с пословицами.

Слайд 7. Пословицы.

- Слово пуще стрелы разит.

- Так думай, чтоб потом раздумий не было.

- Язык-враг: прежде ума глаголет.

- Какая из пословиц больше подходит к рассказу?

Вывод: Каждой пословицей можно выразить суть рассказа.

- Осознала ли Маша, что обидела маму? Докажите строчками из текста.

- Достаточно ли было того, что девочка бросилась к матери, стала целовать и обнимать ее? (Знайте, после ссор с вами у мамы остаются в душе раны, обиды, хотя они нам этого не показывают…)

6. Работа в группах. Решение проблемных ситуаций.

- Ребята, а только ли маме необходимо говорить добрые, безобидные слова? (Нет)

- А к кому еще также необходимо относиться? (К близким, родным, знакомым)

- То, что произошло с Машей, могло случиться с каждым из вас.

- Достойно выйти из сложной ситуации должен уметь каждый. Мы попробуем сейчас сделать это.

- Для этого вам необходимо объединиться в группы, найти на ваш взгляд правильное решение, а остальные внимательно слушают, готовятся помочь. (Решение ситуаций)

1. Сережа делал подарок маме, но нечаянно уронил и испортил. Он огорчился и заплакал. Что ему сказала мама? Почему она так сказала? Что ответил ей Сережа?

2. Дедушка похвалил Сашу за помощь, а внук ответил: “Ерунда, не стоит благодарности!”.

Почему он так ответил? Что сказал ему дед?

3. Маша заходит в комнату и говорит тихим голосом: “Мама, иди, посмотри, там вода разлилась”. Почему Маша говорит тихим голосом? Что на это скажет мама?

4. Дима очень не хотел вставать утром рано и идти в школу. Он сказал маме: “Я заболел, у меня болит живот”. Мама заволновалась и предложила ему горькое лекарство. Что сказал мальчик маме? Что сделала мальчик маме? Что сделала мама?

5. Юра так спешил показать свой рисунок учителю, что не заметил лежавший на полу ранец Саши, споткнулся и упал… Что сказал Саша? Как отреагировали одноклассники?

- Для того, чтобы не попадать в неприятные ситуации, как необходимо обращаться со словом? (Бережно, осторожно)

7. Работа с иконой.

Слайд 9. Слово это – древнее, свято

- Как вы понимаете, святое? (Возвышенный, идеальный, проникнутый высокими чувствами)

- Святое, это то, что мы почитаем, к кому или чему мы относимся с глубоким почтением, с глубоким уважением и любовью.

Для каждого из нас мама – это то лучшее, единственное и неповторимое, что есть на Земле. Вы с особым чувством относитесь к ним и они в ответ дарят вам свою любовь. Художники увековечили образ матери в картинах и иконах.

Слайд 10

На иконе изображена Богоматерь, которая держит младенца Иисуса на руках, и наклонившись к нему, прижимается щекой к его щечке. Младенец широко раскрытыми глазами смотрит на мать. В лице матери, в ее больших, задумчивых глазах, в очертаниях сомкнутых губ с большой силой выражена любовь и тревога матери.

Есть в природе знак святой и вещий,
Обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин-
Женщина с ребенком на руках.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках
Самая красивая из женщин-
Женщина с ребенком на руках. (С. Островский).

8. Итог урок.

Что вы взяли с урока?

Чем слово ваше отзовется! Слайд 12

- А мое слово отзовется так: “Мне было приятно работать с такими думающими, понимающими, знающими цену слову детьми”.

9. Домашнее задание.

- Подберите другие пословицы, подходящие к данному тексту.

- Напишите сочинение “Мамины руки”.

- А напоследок я скажу: “Огромное спасибо…”