Разработка урока для 5-го класса "Дом под крышей голубой"

Разделы: Музыка


Цель: Развитие духовности учащихся активным включением в музыкальное  художественное творчество.  Показать на музыкальных и, литературных  художественных произведениях современных авторов единство окружающего мира и человека.

 Задачи:

Обучающая

Обобщить на новом уровне роль музыки, литературы и живописи в жизни человека. Направить анализ произведения на выявление содержание музыки и ее способности вызывать те или иные чувства. Подчеркнуть интонационное родство различных видов искусства. Побудить учащихся к рассуждению, анализу, самостоятельному формированию соответствующие теоретических выводов и обобщений. Выявить художественный контекст живописи, музыки, видео-искусства и литературы

Воспитательная

Воспитать бережное отношение к окружающей среде наблюдательность. Вызвать эмоциональный и духовный отклик на различны виды искусств, воспитать чувство ответственности за будущее нашей планеты.

Развивающая

Развивать творческие способности детей, умение выразительно говорить о музыке. Формировать музыкальную наблюдательность, навыки певческого дыхания, выразительного исполнения песни. Развивать сопереживание, душевный отклик при помощи правильно составленных поставленных вопросов. Знакомить учащихся с творчеством современных художников и музыкантов в области экологии.

Музыкальный материал:

  • Ансамбль «Консорт» - « Звуки Земли», - совместное исполнение.
  • В. И. Петров «На одной планете»- совместное исполнение.
  • Г. Струве «Дом под крышей голубой» - исполнение.
  •  Видеоклип М. Джексон «Песня Земли».

 

Ход урока

I. Вокально-хоровые и дыхательные упражнения.

Делаем дыхательную разминку на основе полного дыхания. (Фонопедические упражнения по системе В. Емельянова. Распеваемся с закрытым ртом.)

Учитель:

Мы делаем упражнения, чтобы настроить наше горлышко для исполнение музыки. Когда космонавты были на орбите, то по приборам они зафиксировали, что земля  издаёт звуковые волны, т.е. поёт.(зем-ля-я). Поэтому наша планета умеет дышать,  т.к. она является живым организмом: она когда-то родилась, имела своё детство,  юность. А вот долго ли она проживёт - зависит это от нас с вами. От того, как мы будем к ней относится и как сможем о ней заботиться, (презентация к 1,2). Именно об это мы с вами будем говорить.
А вы знаете, какую ноту поёт наша Земля? Ученные утверждают, что она поёт  только одну ноту «ЛЯ».
Мы тоже настроим свои голоса от этой ноты.

(Пение с закрытым ртом звук; (ЛЯ-Я-Я закр. рот)

А вот музыканты не согласны, что земля поёт только одну ноту. Ансамбль джазовой музыки «Консорт» представил «Песнь Земли», в которой звучат голоса всего живого на планете.

Исполнение «Песнь Земли» - совместное исполнение.

- Ребята, скажите честно (поднимите руки) - кто сегодня не умывался? А кто никогда-никогда не убирает у себя в комнате?
Получается, что все мы следим за своей чистотой, чистотой своего дома, но забываем о чистоте своей планеты!

Французский писатель А. Экзюпери сочинил сказку «Маленький принц». Главный герой - Маленький принц, рассказывая о своей планете, говорит: «встал утором, умылся, привёл себя в порядок, приведи в порядок свою планету», т.е. люби и заботься о ней, ухаживай и не обижай её, береги. (презент)
Мы все должны заботиться о своей планете - красивом доме под голубой  небесной крышей.

Исполнение песни «Дом под крышей голубой»( фонограмма)

II. Вокально-хоровая работа.

Учитель

- Ученые предполагают, что нас окружают множество живых миров, но мы их часто просто не видим или не замечаем (мир животных, насекомых, подводный мир, животный мир и т.д.). И своей грубостью, свои безразличием можем даже разрушить их. Посмотрите, каждый из вас - это цель мир со своими воспоминаниями, привычками, интересами. Я хочу вам показать картину, где художник очень чётко выразил эту мысль. Давайте посмотрим и обсудим, что вы на ней видите? (презентация)

«Зачарованные миры».

Вопросы:

  • Что это за шарики?
  • Почему девушка бережно поддерживает один из шаров?
  • А что случится с этими шарами, если девушки станут с ними играть бросать, прокалывать?
  • Будет ли после этого картина такой же красивой и доброй?

Учитель:

А ведь чуть ли не каждый день люди своей грубостью, непонимание вторгаются в мир другого человека, разрушая его. Вот почему, так важно бы чутким и внимательным в общении с другими людьми и особенно со своими близкими. К нам на урок я пригласила учащихся старших классов, которые исполнят песню, а припев этой песни мы исполним вместе

Разучивание припева песни « На одной планете». Слайд («На одной планете» - припев). (приложение 1, фонограмма)

Вокально-хоровая работа.

Проговорить слова неслышно (Эффект выключенного телевизора).

Песня « На одной планете» в исполнении приглашенных старшеклассников. Припев - совместное исполнение.

Учитель:

Каждый человек должен помнить о хрупкости человеческих отношений, уязвимости нашей любимой планеты Земля. Каждый должен сделать в своей жизни что-то, что принесёт пользу нашему общему дому- планете, людям. И это поверьте, очень просто: пожалейте обиженного, помогите нуждающемуся, посадите дерево или цветок, накормите и обогрейте бездомных животных, не разбрасывайте мусор, который загрязняет воздух вокруг нас.
И многие известные люди, выступают против войны, разрухи, уничтожение природных красот. Они всей своей жизнью, творчеством призывают к бережному отношению к окружающему нас миру.
Демонстрация видео клипа М. Джексона

III. Вывод

Вы увидели страшные картины, но вы увидели, что этого всего можно избежать. Всё зависит только от нас. Я вам задаю творческое домашнее задание: нарисуйте каждый свою планету такой, какой бы вы хотели её видеть.

Выставление оценок.

Мне понравилось, как вы сегодня работали. Отметить лучших учеников в распеве, обсуждении картины. Ребята я надеюсь, что вы не забудете ту музыку и те картины, которые вы сегодня увидели и станете добрее друг к другу.

Приложение 4