Срок реализации: 3 месяца (сентябрь, октябрь, май).
Тип проекта: информационно - практико – ориентированный.
Вид проекта: фронтальный (с группой детей и их семьями)
Цель: Создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности, развития воображения и художественно – творческих способностей, в процессе реализации проекта «Кладовая земли».
Задачи проекта:
1.Формирование у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли;
2. Познакомить детей с экосистемой Алтайских гор;
3. Развитие любознательности, интереса к разнообразным природным ресурсам;
4.Формирование предпосылок экологической культуры дошкольников;
5.Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
6.Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а за тем и самостоятельно;
7.Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
8.Обогащение словарного запаса дошкольников;
9.Развитие мелкой моторики рук.
Актуальность
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения природы, экосистемы региона, страны в целом.
Мы стараемся найти интересующую нас тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально – оценочного отношения к происходящему.
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги? Не только для того, чтобы не споткнуться, не упасть. А для того еще, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень.
Камни – дети самой Земли. Наша планета, сложенная, построенная в основном из твердых пород, дарит нам то пестрый кусок гранита, то желто – коричневый кремень, то черную прозрачную пластину слюды… Держите. Любуйтесь. Каждый камень по – своему красив, каждый интересен. А если рассмотреть изделие из камней? Вы попадете в неповторимое царство, где правят красота природы и мастерство людей, создающих из камня великолепные произведения искусства.
Знакомство детей с природой Алтайского края, полезными ископаемыми, добываемыми в регионе, просто камнями, способствует: расширению кругозора детей, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять происхождение рукотворных предметов, знакомству с профессиями людей, обследованию предметов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группировке предметов в соответствии с познавательной задачей.
Мы знакомим детей с новыми понятиями, названиями полезных ископаемых, географических мест, использованием камня в жизни человека, тем самым способствуем формированию активного словаря детей, а значит, развиваем речевые умения и навыки личности, способствуем повышению уровня познавательных способностей, развиваем воображение, способствуем гармоничному развитию личности.
Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком, без элементарных знаний окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи «человек – природа». Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.
Идеи проекта: Все занятия по проекту «Кладовая Земли», взаимосвязаны, дают продолжение для других видов деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того, чтобы и педагог и ребенок продолжали нести частицу радости, эмоциональный заряд, а главное желание продолжать работу по данному проекту. Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без интереса и желания, не становятся активным достоянием ребенка.
Результат:
В ходе реализации проекта:
Мы успешно провели занятия;
Организовали экскурсию в магазин «Мир камня»;
Собрали и оформили альбом «Мир камня»;
Дополнили материалом уголок предметно – развивающей среды «Алтайский край».
Совместно с детьми изготовлена дидактическая игра «Узнай и назови»; «Что из чего?»;
Совместно с родителями оформили в группе «Музей камня», макет «Горы и пещеры»;
Подготовили с детьми презентацию «Музея камня».
В ходе проектирования дети – знают:
- Из чего состоит почва;
- Какими полезными ископаемыми богат Алтайский край и Россия;
- Как добывают земные богатства и где используют;
- Проявляют познавательные способности;
- Демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- Способны определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а за тем и самостоятельно;
- Готовы к индивидуальному самовыражению;
- С удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности;
- Совершенствуют мелкую моторику рук;
Стратегия реализации проекта
1 этап. Рождение проблемы.
Дети играли в песочнице, выкопали большую яму и нашли осколок кирпича. Пригласили воспитателя и сообщили, что нашли полезные ископаемые.
Примерные вопросы:
Воспитатель: Ребята, подумайте, это действительно полезные ископаемые? Какие полезные ископаемые вы знаете? Кирпич является полезным ископаемым или его делают люди? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вы знаете о полезных ископаемых земли?
(ответы детей)
Они находятся в Земле, в пещерах, в глубине, под землей. Их добывают, выкапывают. Они полезные. Их используют люди для жизни. Это нефть, уголь, соль, золото, песок, глина и другие.
