Интегрированный урок во 2-м классе по русскому языку ("Правописание существительных 1 и 2 склонения) и по окружающему миру ("Перелетные птицы")

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

  1. Упражнять в написании существительных 1-го и 2-го склонения, учить выделять существительные из текста, подбирать синонимы и антонимы.
  2. Закрепить знания о перелетных птицах.
  3. Обучать работать в паре и коллективом.
  4. Развивать умения детей работать с орфографическим словарем, речь учащихся.
  5. Воспитание у учащихся чувство коллективизма и взаимопомощи.

Оборудование: доска с записью числа, темы урока, этапов урока, рисунок “Ранняя весна” с различными нишами обитания птиц, рисунки птиц, фигурки перелетных птиц, словари “Орфографический словарик” П. Грушникова, карточки для коллективной работы, для работы в паре, опорные карточки для написания сочинений (разноуровневые), музыкальные произведения: А. Вивальди “Весна”, А. Римский-крсаков “Песни и пляски птиц”.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Ребята, все дружно встали, улыбнулись друг - другу. Сегодня на уроке у нас гости. Давайте пожелаем им здоровья, то есть поздороваемся. Ведь здоровье дороже любого богатства, поэтому к нему нужно бережно относиться.

- Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти?

– Сегодня на уроке мы совершим путешествие в страну пернатых друзей, где будем упражняться в правописании существительных 1-го и 2-го склонения. А в помощь возьмите внимание, сосредоточенность и дружелюбие. Успехов вам!

2. Создание психологического комфорта.

- Все сели так, чтобы вам было удобно. Закрыли глаза, голову положили на парту и медленно повторяйте за мной.

Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я очень рад этому.
Мое внимание увеличивается.
Я, как разведчик, все вижу.
Мой ум тверд.
Голова хорошо работает.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.

3. Орфографическая разминка.

-Итак, первое испытание, которое вы должны преодолеть, чтобы попасть в гости к пернатым друзьям – орфографическая разминка. (Стр. 28, буква “Л”, 20 слов.)

- Назовите слова 1-го склонения.

- Назовите слова 2-го склонения.

- Назовите слова 3-го склонения.

- Какие слова напоминают нам о приходе весны? (Лазурь, лазурный, ландыш, ласточка, лебедь.)

- Верно, ребята. В воздухе чувствуется весна, а на дворе у нас месяц март.

Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед, -
Будто раскололи.

- А кто нам приносит весну? (Птицы)

- Птицы – вестники весны.

4. Коллективная игра “Телефон”.

- Совершим путешествие в долину птиц. Проведем его в форме игры “Телефон”. (Два ученика четко проговаривают загадку.)

Что за весенняя черная птица

Трактору чуть ли не на нос садится.

- Кто это? (Грач)

- Назовите орфограмму.

- Сколько гласных букв? Согласных?

- Сколько звуков? Слогов? и т. д.

Кто там за плугом носится вскачь.

Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.

Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения.

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном
Из травы и глины.

- Что вы можете сказать об этих птицах? (Грач, ласточка, жаворонок, скворцы – это перелетные птицы. Первыми в середине марта прилетаю т грачи, за ними скворцы, жаворонки, ласточки.)

- Покажите их. А теперь найдите их на карте и скажите из каких стран они к нам летят?

- Где вьет гнездо грач?

В березовой роще веселье –
Грачи справляют новоселье.

Для скворцов мы приготовили скворечники.

Жаворонок: поле – вот где его дом. Поет на лету.

Ласточка выбирает те дома, где мир и лад.

5. Поляна дружбы и верности. Работа по карточкам в паре.

а) Гимнастика для рук.

б) Работа в тетради.

- Ребята, что должно быть на уроке?

На доске:

  •  документ
  • инструмент
  • договор

- Проверьте, какой документ должен быть у вас на месте? (Дневник)

- Какие инструменты у вас готовы? (Ручка, линейка, карандаш)

- Тогда запишите в тетрадь дату нашего урока, но сначала вспомним наш договор.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

(Дети записывают число, классная работа)

- А теперь запишем слова из словаря, напоминающие о приходе весны и названия птиц.

в) Работа в паре (карточки разноуровневые).

Одна – две пары демонстрирую т свою работу.

- Какие птицы показывают нам пример верности и преданности, учат любви, нежности и доброте? (Лебеди)

-Какая птица является символом мира? Про нее в песне поется. (Аист на крыше, мир на земле. Аист – символ мира.)

6. Отдых на лужайке.

- Знаете ли вы пословицы, в которых упоминается птицы?

  • Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
  • Старого воробья на мякине не проведешь.
  • Золотая клетка соловья не красит.
  • Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
  • Синичка невеличка, а птичка.

7. Работа с учебником.

а) стр. 133.

- Следующую остановку мы совершим у водоема.

- Что вы знаете о журавлях?

- Птицы- красавцы, гордость нашей страны. Очень большая стая обнаружена в Подмосковье. Журавль - исчезающая птица, поэтому это место взято под охрану. И в /Татарстане эти птицы находят приют: тихие, спокойные места у водоемов, где можно загнездиться. Но эти стаи немногочисленны. Прилетят журавли, осмотрятся, подкормятся и начнут знаменитые пляски. Настоящий балет! Сначала выходит одна пара, затем – вторая и т. д. Натанцевавшись, уже парами расходятся – пора веселья миновала. Журавль занесен в Красную книгу.

- А что такое Красная книга? ( Книга о животных, которым грозит опасность исчезновения.)

- А что значит красный цвет книги? ( Стоп! Остановись!)

