Цели урока:
- продолжение работы по формированию навыков самостоятельного поиска необходимого материала и решения задач;
- развитие познавательной активности, исследовательских умений;
- формирование коммуникативной компетентности.
Задачи урока:
- актуализировать и систематизировать ранее усвоенные знания по теме “Движение тела под действием силы тяжести”;
- совершенствовать полученные знания в практической деятельности;
- отработка навыков по решению задач.
Применяемые технологии: ИКТ, элементы развивающего обучения.
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CД, ресурсы Интернет):
- презентация учителя к уроку (Приложение 1);
- компьютер, проектор;
- СД – диск “Открытая физика. Часть 1.1” ООО “Физикон”, 2002. Раздел “Механика”. Тема “Свободное падение тел”, интерактивная модель.
Применяемые формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
План урока
- Организационный момент (2 мин)
- Разминка (5 мин)
- Отработка навыков решения задач, повторение и обобщение темы “Движение тела под действием силы тяжести” (30 мин)
- Подведение итогов. Объяснение домашнего задания. (8 мин)
Ход урока.
Пункт плана №1. Организационный момент |
|
Работа учителя |
Работа учащихся |
Проверка готовности рабочего места учащихся. Объявление темы урока, постановка цели и задач урока.(Приложение 1, слайд №1). |
Организация рабочего места. Запись темы и даты урока в рабочих тетрадях. |
Пункт плана №2. Разминка |
|
Работа учителя |
Работа учащихся |
Функция учителя организующая, контрольно-оценочная. Учитель задает вопросы всему классу (Приложение 2). Вопросы не требуют для обдумывания длительного времени и предполагают короткий ответ по существу вопроса. Учитель использует сборник вопросов к разминке (Приложение 2), демонстрирует слайд №2 (Приложение 1) презентации учителя. |
Учащиеся отвечают на вопросы с места. |
Пункт плана № 3. Отработка навыков решения задач по алгоритму и нестандартных творческих заданий. Обобщение и повторение темы “Движение тел под действием силы тяжести”. Индивидуальная и дифференцированная работа обучающихся по карточкам с заданиями ведется параллельно индивидуальной и фронтальной работе со всем классом. |
|
Работа учителя |
Работа учащихся |
Организует работу учащихся в группах. Контролирует, систематизирует и обобщает знания по теме, учит применять их на практике. Индивидуальные задания по карточкам (Приложение 3) ученики выполняют на доске самостоятельно. Проверка заданий осуществляется при участии всех учащихся класса с помощью интерактивной модели из компьютерной программы “Открытая физика. Часть 1.1. Раздел Механика. Свободное падение тел.”. Путем смены начальных условий движения тел рассматривается правильность выполнения индивидуальных заданий №2, 3, 4 (Приложение 3). Для проверки задачи на карточке №3 (Приложение 3) используется интерактивная модель из компьютерной программы “Открытая физика. Часть 1.1” с изображением модели движения предыдущей задачи на карточке №2 (Приложение 3). Задавая условия задачи карточки №3 (Приложение 3), провести сравнительный анализ движений. Помочь учащимся сформулировать вывод о роли начальных условий в определении характера движения тела. |
Группа 1 (4 учащихся). Выполнение индивидуальных заданий учащихся по карточкам. Учащиеся оформляют решения заданий и результат экспериментальной задачи на доске. |
Повторение характера движения тела по вертикальной оси начать с постановки вопроса на соответствие чертежей и формул (Приложение 1, слайд №3). Для проверки правильности ответов включить слайд №4 (Приложение 1). В заключение обсуждения движения тела по оси ОУ учащиеся решают устно задачу со слайда №5 (Приложение 1), давая пояснения к своим ответам. Для характеристики движения тела, брошенного под углом к горизонту, использовать слайд №6 (Приложение 1) и слайд №7 (Приложение 1) для проверки правильности ответов учеников. Задачу на данный вид движения (слайд №8, Приложение 1) учащиеся выполняют самостоятельно в рабочих тетрадях. В качестве проверки выполнения задания включить слайд №9 (Приложение 1). Для характеристики движения тела, брошенного с некоторой высоты, использовать слайд №10 (Приложение 1) и для проверки правильности ответов учеников – слайд №11 (Приложение 1). |
Группа 2. Индивидуальная работа учащихся у доски; фронтальный устный опрос. Оформление задачи в тетради. |
Пункт плана № 4. Подведение итогов. Объявление домашнего задания. |
|
Работа учителя |
Работа учащихся |
Учитель организует деятельность десятиклассников по подведению итогов, используя таблицу на слайдах №12 и 13 (Приложение 1), направляет их к выводу о роли начальных условий в определении характера движения тела, его траектории. Проверяет умение учащихся формулировать выводы. Контролирует сформированность навыков по решению задач. Объявляя домашнее задание, учитель обосновывает отбор его содержания и объём. |
Формулирование выводов совместно с учителем. Учащиеся приходят к выводу о том, что характер движения тел, его траектория зависит от начальных условий движения. Запись домашнего задания в дневник. |