Воспитатель: Что бы вы хотели еще узнать?
А в Белокурихе добывают полезные ископаемые, или в Алтайском крае?
Какие еще есть камни? Как добывают из земли полезные ископаемые? Что из них делают?
Воспитатель: Где узнать ответы на ваши вопросы?
(Ответы детей)
Спросить у родителей.
Узнать на занятиях от воспитателя.
Прочитать в энциклопедии и других книгах.
2-й этап. Мероприятия и события с детьми.
Занятия (Интеграция познавательной и продуктивной деятельности).
- «Что у нас под ногами?» (познавательное, нетрадиционное ИЗО)
- «Камни. Как человек использует камни.» (познавательное, опыты )
- «Кладовая земли» (познавательное)
- «Живой мир Алтайских гор» (познавательное, развитие речи)
Опыты и практические задания:
- «Вода камень точит»
- «Почему камни бывают разноцветными?»
- «Вулкан»
Беседы:
- «Эти таинственные пещеры».
- «Что делают из природных ископаемых?» (рассматривание образцов)
- «Обитатели гор».
Предметно – развивающая среда: Изготовление макета «Горы и вулкан»;
Оформление выставки «Фотоматериалы «Кладовая Земли»
Изготовление поделок из природного материала «Что из чего?»;
Раскраски «Украшения»;
Экскурсия в магазин «Мир камня»;
Оформление альбома по итогам экскурсии «Мир камня»;
Рассматривание коллекции камней;
Чтение художественной литературы;
- П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы».
- Братья Гримм «Беляночка и Розочка».
- «Почемучка»: «Что такое вулкан? Стр 36
- «Что такое подземные богатства?» стр 37
- «Сказка про каменный уголь» стр.38.
- «Что внутри шахты», «Откуда берется бензин?» стр 40.
- «О чем шептались камешки?»
Просмотр мультфильмов;
«Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Пластилиновая история», «Алеша Попович».
Составление картотеки игр по проекту «Кладовая земли».
3-й этап. Заключительный (Подведение итогов).
Итоговое интегрированное занятие «Путешествие к Хозяйке медной горы».
Оформление в группе «Музея камня». Презентация музея .
4. Содержание приложения:
Конспекты занятий:
(Интеграция познавательной и продуктивной деятельности).
- «Что у нас под ногами?» (познавательное, нетрадиционное ИЗО)
- «Камни. Как человек использует камни.» (познавательное, опыты )
- «Кладовая земли» (познавательное)
- «Живой мир Алтайских гор» (познавательное, развитие речи)
5. Опыты и практические задания:
- «Вода камень точит»
- «Почему камни бывают разноцветными?»
- «Вулкан»
6. Конспект итогового интегрированного занятия «Путешествие к Хозяйке медной горы».
Литература
- Л.В.Ковинько «Секреты природы – это так интересно». М,2004г.
- «Про небо и землю». (Сказочная хрестоматия) М,1999г.
Сост. В.И.Ашиков, С.Г.Ашикова.
- Н.А.Рыжова «Что у нас под ногами «(песок, глина, камни) М,2005г.
- Н.А.Рыжова «Почва – живая земля» (почва) М,2005г.
- Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Мир, в котором я живу» М,2005г.
- А.И.Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» М.2004г.
- География для малышей. (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет)
Издательство Мозайка – Синтез 2007г.
- Тайны природы (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет)
Издательство Мозайка – Синтез 2008г.
- А.Алексин, С.Михалков,Л.Разгон, В.Хелемендик «Почемучка»
Изд. «Педагогика – Пресс»1987,1990,1991,1992.
- М.Голицын. «Сокровища Земли» Я познаю мир.
М. Изд – во АСТ, 2001г.
- В.Соболевский «Замечательные минералы. М.Просвещение 1983г.
- А.А.Плешаков «От земли до неба» М. Просвещение, 2002.