Урок математики в 5-м классе "Правильные и неправильные дроби"

Разделы: Математика


Цели урока:

Образовательные:

  • повторить основное свойство дроби;
  • приведение дробей к новому знаменателю;
  • сравнение дробей;
  • ввести понятие правильных и неправильных дробей;
  • формировать умение различать правильные и неправильные дроби, приводить примеры.

Развивающие:

  • развивать внимание, речь, память, логическое мышление, самостоятельность.

Воспитательные:

  • воспитывать стремление достигать поставленную цель; уверенности в себе, умение работать в коллективе.

Знать: понятия правильных и неправильных дробей, различия между ними.

Уметь: составлять и записывать правильные и неправильные дроби.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Оборудование: экран, мультимедиа, презентация «Правильные и неправильные дроби»(приложение 1),  карточки с изображением пирогов (рисунок 1), изображение плодов, цветов, зелёных и жёлтых листьев (рисунок 2).



п/п

Этап урока

Время

Задачи этапа

1.

Организационный момент.

3 мин.

Настроить учащихся на урок.

2.

Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.

10 мин.

Повторить основное свойство дроби, сравнение дробей, сокращение дробей, приведение дробей к новому знаменателю.

3.

Изучение нового материала.

10 мин.

Ввести понятие правильных и неправильных дробей;

4.

Физкультминутка.

3 мин.

Снять утомление ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

5.

Закрепление изученного материала.

13 мин.

Формировать умение различать правильные и неправильные дроби, приводить примеры.

6.

Домашнее задание.

2 мин.

Инструктаж по домашнему заданию.

7.

Итог урока.

4  мин.

Подведение итога. Выставление оценок. Рефлексия.

Ход урока

1). Организационный момент.

Настрой на урок: ребята, я попрошу вас закрыть глаза и выполнить упражнение «Дыхание горкой»

Вдох – выдох – пауза.

2 вдоха – 2 выдоха – пауза.
3 вдоха – 3 выдоха – пауза.
2 вдоха – 2 выдоха – пауза.
Вдох – выдох – пауза.

(Чем длиннее пауза, тем лучше).

Открыли глаза. Откроем тетради подпишем число, классная работа.

2). Актуализация знаний. Повторение пройденного материала. (Слайд № 1).

Фронтальный опрос:

- Какую тему изучали на предыдущих уроках?

  • Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби.

- Какую цель поставим перед собой?
- Из какого действия получается дробь?

  • Дробь получается из частного (деления).

- Чем заменяли деление?

  • Деление заменяли дробной чертой.

- Как называется число, стоящее над дробной чертой?

  • Число, стоящее в дроби над чертой называется числитель.

- Как называется число, стоящее под чертой?

  • Число, стоящее в дроби под чертой называется знаменатель.

- Что мы уже умеем делать с дробями?

  • Дроби умеем сравнивать, сокращать, приводить к новому знаменателю.

Повторим сравнение дробей. ( По гиперссылке «сравнить» на слайд № 2)

- Какие дроби можем сравнивать?

  • Дроби можем сравнивать с одинаковыми знаменателями, с одинаковыми числителями, с разными знаменателями и числителями.

- Повторим правила. (По гиперссылке «с одинаковыми знаменателями» на слайд № 3).

Устно:

1.Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями:

(По гиперссылке на слайд № 2).

(По гиперссылке «с одинаковыми числителями» на слайд № 4).

2. Сравнение дробей с одинаковыми числителями:

 (По гиперссылке  на слайд № 2).

Письменно в тетради, два ученика у доски:

(По гиперссылке «с разными знаменателями» на слайд № 5).

1. Сравнить дроби:

 

Обменяться тетрадями, выполнить взаимопроверку.

Подвести итог: 

3  «+»   отметка 5,
2  «+»   отметка 4,
1  «+»   отметка 3.

(По гиперссылке на слайд № 1).

Повторим сокращение дробей.

1. (По гиперссылке «сократить дробь» на слайд № 6).

Письменно в тетради, два ученика у доски:

2. Сократить дроби:

Обменяться тетрадями, выполнить взаимопроверку.

Подвести итог: 

3  «+»   отметка 5,
2  «+»   отметка 4 ,
1  «+»   отметка 3.

(По гиперссылке на слайд № 1).

Повторим приведение дробей к новому знаменателю.  (По гиперссылке  «приводить к новому знаменателю» на слайд № 7).

Письменно в тетради, два ученика у доски:

3. Привести дроби к новому знаменателю:

 к знаменателю 50;  к знаменателю 21;  к знаменателю 18.

