Опыт внедрения здоровьесберегающих технологий в информационно-образовательное пространство

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время всё очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признаётся и отрицательное влияние школы на здоровье.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье ребёнка можно считать нормой, если он:

  • умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
  • проявляет хорошие умственные способности, любознательность, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);
  • честен, самокритичен (нравственное здоровье);
  • коммуникабелен (социальное здоровье);
  • уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).

Стремление создать собственную систему работы по охране здоровья учащихся, конкретно для себя и своих воспитанников, вызвано осознанием того, что некоторые факторы образовательной среды оказывают негативное влияние на состояние здоровья учащихся. Именно учитель нередко первым замечает отклонения в здоровье детей и именно от учителя зависит, насколько меньше отклонений будет у его воспитанников.

Среди основных “школьных” факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся можно выделить следующие:

  • недостаток двигательной активности;
  • несоблюдение гигиенических требований при организации учебного процесса;
  • перегрузка учебных программ и технологий;
  • авторитарный стиль преподавания;
  • отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
  • использование обучающих технологий в ущерб воспитательным;
  • низкий уровень культуры здоровья учащихся;
  • неблагополучное состояние здоровья учителя.

Эти вопросы призваны решать здоровьесберегающий курс “Будьте здоровы”.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии - регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в деятельности нашего образовательного учреждения.

Это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ) (профилактическим методикам — оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж; простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); привитие детям элементарных навыков (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.); через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен; проветривания и влажной уборки помещений; витаминотерапии; функциональной музыки; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью); через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, своевременное развитие основных двигательных навыков); в процессе реабилитационных мероприятий (фитотерапия, лечебная физкультура, психогимнастика, тренинги); массовых оздоровительных мероприятий (спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии); а также в работе с семьей (пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий в родительском лектории).

Основными направлениями в работе по данному курсу являются:

1. Создание здоровьесберегающего пространства для школьника.

Такое пространство создаёт условия для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития. Вместе с тем, оно способствует сохранению здоровья учащихся. В классе создана физкультурно-игровая зона, в которой проводятся оздоровительные минутки и двигательные переменки. Занятия проводятся на ковре с использованием спортивного инвентаря и любимых игрушек. Дети с удовольствием занимаются с инвентарём, изготовленным родителями (“волшебные цилиндры”, коробочки с секретами, цветные гантели, “подвижные человечки”). Музыкально- театральная зона предназначена для проведения нетрадиционных уроков и внеклассных мероприятий. Здесь есть кукольный театр, библиотека, сборники видеоматериалов и звуковых записей. В зоне психологической разгрузки оборудовано специальное место,

которое называется “Мой уголок”. Это место предназначено для отдыха детей, беседы с учителем, психологом. Учебная зона традиционно включает в себя материалы и пособия для учителя и детей. С особым интересом дети относятся к стенду “Мы – звёзды”. В начале первого класса дети получают в подарок звезду. Каждой звезде присваивается имя ребёнка. Звёзды образуют созвездие “Мы”. Каждая звезда – это своеобразная “копилка” добрых дел, достижений ученика. Звезда имеет свой паспорт, куда записываются успехи каждого ребёнка. Один раз в четверть ученик “приглашает в гости” на свою “звезду” и дети с удовольствием отмечают всё хорошее в однокласснике.

Организованное таким образом предметно-развивающее пространство позволяет обеспечить здоровьесберегающий подход к учебно-воспитательному процессу.

2. Рациональная организация учебно-воспитательного процесса.

Основные здоровьесберегающие идеи, лежащие в основе обучения и воспитания, вытекают из закономерностей жизнедеятельности школьника: снижение утомляемости путём чередования различных форм и методов проведения занятий, рационально составленного расписания; использование приёмов, способствующих активизации мышления и творческой деятельности школьников; создание комфортной психологической обстановки во время проведения учебных занятий (поддержание позитивного контакта, преобладание положительных эмоций, доброжелательность учителя); создание ситуации успешного обучения (педагогика радости); индивидуальный и дифференцированный подход; оздоровительная направленность учебно-воспитательного процесса.

Программы начальной школы дают благоприятные возможности для внедрения системы валеологического обучения и воспитания учащихся. Главная идея здоровьесберегающего сопровождения работы учителя заключается в организации комфортного сотрудничества, приносящего удовольствие от совместной деятельности.

