Ход урока
Цели урока:
Образовательные:
- помочь учащимся узнать, что такое рана;
- классифицировать их по группам;
- подвести учащихся к самостоятельному решению вопроса:
«Как оказать ПМП при ранениях».
Воспитательные:
- cформировать уважение к мнению других, умение работать в группах, чувство взаимопомощи; чувство ответственности за свои действия.
Развивающие:
- развивать умения учащихся сопоставлять, анализировать, обобщать, логически мыслить.
I. Начнем урок с дыхательной гимнастики, которая поможет нам активизировать деятельность левого полушария головного мозга, ответственного за логику и интеллект, так как нам сегодня предстоит большая работа.
«Нужно глубоко вдохнуть воздух через правую ноздрю, чередуя вдох с выдохом через рот». Упражнение повторить 7 раз.
Правая часть головного мозга ответственна за эмоции.
- Ребята! В каких ситуациях еще можно применять дыхательные упражнения?
(Когда нужно успокоиться). Это сегодня тоже ценно. - Можно ли пораниться у нас в лицее?
- Лицеист бежал и ушиб руку о стену.
– Это рана? Какая?
(Закрытая) - По дороге домой мальчик упал и порезал льдом руку.
- Это рана? Какая?
(Открытая) - В чем отличие ушиба и раны?
- По каким признакам можно определить рану?
Я предлагаю вам самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока. В этом помогут вам слова, которые вы видите на доске:
боль, кровь, повязка, йод, клей БФ-6, бинт, лейкопластырь.
Какое понятие объединяет эти термины?
- РАНА
Что такое рана?
Рана – это открытое повреждение кожи или глубоколежащих тканей и внутренних органов.
- Ребята, как вы думаете, рана - это серьезная травма для человека?
- Для чего необходимо изучать эту тему?
Итак, тема сегодняшнего урока – «Раны. ПМП при ранениях».
И наша цель: знать характеристику ран и их опасность, последовательность оказания ПМП при ранениях.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.
- Какие бывают виды ран?
Вам поможет ответить на этот вопрос распечатка на желтой бумаге. - Какие три группы ран можно выделить из предложенного перечня?
- Чем различаются раны?
Глубиной повреждения, характером кровотечения, каким предметом они были нанесены.
Давайте распределим раны по группам и составим таблицу(заполняется таблица «Виды кровотечений» на доске).
Распечатки на столах: ссадины, глубокие, царапины, неглубокие, рваные, артериальные, венозные, капиллярные, смешанные, колотые, укушенные, ушибленные, резаные, рубленные, огнестрельные.
Я предлагаю вам определить раны по внешним признакам.
В конвертах вы найдете рисунки ран.
На зеленых листочках даны ситуации из жизни.
Прочитайте ситуацию, определите, какую рану получил пострадавший:
- Ситуация 1.
На уроке технологии при нарезке овощей Катя порезала палец. - Ситуация 2.
Летом, во время игры в баскетбол, Ваня споткнулся и проехал коленом по поверхности асфальтированной площадки. - Ситуация 3.
Серая дворняжка кормила щенков. Нина хотела взять одного щенка, а собака её укусила. - Ситуация 4.
На субботнике, во время уборки мусора, Аня проколола руку гвоздем. - Ситуация 5.
Мальчики 8-го класса решили помочь инвалиду наколоть дрова. Топор соскочил с топорища и угодил в ногу. - Ситуация 6.
Во время перестрелки боец получил ранение.
Проверка. Один от группы читает ситуацию и прикрепляет выбранный рисунок к доске, рядом с тем видом раны, о которой идет речь в ситуации.
- Какие опасности таит в себе рана?
- Кровотечение. Потеря крови.
Кровотечение может быть настолько сильным, что возникает опасность для жизни из-за большой потери крови. Потеря человеком более 1 литра крови может повлечь серьезные последствия для жизни. - Инфицирование. Заражение – внедрение и размножение в ране болезнетворных микробов.
- Кровотечение. Потеря крови.
- Как микробы могут попасть в рану?
При нарушении целостности кожи. При обработке раны грязными руками или использовании нестерильного материала. При неправильном наложении повязки. Гноеродные бактерии и микробы могут вызвать грозные заболевания вплоть до заражения крови.
Вывод: любую, самую небольшую ранку, царапину, нельзя оставлять без внимания. - Как же необходимо поступать, чтобы избежать этих опасностей?
- Какие правила (заповеди) необходимо соблюдать при оказании ПП?
- Не паникуй!
Почему нельзя паниковать? Какое упражнение поможет нам собраться?
(Счет от 10 до 1) - Помощь окажи!
- Не навреди!
Что нужно уметь, чтобы не причинить вреда? Чья это заповедь?
- Не паникуй!
Я предлагаю вам побывать в роли врача.
Заполните таблицу, ответив на вопрос вашей ситуации.
Медикаменты берете в коробке и расставляете в нужной последовательности.
Последовательность оказания первой помощи при ранении.
Что нужно взять? | |
1 | |
2 | |
3 |
Самопроверка: по фрагменту фильма "ЧС с Ромой и Юлей" (приложение можно получить у автора статьи).
Какова же последовательность оказания ПМП?
На доске таблица:
Оказание Первой Медицинской Помощи (ПМП) |
Промыть рану перекисью водорода |
Края раны обработать йодом или зеленкой |
Наложить стерильную повязку на место повреждения |
- Как необходимо поступить, если у вас небольшая царапина, ссадина?
Мелкие ранки, ссадины, царапины, порезы следует смазать любым антисептическим (убивающим микробов) средством. - Что необходимо сделать, если у друга небольшой порез?
Неглубокий порез можно заклеить бактерицидным пластырем. - Что делать, если у вас заноза, колючка?
Мелкие инородные тела, внедрившиеся в кожу (занозы, колючки) удаляют с помощью пинцета, смазав затем ранку антисептиком.
Первая помощь пострадавшему. (2 человека)
III ИТОГ УРОКА.
ФИЗ. МИН.: А теперь сядьте, пожалуйста, так, чтобы отдохнули мышцы спины, пальцы рук переплетите сзади спинки стула.
Сидите так, пока я поясняю задание:
Подведем итог урока и усвоение материал с помощью блиц-опроса.
Если ответ «Да» - сигнальная карточка зеленой стороной ко мне, если «Нет» - красной.
Вопросы блица:
- Рану можно промывать водой из-под крана?
- Неглубокий порез можно заклеить бактерицидным пластырем.
- Можно ли оказывать помощь пострадавшему грязными руками?
- Невнимательность в игре или работе может быть причиной ранения.
- Йодом обрабатывают только края глубокой раны.
- Небольшую рану можно залить клеем БФ-6.
- К поверхности раны можно приложить вату.
- На рану надо наложить стерильную повязку.
Выставление оценок. Домашнее задание:
Проверить наличие перевязочного материала в домашней аптечке.