Использование ИКТ на уроках решения задач по физике

Разделы: Физика


Цели урока:

  • продолжение работы по формированию навыков самостоятельного поиска необходимого материала и решения задач;
  • развитие познавательной активности, исследовательских умений;
  • формирование коммуникативной компетентности.

Задачи урока:

  • актуализировать и систематизировать ранее усвоенные знания по теме “Движение тела под действием силы тяжести”;
  • совершенствовать полученные знания в практической деятельности;
  • отработка навыков по решению задач. 

Применяемые технологии: ИКТ, элементы развивающего обучения.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CД, ресурсы Интернет):

  • презентация учителя к уроку (Приложение 1);
  • компьютер, проектор;
  • СД – диск “Открытая физика. Часть 1.1” ООО “Физикон”, 2002. Раздел “Механика”. Тема “Свободное падение тел”, интерактивная модель.

Применяемые формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

План урока

  1. Организационный момент (2 мин)
  2. Разминка (5 мин)
  3. Отработка навыков решения задач, повторение и обобщение темы “Движение тела под действием силы тяжести” (30 мин)
  4. Подведение итогов. Объяснение домашнего задания. (8 мин)

Ход урока.

Пункт плана №1. Организационный момент

Работа учителя

Работа учащихся

Проверка готовности рабочего места учащихся. Объявление темы урока, постановка цели и задач урока.(Приложение 1, слайд №1).

Организация рабочего места. Запись темы и даты урока в рабочих тетрадях.

Пункт плана №2. Разминка

Работа учителя

Работа учащихся

Функция учителя организующая, контрольно-оценочная. Учитель задает вопросы всему классу (Приложение 2). Вопросы не требуют для обдумывания длительного времени и предполагают короткий ответ по существу вопроса. Учитель использует сборник вопросов к разминке (Приложение 2), демонстрирует слайд №2 (Приложение 1) презентации учителя.

Учащиеся отвечают на вопросы с места.

Пункт плана № 3. Отработка навыков решения задач по алгоритму и нестандартных творческих заданий. Обобщение и повторение темы “Движение тел под действием силы тяжести”.

Индивидуальная и дифференцированная работа обучающихся по карточкам с заданиями ведется параллельно индивидуальной и фронтальной работе со всем классом.

Работа учителя

Работа учащихся

Организует работу учащихся в группах.

Контролирует, систематизирует и обобщает знания по теме, учит применять их на практике.

Индивидуальные задания по карточкам (Приложение 3) ученики выполняют на доске самостоятельно. Проверка заданий осуществляется при участии всех учащихся класса с помощью интерактивной модели из компьютерной программы “Открытая физика. Часть 1.1. Раздел Механика. Свободное падение тел.”. Путем смены начальных условий движения тел рассматривается правильность выполнения индивидуальных заданий №2, 3, 4 (Приложение 3). Для проверки задачи на карточке №3 (Приложение 3) используется интерактивная модель из компьютерной программы “Открытая физика. Часть 1.1” с изображением модели движения предыдущей задачи на карточке №2 (Приложение 3). Задавая условия задачи карточки №3 (Приложение 3), провести сравнительный анализ движений. Помочь учащимся сформулировать вывод о роли начальных условий в определении характера движения тела.

Группа 1 (4 учащихся). Выполнение индивидуальных заданий учащихся по карточкам.

Учащиеся оформляют решения заданий и результат экспериментальной задачи на доске.

Повторение характера движения тела по вертикальной оси начать с постановки вопроса на соответствие чертежей и формул (Приложение 1, слайд №3). Для проверки правильности ответов включить слайд №4 (Приложение 1). В заключение обсуждения движения тела по оси ОУ учащиеся решают устно задачу со слайда №5 (Приложение 1), давая пояснения к своим ответам.

Для характеристики движения тела, брошенного под углом к горизонту, использовать слайд №6 (Приложение 1) и слайд №7 (Приложение 1) для проверки правильности ответов учеников. Задачу на данный вид движения (слайд №8, Приложение 1) учащиеся выполняют самостоятельно в рабочих тетрадях. В качестве проверки выполнения задания включить слайд №9 (Приложение 1).

Для характеристики движения тела, брошенного с некоторой высоты, использовать слайд №10 (Приложение 1) и для проверки правильности ответов учеников – слайд №11 (Приложение 1).

Группа 2. Индивидуальная работа учащихся у доски; фронтальный устный опрос. Оформление задачи в тетради.

Пункт плана № 4. Подведение итогов. Объявление домашнего задания.

Работа учителя

Работа учащихся

Учитель организует деятельность десятиклассников по подведению итогов, используя таблицу на слайдах №12 и 13 (Приложение 1), направляет их к выводу о роли начальных условий в определении характера движения тела, его траектории. Проверяет умение учащихся формулировать выводы. Контролирует сформированность навыков по решению задач.

Объявляя домашнее задание, учитель обосновывает отбор его содержания и объём.

Формулирование выводов совместно с учителем.

Учащиеся приходят к выводу о том, что характер движения тел, его траектория зависит от начальных условий движения.

Запись домашнего задания в дневник.