Для достижения этой цели применяются игровые технологии, технологии уровневой дифференциации, коллективный способ обучения. Наличие на уроках активизации творческого мышления - крайне необходимое условие для охраны здоровья. Для этого используются такие приёмы работы, как “гимнастика ума”, “мозговой штурм”,

“к барьеру”, работа в парах, группах, создание проблемных ситуаций. Очень популярны у детей нетрадиционные уроки, система которых разработана по каждому предмету, Это уроки-праздники, уроки-концерты, уроки-сказки, уроки-путешествия. Особое внимание уделяется приёмам, направленным на развитие эмоций, самопознания, самооценки. Дети знакомятся с “Азбукой настроений”, игрой “Что такое хорошо, что такое плохо”, “Фоторобот”, “Покори вершину”. При этом школьники работают с наборами карточек “Цветные кубики”, “День-ночь”, “Мозайка настроения”, “Мой день”. Эти приёмы помогают детям чувствовать себя на уроках комфортнее, снижают тревожность.

Для создания благоприятной обстановки на занятиях широко используется психогимнастика. Психофизическая тренировка является разновидностью психотерапии и аутотренинга. Она построена на использовании общеразвивающих и специальных упражнений, а также некоторых видов дыхательных упражнений в целях повышения работоспособности и восстановления здоровья. Работа ведётся в трёх направлениях.

Первое – управление дыханием. Это эффективное средство влияния на тонус мышц и центры мозга. Используются упражнения: дыхание под счёт, с произношением “а-о-ум”, сидя, во время ходьбы.

Второе направление – управление тонусом мышц. Это позволяет снять психическое напряжение, быстро восстановить силы. При этом можно использовать различные упражнения для снятия напряжения с плечевого пояса, для расслабления мелких мышц кистей рук, для снятия утомления с мышц туловища ( “поза дремлющего кучера”, “тянем канат”, “поза фараона”, “сорви яблоко”).

Третье направление – самовнушение. На этом этапе используются короткие тексты успокаивающего характера. Формулировки строятся в виде простых и кратких утверждений с позитивной направленностью. Угнетённое состояние снимается, плохое настроение повышается от тихого прослушивания музыкальных произведений, которое можно сочетать с чтением стихов и рассказов. Упражнения на расслабление помогают отдохнуть, успокоиться, сосредоточиться, чтобы с новыми силами приступить к занятиям.

Позитивные результаты даёт применение зрительных оздоровительных минуток, на которых проводятся общеукрепляющие упражнения для глаз, игры “Далеко-близко”, “Метка на стекле” “Календарик”, “Пальминг”, широко используется динамический офтальмотренажор Базарного.

Большую роль в снятии динамической нагрузки играют оздоровительные минутки и двигательные перемены. Упражнения необходимо делать сюжетными, давать им названия. Это способствует развитию интереса учащихся к их выполнению, формирует наблюдательность. Их можно сочетать с интеллектуальными заданиями, что позволит одновременно развивать как интеллектуальную сферу, так и двигательную активность. Это могут быть упражнения с предметами и без них.

Двигательные упражнения без предметов:

  • “Зеркало” (повтор движений);
  • “Клоуны” (повтор мимики);
  • “Близнецы” (взявшись за руки, выполнить одинаковые упражнения);
  • “Ласка” (обними себя);
  • “Десантники” (рывки руками, прыжки);
  • “Канатоходцы” (упражнения для стопы);
  • “Пантомима” (имитация движения поезда, самолёта, пингвина, змеи ).

Двигательные упражнения с предметами:

  • с книгой (“Тяжёлый груз”, “Борьба с трудностями”, “Прятки с книгой”);
  • с ватой (“Живые комочки”, “Ветер”, “Принеси кувшин”, “Равновесие”);
  • с ластиком, карандашом (“Передай другому”, “Прыгалки”);
  • с газетой (“Волшебная палочка”, “Снежки”, “Эстафета”).

Для удобства все упражнения представлены в виде карточек-заданий, которые выбираются произвольно. Упражнения сопровождаются музыкой.

При организации двигательных перемен применяются игровые коллективные упражнения из серии “Учись быть рядом”: “Путаница”, “Поддержка”, “Пробуждение”, “Эстафета”, а также гимнастика маленьких волшебников (Чунаха И. В.). Это развивает наблюдательность, умение общаться, формирует культуру совместных действий.

С целью оптимизации двигательной активности, защиты учащихся от переутомления в режим учебного дня включаются различные формы занятий физическими упражнениями:

утренняя зарядка, оздоровительные минуты на каждом уроке, динамические перемены, динамическая пауза, уроки физкультуры и ритмики, спортивные праздники и соревнования. Для детей, посещающих группу продлённого дня, используются следующие формы работы: прогулки на свежем воздухе, игры с элементами спорта,

малые формы оздоровления, двигательные тренинги, мини-уроки здоровья, спортивный час, занятия в кружках и секциях, комплексы упражнений для профилактики нарушений здоровья.

3.  Воспитание у школьников культуры здоровья, формирование знаний, умений и навыков по развитию, укреплению и сохранению здоровья.

Основными задачами данного направления работы являются:

  • развитие навыков самопознания (знание своего организма, развитие навыков гигиены тела, труда, отдыха);
  • формирование навыков профилактики заболеваний (представление о заболеваниях, способы защиты);
  • совершенствование навыков гигиены питания (следование принципам здорового питания);
  • совершенствование навыков безопасного поведения (освоение модели поведения в экстремальной ситуации).

