Цели:
Образовательные:
- поднять интерес учащихся к предмету;
- закрепить и систематизировать знания и умения по теме «План и карта»
Воспитательные:
- воспитать потребность у детей к активной деятельности, творческому поиску
Развивающие:
- развивать коммуникативные умения в ходе групповой и парной работы, умения логически мыслить;
- решать задачи современного содержания
Задачи:
- совершенствовать практические навыки применения плана и карты в различных ситуациях через использование игровых и занимательных заданий
Тип урока:
обобщающее повторение темы
Вид мероприятия:
урок – путешествие, с применением компьютера
Методы проведения:
побуждающий, поисковый
Средства обучения
- физическая карта полушарий,
- атласы,
- контурные карты,
- карточки,
- презентация
Межпредметные связи: математика, литература, музыка
План урока:
I. Организационный момент
II. Активизация знаний и умений учащихся
III. Домашнее задание
IV. Итоги урока
Ход урока
I. Организационный момент
Друзья мои. Я очень рада!
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, в классе каждый гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.
Мои соавторы и судьи
Оценкой вас не накажу
За странный слог не обессудьте
А дальше прозой я скажу:
Позвольте объявить о цели своего визита и зачитать обращение к учащимся 6 класса:
«Я, Крюкова Людмила Анатольевна учитель МОУ СОШ поселка Борское прибыла в ваш умный класс, с целью дать урок географии. Я рада приветствовать гостей и счастлива, видеть сияющие лица учеников.
Пусть я волнуюсь, для меня
Урок всегда даётся с бою
Взгляните дети на меня,
Я поведу вас за собою.
А какой же главный помощник будет у нас в пути? На этот вопрос вы сможете ответить, отгадав загадку.
Моря есть, плавать нельзя,
Дороги есть, ездить нельзя,
Земля есть, пахать нельзя,
Луга есть, косить нельзя.
(географическая карта)
Карта нужна людям разных профессий. Помогите мне вспомнить эти профессии.
(геологам, летчикам, строителям, агрономам, морякам)
Сегодня мы с вами совершим увлекательное морское путешествие. Перед вами сейчас лежат не просто рабочие тетради, а бортовые журналы. Откройте их и запишите тему нашего путешествия (слайд 1).
II. Активизация знаний и умений учащихся
А свое путешествие мы совершим на паруснике Крузенштерн (слайд 2).
И перед вами не просто учитель, а капитан судна.
Я отважный капитан
Я объездил много стран
И не раз я бороздил океан,
Раз пятнадцать я тонул, погибал среди акул,
Но не разу даже глазом не моргнул.
Свое путешествие мы с вами начнем с самого западного города России - Калининграда (слайд 3).
Город наших надежд и желаний
Стал ты Родиной малой моей,
Здесь мы учимся и дерзаем
Во имя отчизны своей
Определите координаты города, запишите в журналы и наносите на карту. А теперь давайте сверим наши записи (слайд 4).
Наш путь проходит по Северному Ледовитому океану (слайд5). Нанесите на ваши контурные карты название океана.
Одному путешествовать не с руки. А вот кого мы с вами возьмем с собой в дорогу, узнаем, когда выполним задание. (У каждого ребенка на столе лежит карточка с направлениями. При правильном выполнении задания должен получиться контур собаки.
С2 СВ4 Ю2 В2 СВ2 Ю2 ЮВ2 Ю2 ЮЗ2 ЮВ2 В6 ЮВ6 Ю2 ЮЗ 2 З2 СВ2 СЗ4 Ю8 ЮЗ2 З2 СВ2 С2 СЗ2 З8 Ю4 ЮЗ2 З2 СВ2 С6 СЗ2 С2 СВ2 С3 СВ2).
Ребята, а почему мы с вами берем в путешествие именно собаку?
Качает наши корабли
Огромный Тихий океан
Мы с вами продолжаем путешествие по самому Великому океану (слайд 6). Нанесите на ваши контурные карты название океана.