- Давайте же и мы с вами будем беречь зверей и птиц, окружающих нас, чтобы войдя в парк, сад, лес, мы смогли услышать их голоса.

- Где обитают журавли?

б) работа над упражнением 350.

Списать, раскрывая скобки; выписать существительные в творительном падеже; просклонять: журавль и стая.

8. “Антонимы и синонимы”

Лететь – синоним – гнаться, гонять, возвращаться.

Унылый – антоним – радостный, жизнерадостный, веселый

Пичужка – синоним – птичка, пташка, птица.

- А как вы понимаете смысл слова НАПЕРЕГОНКИ? (Песни птиц льются, перегоняя друг-друга, перекликивая друг-друга).

- О каких птицах вы можете так сказать? (Соловьи, журавли, гуси, кукушки.)

- Соловьи – птички-невидимки. Не яркие, очень осторожные. Прилетают в начале мая.

Засвищут вскоре соловьи,
И лес оденется листвою.

- А почему птицы поют весной?

- Наука, изучающая птиц, называется ОРНИТОЛОГИЯ.

9. Мини-сочинение.

а) оздоровительная гимнастика под музыку.

Глазки, пальчики устали,

Мы их двигаться заставим.

б) мини-сочинение о крылатых друзьях по музыку А. Вивальди “Весна”.

- Дополните данные предложения.

- По данному началу напишите сочинение самостоятельно.

в) чтение своих сочинений.

- Кто хочет поделиться своими мыслями?

- Молодцы, вы замечательно справились со всеми испытаниями. Наши пернатые друзья благополучно добрались до своих родных мест.

10. Итог урока.

- Что нового узнали, путешествуя?

- Что понравилось? Что вызвало затруднение?

- Если вас заинтересовало наше путешествие, и вы хотите узнать больше о растительном и животном мире Татарстана, я хочу предложить вашему вниманию книгу “Круглый год”, автор С. Радзиевская. В своей книге писательница живо, увлекательно рассказывает о природе по месяцам.

- За то, что вы старались, хорошо работали, совсем скоро птицы подарят вам свои песни, радость и красоту. А нам с вами не следует забывать заботиться о наших пернатых друзьях.

- Наше путешествие окончено. Птицы благополучно добрались до своих мест, чтобы вывести потомство. Они благодарят вас волшебной музыкой. ( Н. Римский – Корсаков “Песни и пляски птиц”).

11. Рефлексия “Светофор”.

- Ребята, на доске висит светофор. Если вы считаете, что на уроке было интересно, то ставите свою фишку на желтый цвет; если считаете, что этот урок чему – то учит, то ставите свою фишку на зеленый цвет; если вы считаете, что этот урок был скучным, то ставите свою фишку на красный цвет.

На этом урок наш окончен. Спасибо всем!

Разноуровневые карточки

Карточка № 1.

  1. Что называют именем существительным. Дайте полный ответ товарищу по парте.
  2. Выпиши только имена существительные: парта, синий, чайка, летает, март, разговаривает, весна.
  3. Проверь свою работу и работу своего товарища. Оцени ее.

Карточка № 2.

  1. Какие существительные относятся к первому склонению. Дайте полный ответ товарищу по парте.
  2. Выпиши только имена существительные первого склонения: поляна, луг, птица, скворечник, цапля, прилет, береза.
  3. Проверь свою работу и работу своего товарища. Оцени ее.

Карточка № 3.

  1. Какие существительные относятся ко второму склонению. Дайте полный ответ товарищу по парте.
  2. Выпиши только имена существительные второго склонения: озеро, весна, ручеек, ледоход, речка, ворона.
  3. Проверь свою работу и работу своего товарища. Оцени ее

Карточка № 4.

  1. Какие существительные относятся ко второму склонению. Дайте полный ответ товарищу по парте.
  2. Выпиши только имена существительные третьего склонения: мышь, грач, морковь, апрель, рожь, конь, ночь, журавль.
  3. Проверь свою работу и работу своего товарища. Оцени ее.

Карточка № 5.

  1. Какие падежи называются косвенными? Дайте полный ответ товарищу по парте.
  2. Запиши данные существительные в родительном падеже: солнце, соловей, берлога, помощь.
  3. Проверь свою работу и работу своего товарища. Оцени ее.

Карточка № 6.

  1. Что называют склонением? Дайте полный ответ товарищу по парте.
  2. Просклоняй данные существительные: ласточка, зяблик.
  3. Проверь свою работу и работу своего товарища. Оцени ее.

Опорные карточки

Птицы.

Весну открывают птицы. Первыми в наши края прилетают …

Вставьте подходящие по смыслу слова наречия.

Наступила ранняя весна. Светит _________ солнце _______бегут ручьи. В воздухе _______поют птицы. По пашне за плугом ________ шагают грачи.

Весна. Солнце светит _________. Крылатые певцы возвращаются на родину. Скоро мы _________ радостные песни птиц.

Пернатые друзья.

Наступила радостная и шумная весна. Из дальних стран прилетели ……..

Скворцы.

Хороша весенняя песня скворушки. Мы любим слушать их пение. Еще зимой мы сделали для них ………

Пернатые гости.

Наступила весна. Из теплых стран летят к нам …, …, …. Вот в воздухе запел … . На скворечнике распевает свою звонкую песню … . По дорогам важно ходят черные … .

Наши друзья.

Солнце льет на землю яркие лучи. Летят с юга стаи птиц. Первыми прилетели …, а за ними ..., ..., … . Скоро звонкие голоса птиц разбудят тишину полей и лесов.