Одной из форм призванной решать эти задачи, являются уроки здоровья. Занятия должны быть занимательными, развивать наблюдательность, фантазию, интерес к окружающей действительности. Каждое из них лучше строить из нескольких блоков. Так занятие на тему “Значение осанки в жизни человека” состоит из 4 блоков. Первым стоит мотивационный блок. В нём идёт обсуждение слов “осанка” и “стать” на примере сказки о Василисе Прекрасной. Вторым следует основной блок, в котором разучиваются упражнения по формированию осанки. В блоке творчества дети отправляются в путешествие по Индии, где выполняют упражнения как индийцы (с предметами на голове), танцуют индийские танцы, рисуют свои впечатления об Индии. Информационный блок содержит памятки о профилактике нарушения осанки. В двигательном блоке дети выполняют упражнения “Кто я?”, “Велосипед”, “Прямой угол”, “Плавание”, “Игра с морской галькой”, “Учимся ходить”. В заключительном блоке учащиеся решают вопрос: какое значение имеет осанка в жизни человека? В результате таких занятий школьники накапливают разнообразный двигательный опыт, учатся самостоятельно контролировать навык правильной осанки.

Учебно-воспитательная работа с младшими школьниками в нашей школе включает формы организации валеологической деятельности школьников. Одним из способов организации педагогического процесса является валеологический проект, который помогает учителям приобщить учащихся к культуре здоровья, способствует приобретению навыков здоровьетворческой деятельности.

С интересом участвуют ученики в составлении “Книги о здоровье”. Работа над составлением “Книги…” ведется совместно с родителями учащихся. Книга состоит из страниц (мини-проектов):

  • мысли о здоровье (цель проекта – составить своеобразную копилку пословиц, поговорок, высказываний, афоризмов о здоровье и здоровом образе жизни);
  • азбука здоровья (цель проекта – узнать как можно больше о витаминах, их группах, их пользе нашему организму);
  • зеленая аптека (цель проекта – познакомить детей с лекарственными растениями, их целебными свойствами, правилами сбора и хранения);
  • осторожно – ядовито (цель проекта – узнать о ядовитых растениях, грибах, познакомиться с симптомами отравления этими растениями);
  • если хочешь быть здоров – закаляйся (узнать из литературных источников о закаливании, его роли в сохранении и укреплении здоровья человека, формах и средствах закаливания;
  • пить и курить – здоровью вредить (найти сведения о влиянии алкоголя, курения на здоровье человека, собрать данные об их вреде на детский организм).

Проекты выполняются коллективно. Ученики с помощью учителей и родителей работают с литературными источниками, собирают и оформляют материал по теме. На классных часах проводят презентации своего проекта и сдают его членам школьного жюри.

Проведение эколого-валеологической экспертизы местности помогает педагогам включить учащихся начальной школы в деятельность по оценке условий окружающей среды, воспитать у каждого ученика чувство ответственности за родную школу, город, за свою планету.

В течение 10 дней группы экспертов выполняют задания в содружестве с учителями и родителями.

Задания для учащихся 1- 2 классов:

  1. осмотрите свой дом и определите: экономно ли ведется хозяйство? Как расходуется вода? электричество? Много ли отходов и отбросов? Правильно ли вы их выбрасываете?
  2. есть ли у вашей семьи любимые места отдыха на природе? Все ли там благополучно? Что можно сделать, чтобы исправить нездоровое состояние природы?

Задания для учащихся 3-4 классов:

  • подсчитайте количество деревьев и кустарников на территории школы. Определите их количество на каждого человека.
  • достаточно ли их для восстановления кислорода в воздухе? (определяется по формулам)
  • определить возможность своего участия в озеленении школьной территории, сформулируйте свои предложения.

Экспертная комиссия выслушивает итоги выполнения заданий и конкретные предложения по их оздоровлению.

Данная деятельность ценна не только в плане нравственного воспитания учащихся, но и с точки зрения развития практических умений и навыков.

Использование доступных методов диагностики состояния здоровья и развития учащихся дало возможность создать индивидуальную карту здоровья каждого ученика, которая служит ориентиром для выбора тактики оздоровительных и профилактических мероприятий как для каждого ребёнка, так и для группы учащихся.

Таким образом, только комплексная организация всех направлений здоровьесберегающей программы и системный подход к организации учебно-воспитательного процесса позволит создать условия, при которых ученик сможет сохранить своё физическое и психическое здоровье.

Использованная литература:

  1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М. Вако, 2004.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - Москва: Вако, 2004.
  3. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  4. Чупаха И.В., Пужаева Е.З. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – Москва-Ставрополь: Народное образование, 2004.