"Раны. Первая медицинская помощь при ранении"

Разделы: ОБЖ


Ход урока

Цели урока:

Образовательные:

  • помочь учащимся узнать, что такое рана;
  • классифицировать их по группам;
  • подвести учащихся к самостоятельному решению вопроса:
    «Как оказать ПМП при ранениях».

Воспитательные:

  • cформировать уважение к мнению других, умение работать в группах, чувство взаимопомощи; чувство ответственности за свои действия.

Развивающие:

  • развивать умения учащихся сопоставлять, анализировать, обобщать, логически мыслить.

I. Начнем урок с дыхательной гимнастики, которая поможет нам активизировать деятельность левого полушария головного мозга, ответственного за логику и интеллект, так как нам сегодня предстоит большая работа.
«Нужно глубоко вдохнуть воздух через правую ноздрю, чередуя вдох с выдохом через рот». Упражнение повторить 7 раз.
Правая часть головного мозга ответственна за эмоции.

  • Ребята! В каких ситуациях еще можно применять дыхательные упражнения?
    (Когда нужно успокоиться). Это сегодня тоже ценно.
  • Можно ли пораниться у нас в лицее?
  • Лицеист бежал и ушиб руку о стену.
    – Это рана? Какая?
    (Закрытая)
  • По дороге домой мальчик упал и порезал льдом руку.
    - Это рана? Какая?
    (Открытая)
  • В чем отличие ушиба и раны?
  • По каким признакам можно определить рану?

Я предлагаю вам самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока. В этом помогут вам слова, которые вы видите на доске:
боль, кровь, повязка, йод, клей БФ-6, бинт, лейкопластырь.
Какое понятие объединяет эти термины?
- РАНА

Что такое рана?
Рана – это открытое повреждение кожи или глубоколежащих тканей и внутренних органов.

  • Ребята, как вы думаете, рана - это серьезная травма для человека?
  • Для чего необходимо изучать эту тему?

Итак, тема сегодняшнего урока – «Раны. ПМП при ранениях».
И наша цель: знать характеристику ран и их опасность, последовательность оказания ПМП при ранениях.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.

  • Какие бывают виды ран?
    Вам поможет ответить на этот вопрос распечатка на желтой бумаге.
  • Какие три группы ран можно выделить из предложенного перечня?
  • Чем различаются раны?
    Глубиной повреждения, характером кровотечения, каким предметом они были нанесены.

Давайте распределим раны по группам и составим таблицу(заполняется таблица «Виды кровотечений» на доске).
Распечатки на столах: ссадины, глубокие, царапины, неглубокие, рваные, артериальные, венозные, капиллярные, смешанные, колотые, укушенные, ушибленные, резаные, рубленные, огнестрельные.
Я предлагаю вам определить раны по внешним признакам.
В конвертах вы найдете рисунки ран.
На зеленых листочках даны ситуации из жизни.
Прочитайте ситуацию, определите, какую рану получил пострадавший:

  • Ситуация 1.
    На уроке технологии при нарезке овощей Катя порезала палец.
  • Ситуация 2.
    Летом, во время игры в баскетбол, Ваня споткнулся и проехал коленом по поверхности асфальтированной площадки.
  • Ситуация 3.
    Серая дворняжка кормила щенков. Нина хотела взять одного щенка, а собака её укусила.
  • Ситуация 4.
    На субботнике, во время уборки мусора, Аня проколола руку гвоздем.
  • Ситуация 5.
    Мальчики 8-го класса решили помочь инвалиду наколоть дрова. Топор соскочил с топорища и угодил в ногу.
  • Ситуация 6.
    Во время перестрелки боец получил ранение.

Проверка. Один от группы читает ситуацию и прикрепляет выбранный рисунок к доске, рядом с тем видом раны, о которой идет речь в ситуации.

  • Какие опасности таит в себе рана?
    1. Кровотечение. Потеря крови.
      Кровотечение может быть настолько сильным, что возникает опасность для жизни из-за большой потери крови. Потеря человеком более 1 литра крови может повлечь серьезные последствия для жизни.
    2. Инфицирование. Заражение – внедрение и размножение в ране болезнетворных микробов.
  • Как микробы могут попасть в рану?
    При нарушении целостности кожи. При обработке раны грязными руками или использовании нестерильного материала. При неправильном наложении повязки. Гноеродные бактерии и микробы могут вызвать грозные заболевания вплоть до заражения крови.
    Вывод: любую, самую небольшую ранку, царапину, нельзя оставлять без внимания.
  • Как же необходимо поступать, чтобы избежать этих опасностей?
  • Какие правила (заповеди) необходимо соблюдать при оказании ПП?
    • Не паникуй!
      Почему нельзя паниковать? Какое упражнение поможет нам собраться?
      (Счет от 10 до 1)
    • Помощь окажи!
    • Не навреди!
      Что нужно уметь, чтобы не причинить вреда? Чья это заповедь?

Я предлагаю вам побывать в роли врача.
Заполните таблицу, ответив на вопрос вашей ситуации.
Медикаменты берете в коробке и расставляете в нужной последовательности.

Последовательность оказания первой помощи при ранении.

Что нужно взять?
1  
2  
3  

Самопроверка: по фрагменту фильма "ЧС с Ромой и Юлей" (приложение можно получить у автора статьи).

Какова же последовательность оказания ПМП?
На доске таблица:

Оказание Первой Медицинской Помощи (ПМП)
Промыть рану перекисью водорода
Края раны обработать йодом или зеленкой
Наложить стерильную повязку на место повреждения
  • Как необходимо поступить, если у вас небольшая царапина, ссадина?
    Мелкие ранки, ссадины, царапины, порезы следует смазать любым антисептическим (убивающим микробов) средством.
  • Что необходимо сделать, если у друга небольшой порез?
    Неглубокий порез можно заклеить бактерицидным пластырем.
  • Что делать, если у вас заноза, колючка?
    Мелкие инородные тела, внедрившиеся в кожу (занозы, колючки) удаляют с помощью пинцета, смазав затем ранку антисептиком.

Первая помощь пострадавшему. (2 человека)

III ИТОГ УРОКА.
ФИЗ. МИН.: А теперь сядьте, пожалуйста, так, чтобы отдохнули мышцы спины, пальцы рук переплетите сзади спинки стула.
Сидите так, пока я поясняю задание:
Подведем итог урока и усвоение материал с помощью блиц-опроса.
Если ответ «Да» - сигнальная карточка зеленой стороной ко мне, если «Нет» - красной.

Вопросы блица:

  1. Рану можно промывать водой из-под крана?
  2. Неглубокий порез можно заклеить бактерицидным пластырем.
  3. Можно ли оказывать помощь пострадавшему грязными руками?
  4. Невнимательность в игре или работе может быть причиной ранения.
  5. Йодом обрабатывают только края глубокой раны.
  6. Небольшую рану можно залить клеем БФ-6.
  7. К поверхности раны можно приложить вату.
  8. На рану надо наложить стерильную повязку.

Выставление оценок. Домашнее задание:
Проверить наличие перевязочного материала в домашней аптечке.