Тема занятия: «Углы. Виды углов. Сравнение углов»
Цели:
- познакомить учащихся с понятием «Угол»; довести до понимания детей то, что два луча выходящих из одной точки, образуют угол
- дать понятие вершины угла (точка), стороны угла (лучи)
- научить детей видеть углы, строить их при помощи угольника, различать их по видам и обозначать буквами
- развивать память, мыслительные операции, речь, познавательный интерес, исследовательские способности
- формировать графические умения
Оборудование урока: тетрадь «Геометрия вокруг нас» С.Н. Кормишиной (Издательский дом «Фёдоров», 2008г.) Угольник, модели углов, игра «Танграмм», презентация к уроку.
Ход урока
1. Введение в урок.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Время зря мы не теряем
И работать начинаем.
2. Актуализация прежних знаний.
- Мы продолжаем открывать новые знания в удивительной стране ГЕОМЕТРИЯ.
- А что в переводе с греческого языка обозначает слово «геометрия»?
Слайд № 2
- Пройдите путь по лабиринту от начала и до конца и прочитайте девиз сегодняшнего занятия. Слайд № 3
Слайд № 4
Поспешишь - людей насмешишь.
- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
3. Работа в тетради
- Откройте тетрадь на странице 16, задание № 1
- Напишите слово ГЕОМЕТРИЯСлайд № 5
- Распределите буквы этого слова на 2 группы разными способами
4. Проверка
Слайд № 6
Слайд № 7
- Чтобы определить тему нашего занятия необходимо расшифровать слово
Слайд № 8
- Да, тема занятия сегодня «Углы»
Слайд № 9
5. Практическая работа
- Откроем станицу № 70 в конце тетради и выполним чертёж по образцу
- Как вы думаете, какое определение можно вывести об угле, как геометрической фигуре? (ответы детей)
- Дайте определение по такому алгоритмическому рисунку:
Слайд № 10
- Подумай и ответь
Слайд № 11
- Чем изображённые углы отличаются от прямого угла?
Слайд № 12
- Прочитай названия углов. Найди прямой угол.
- А как называются другие изображённые углы?
- Да, углы бывают разных видовСлайд № 13 (виды углов)
6. Работа в тетради
- Начертите в тетради острый угол и тупой угол и дайте им названия
- Как вы думаете, у вас получились одинаковые по размеру углы?
- Как это проверить?
- Как вы думаете, как их можно сравнить? (ответы детей)
- Посмотрим на подсказку:Слайд № 14 (сравнение углов)
7. Исследуем ситуацию и найдём способ сравнения углов.
8. Практическая работа
- С помощью моделей углов, лежащих у вас на парте, найдите способ их сравнения
- Надо наложить углы один на другой так, чтобы одна сторона их совпала. Открытие!
Вывод: для сравнения двух углов можно наложить их та друг на друга, чтобы одна сторона у них совпала. Тогда меньше тот угол, сторона которого оказалась внутри другого угла.
Наблюдение: половина развёрнутого угла – прямой угол. Чтобы определить прямой угол или нет, нужно взять особый инструмент угольник. Если приложить угольник к углу, вершиной к вершине и стороны совпадут, то угол – прямой. Угол, величина которого меньше величины прямого – острый, а если величина больше величины прямого угла – тупой.
9. Физминутка для глаз
Слайд № 15
10. Работа по картине «Домик»
Слайд № 16
11. Самостоятельная работа по карточкам «Нарисуй домики»
12. Ребята, вы хорошо поработали. Если вы разгадаете кроссворд, то догадаетесь, о чём мы узнаем на следующих занятиях
Слайд № 17 «Кроссворд»
- Он давно знакомый мой, каждый угол в нём прямой. Вам его представить рад, он называется … (квадрат)
- Одна из сторон прямоугольника … (ширина)
- Другая сторона прямоугольника … (длина)
- Математическое действие, которым узнают, на сколько одно число больше другого (вычитание)
- Прямая линия, ограниченная с двух сторон (отрезок)
- Сумма длин сторон фигуры (периметр)
- 100 см – это 1… (метр)
- Первое слово в вопросе задачи (сколько)
- Плюс – это математический … (знак)
- Чертёжный инструмент для измерения отрезков (линейка)
- Часть плоскости, ограниченная окружностью … (круг)
- Что обозначает цифра? ... (число)
- Сколько носиков у двух пёсиков? … (два)
- Да, мы будем определять виды треугольников.
13. «Это интересно».
- Ребята, иногда говорят : «Смотрит под другим углом зрения».
- Как вы понимаете смысл этих слов?
- Хотите попробовать так посмотреть?Слайд № 18 (Что видите?)
14. Игра «Танграмм»
- А сейчас я предлагаю вам применить умения сравнивать углы и фигуры. (На партах конверты с деталями игры)
- Вспомним правила работы в парах, чтобы выполнить это задание правильно и быстро.Слайд № 19
(Дети выполняют задание самостоятельно в парах)
15. Задания на мышление и внимание.
- Вставьте картинки
Слайд № 20
Слайд № 21
Слайд № 22
Слайд № 23
Слайд № 24
Слайд № 25
Слайд № 26
Слайд № 27
16. Итог урока
Слайд № 28
17. Самооценка
Слайд № 29
18. Домашнее задание «Головоломка»
Слайд № 30
Резерв «Логическая задача - сколько треугольников»