Цели урока:
Образовательные:
- повторить основное свойство дроби;
- приведение дробей к новому знаменателю;
- сравнение дробей;
- ввести понятие правильных и неправильных дробей;
- формировать умение различать правильные и неправильные дроби, приводить примеры.
Развивающие:
- развивать внимание, речь, память, логическое мышление, самостоятельность.
Воспитательные:
- воспитывать стремление достигать поставленную цель; уверенности в себе, умение работать в коллективе.
Знать: понятия правильных и неправильных дробей, различия между ними.
Уметь: составлять и записывать правильные и неправильные дроби.
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.
Оборудование: экран, мультимедиа, презентация «Правильные и неправильные дроби»(приложение 1), карточки с изображением пирогов (рисунок 1), изображение плодов, цветов, зелёных и жёлтых листьев (рисунок 2).
№ п/п |
Этап урока |
Время |
Задачи этапа |
1. |
Организационный момент. |
3 мин. |
Настроить учащихся на урок. |
2. |
Актуализация знаний. Повторение пройденного материала. |
10 мин. |
Повторить основное свойство дроби, сравнение дробей, сокращение дробей, приведение дробей к новому знаменателю. |
3. |
Изучение нового материала. |
10 мин. |
Ввести понятие правильных и неправильных дробей; |
4. |
Физкультминутка. |
3 мин. |
Снять утомление ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. |
5. |
Закрепление изученного материала. |
13 мин. |
Формировать умение различать правильные и неправильные дроби, приводить примеры. |
6. |
Домашнее задание. |
2 мин. |
Инструктаж по домашнему заданию. |
7. |
Итог урока. |
4 мин. |
Подведение итога. Выставление оценок. Рефлексия. |
Ход урока
1). Организационный момент.
Настрой на урок: ребята, я попрошу вас закрыть глаза и выполнить упражнение «Дыхание горкой»
Вдох – выдох – пауза.
2 вдоха – 2 выдоха – пауза.
3 вдоха – 3 выдоха – пауза.
2 вдоха – 2 выдоха – пауза.
Вдох – выдох – пауза.(Чем длиннее пауза, тем лучше).
Открыли глаза. Откроем тетради подпишем число, классная работа.
2). Актуализация знаний. Повторение пройденного материала. (Слайд № 1).
Фронтальный опрос:
- Какую тему изучали на предыдущих уроках?
- Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби.
- Какую цель поставим перед собой?
- Из какого действия получается дробь?
- Дробь получается из частного (деления).
- Чем заменяли деление?
- Деление заменяли дробной чертой.
- Как называется число, стоящее над дробной чертой?
- Число, стоящее в дроби над чертой называется числитель.
- Как называется число, стоящее под чертой?
- Число, стоящее в дроби под чертой называется знаменатель.
- Что мы уже умеем делать с дробями?
- Дроби умеем сравнивать, сокращать, приводить к новому знаменателю.
Повторим сравнение дробей. ( По гиперссылке «сравнить» на слайд № 2)
- Какие дроби можем сравнивать?
- Дроби можем сравнивать с одинаковыми знаменателями, с одинаковыми числителями, с разными знаменателями и числителями.
- Повторим правила. (По гиперссылке «с одинаковыми знаменателями» на слайд № 3).
Устно:
1.Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями:
(По гиперссылке на слайд № 2).
(По гиперссылке «с одинаковыми числителями» на слайд № 4).
2. Сравнение дробей с одинаковыми числителями:
(По гиперссылке на слайд № 2).
Письменно в тетради, два ученика у доски:
(По гиперссылке «с разными знаменателями» на слайд № 5).
1. Сравнить дроби:
Обменяться тетрадями, выполнить взаимопроверку.
Подвести итог:
3 «+» отметка 5,
2 «+» отметка 4,
1 «+» отметка 3.
(По гиперссылке на слайд № 1).
Повторим сокращение дробей.
1. (По гиперссылке «сократить дробь» на слайд № 6).
Письменно в тетради, два ученика у доски:
2. Сократить дроби:
Обменяться тетрадями, выполнить взаимопроверку.
Подвести итог:
3 «+» отметка 5,
2 «+» отметка 4 ,
1 «+» отметка 3.
(По гиперссылке на слайд № 1).
Повторим приведение дробей к новому знаменателю. (По гиперссылке «приводить к новому знаменателю» на слайд № 7).