Обменяться тетрадями, выполнить взаимопроверку.

Подвести итог: 

3  «+»   отметка 5,
2  «+»   отметка 4 ,
1  «+»   отметка 3.

(По гиперссылке  на слайд № 1).  

Рефлексия:    

- Кто считает, что ранее изученный материал усвоил хорошо?
- Кто думает, что надо ещё поработать над этим материалом?
- Кто доволен своими результатами?

3. Изучение нового материала.  

Учащимся предлагается записать тему урока в тетрадь:  «Правильные и неправильные дроби».

- Знакома ли вам тема сегодняшнего урока?
- Сформулируйте цели и задачи урока.

1. Решить задачу: (по гиперссылке   на слайд № 8).  

На день рождение Кати мама испекла 2 пирога с с орехами и черносливом. Мама разрезала каждый пирог на 8 частей. Гости съели 5 кусочков пирога.

Ответим на вопросы:

1) Какую часть пирогов съели гости?
2) Какая часть пирогов осталась?
3) Какая часть пирогов осталась, если было съедено ещё 3 кусочка?

Для того, чтобы решить эту задачу, воспользуемся карточками, на которых изображены пироги (рисунок 1).

- На сколько частей мама делила каждый пирог? (Делим каждый пирог на 8 частей).
- Сколько кусочков пирога съели гости? (5 кусочков. Закрашиваем 5 кусков пирога).
- Какую часть пирогов съели гости? (Записываем ).
- Какая часть пирогов осталась? (Записываем ).
- Сколько ещё кусочков пирога было съедено гостями? ( 3 кусочка. Закрашиваем ещё 3 кусочка пирога).
-  Какая часть пирогов теперь осталась? ( Записываем  ).
-  Какие дроби получили и чем они отличаются друг от друга?

2. Учащиеся замечают (или к этому выводу подводит учитель), что у первой дроби числитель меньше знаменателя, у второй - числитель больше знаменателя, у третьей - числитель равен знаменателю.

Во многих задачах обыкновенные дроби используют для обозначения части целого. Здравый смысл подсказывает, что часть всегда меньше целого. Тогда как быть с дробями ?

Это уже не часть от целого. Наверное, поэтому их и называют неправильными дробями.

- Учащимся предлагается сформулировать понятия правильной и неправильной дроби и записать их в тетрадь.

Правила: (слайд « 9).

  • Дробь называется неправильной, если числитель больше или равен знаменателю.
  • Дробь называется правильной, если числитель меньше знаменателя.

4. Физкультминутка.

5. Закрепление изученного материала.

1. Устно: (слайд № 10).

Дан ряд дробей:

а) Какая из дробей лишняя и почему?

б) Какая из дробей лишняя и почему?

2. Письменно в тетрадях:

(учебник: Математика. 5 класс. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович ): (слайд № 11).

№  377 – самостоятельно; проверить (слайд № 12):  

подвести итог :

10  «+»   отметка 5,
9-8  «+»   отметка 4 ,
7-6  «+»   отметка 3.

(по гиперссылке   на слайд № 11).  

№  378 - обсудить решение номера, решение в тетрадях, двое учащихся у доски;

№  380 - обсудить решение номера, решение в тетрадях, двое учащихся у доски.

(По гиперссылке     на слайд № 13).  

3. Выполните тест в тетради:

1) Если числитель больше знаменателя, то дробь -

а) правильная;  
б) неправильная;  
в) обыкновенная.

2) Если числитель меньше знаменателя, то дробь-

а) правильная;  
б) неправильная; 
в) обыкновенная.

3) Дробь  будет неправильной, если:

а) с=6; 
б) с=3; 
в )с=5.

4) Найдите два значения а, при которых дробь будет неправильной и  меньше .

Подвести итог:  

4  «+»   отметка 5,
3  «+»   отметка 4 ,
2  «+»   отметка 3.

6. Домашнее задание (слайд № 14).

Правила повторить; № 1-4 на стр. 105-106, дополнительно № 370 (г).

7. Подведение итогов (каждый учащийся выставляет себе оценку за работу на уроке). Учитель оценивает работу учащихся на уроке и выставляет оценки .

Рефлексия (слайд № 15).

«Дерево удовлетворённости»

По окончании  урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды (рисунок 2):

Плоды – урок прошёл  полезно, плодотворно;
Цветок – урок прошёл довольно неплохо;
Зелёный листок – не совсем удовлетворён уроком;
Жёлтый листок – урок не понравился, скучно.
(Слайд № 16).