Письменно в тетради, два ученика у доски:
3. Привести дроби к новому знаменателю:
к знаменателю 50; | к знаменателю 21; | к знаменателю 18. |
Обменяться тетрадями, выполнить взаимопроверку.
Подвести итог:
3 «+» отметка 5,
2 «+» отметка 4 ,
1 «+» отметка 3.
(По гиперссылке на слайд № 1).
Рефлексия:
- Кто считает, что ранее изученный материал усвоил хорошо?
- Кто думает, что надо ещё поработать над этим материалом?
- Кто доволен своими результатами?
3. Изучение нового материала.
Учащимся предлагается записать тему урока в тетрадь: «Правильные и неправильные дроби».
- Знакома ли вам тема сегодняшнего урока?
- Сформулируйте цели и задачи урока.
1. Решить задачу: (по гиперссылке на слайд № 8).
На день рождение Кати мама испекла 2 пирога с с орехами и черносливом. Мама разрезала каждый пирог на 8 частей. Гости съели 5 кусочков пирога.
Ответим на вопросы:
1) Какую часть пирогов съели гости?
2) Какая часть пирогов осталась?
3) Какая часть пирогов осталась, если было съедено ещё 3 кусочка?
Для того, чтобы решить эту задачу, воспользуемся карточками, на которых изображены пироги (рисунок 1).
- На сколько частей мама делила каждый пирог? (Делим каждый пирог на 8 частей).
- Сколько кусочков пирога съели гости? (5 кусочков. Закрашиваем 5 кусков пирога).
- Какую часть пирогов съели гости? (Записываем ).
- Какая часть пирогов осталась? (Записываем ).
- Сколько ещё кусочков пирога было съедено гостями? ( 3 кусочка. Закрашиваем ещё 3 кусочка пирога).
- Какая часть пирогов теперь осталась? ( Записываем ).
- Какие дроби получили и чем они отличаются друг от друга?
2. Учащиеся замечают (или к этому выводу подводит учитель), что у первой дроби числитель меньше знаменателя, у второй - числитель больше знаменателя, у третьей - числитель равен знаменателю.
Во многих задачах обыкновенные дроби используют для обозначения части целого. Здравый смысл подсказывает, что часть всегда меньше целого. Тогда как быть с дробями ?
Это уже не часть от целого. Наверное, поэтому их и называют неправильными дробями.
- Учащимся предлагается сформулировать понятия правильной и неправильной дроби и записать их в тетрадь.
Правила: (слайд « 9).
- Дробь называется неправильной, если числитель больше или равен знаменателю.
- Дробь называется правильной, если числитель меньше знаменателя.
4. Физкультминутка.
5. Закрепление изученного материала.
1. Устно: (слайд № 10).
Дан ряд дробей:
а) Какая из дробей лишняя и почему?
б) Какая из дробей лишняя и почему?
2. Письменно в тетрадях:
(учебник: Математика. 5 класс. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович ): (слайд № 11).
№ 377 – самостоятельно; проверить (слайд № 12):
подвести итог :
10 «+» отметка 5,
9-8 «+» отметка 4 ,
7-6 «+» отметка 3.
(по гиперссылке на слайд № 11).
№ 378 - обсудить решение номера, решение в тетрадях, двое учащихся у доски;
№ 380 - обсудить решение номера, решение в тетрадях, двое учащихся у доски.
(По гиперссылке на слайд № 13).
3. Выполните тест в тетради:
1) Если числитель больше знаменателя, то дробь -
а) правильная;
б) неправильная;
в) обыкновенная.2) Если числитель меньше знаменателя, то дробь-
а) правильная;
б) неправильная;
в) обыкновенная.3) Дробь будет неправильной, если:
а) с=6;
б) с=3;
в )с=5.4) Найдите два значения а, при которых дробь будет неправильной и меньше .
Подвести итог:
4 «+» отметка 5,
3 «+» отметка 4 ,
2 «+» отметка 3.
6. Домашнее задание (слайд № 14).
Правила повторить; № 1-4 на стр. 105-106, дополнительно № 370 (г).
7. Подведение итогов (каждый учащийся выставляет себе оценку за работу на уроке). Учитель оценивает работу учащихся на уроке и выставляет оценки .
Рефлексия (слайд № 15).
«Дерево удовлетворённости»
По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды (рисунок 2):
Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно;
Цветок – урок прошёл довольно неплохо;
Зелёный листок – не совсем удовлетворён уроком;
Жёлтый листок – урок не понравился, скучно.
(Слайд № 16).