Обратите внимание на доску (слайд 7). Вы видите, что в фамилиях путешественников допущены ошибки. Помогите их исправить (Магеллан, Колумб, Никитин, Кук, Лазарев)
Мы с вами совершим остановку на самом маленьком материке Австралия (слайд 8). Нанесите на ваши контурные карты название материка.
Во время остановки дайте с вами отгадаем загадки, но не простые, а географические.
Если математику ты знаешь,
Очень быстро отгадаешь,
Азимуты правильно найдешь,
Слово правильно прочтешь
Это нужная вещица,
Вот в походе пригодится.
(компас)Виден край да не дойдешь
(горизонт)Шар не велик, да ленится, не велит,
Если знаешь предмет, то покажет весь свет
(глобус)Смотри, все они длинные, предлинные,
И словно режут шар на дольки апельсиновые
(меридианы)Мы знаем эту линию, то черную, то синюю
На карте эта линия очень нам нужна,
Чтоб нам не спутать вдруг,
Где там север, а где там юг
(экватор)Их давным-давно открыли
Из под снега их отрыли
Землю всю, проткнув насквозь
Вышла к нам земная ось
(полюса)
Мы с вами продолжаем путешествие, и из-за синей дымки океана показался еще один материк - Антарктида (слайд 9). Нанесите на ваши контурные карты название материка.
Можно сказать, что - это самый, самый материк: ледяной, холодный, молодой (200 лет).
И спрашивать он нас будет очень строго. Напишем словарный диктант в своих журналах
(масштаб, азимут, параллель, координаты, рельеф, меридианы, компас, нивелир, горизонталь).
На горизонте показался еще один океан - Индийский океан (слайд 10). Нанесите на ваши контурные карты название океана.
Я предлагаю вам заняться рыбалкой. (На доске прикреплены контуры рыб. Учащейся, взяв контур рыбы, на ее обратной стороне читает географическое понятие. Он должен дать его определение. Меридиан, параллель, масштаб, градусная сеть, компас, рулетка, азимут, карта, широта, долгота.)
Физкультминутка:
А теперь давайте отдохнем.
Глаза
- По меридиану (север-юг) – долгота.
- По параллели (запад – восток) – широта
- Совершим путешествие глазами вокруг Западного, Восточного полушария.
- Закройте глаза. Представьте себе место, где бы вы хотели побывать, хотя бы заочно.
Туловище
- Ветер дует с востока, юга, юго-востока, ураган, юго-запад, штиль
Мы с вами продолжаем свое путешествие. А что это за интересный остров на горизонте (слайд 11). Нанесите на ваши контурные карты название острова.
На этом острове водятся обезьяны. Их рост всего 12 сантиметров (слайд 12).
Давайте с вами, определим длину острова с севера на юг и с запада на восток и запишем в свои журналы. (Учащиеся измеряют расстояние острова по карте и переводят в масштаб).
Наш парусник прибывает на континент Африка (слайд 13). Нанесите на ваши контурные карты название континента. (У каждого ребенка на столе лежит карточка с топографическими знаками. Он должен написать, что означает этот знак. Произвести взаимопроверку).
Следующий пункт остановки Америка (слайд 14). Нанесите на ваши контурные карты название материков.
Найти на слайде истинных «американцев» (слайд 15) (картофель, фасоль, какао, перец, табак).
Огромный, как года,
надо мною птицы, подо мною рыбы,
а кругом вода,
наделенный силой своей атлетической,
вздыхает и гремит океан Атлантический (слайд 16).
Нанесите на ваши контурные карты название океана.
За бортом парусника была замечена бутылка.
(Учитель показывает бутылку, в которой находится записка. SOS. Терплю бедствие, застигнут ураганом. Потерял управление. Пробит трюм. Нужна срочно помощь. Наши координаты 300 с.ш. 1600в.д.. Учащиеся определяют по координатам место крушения корабля и наносят его на карту.)
Мы приближаемся к самому большому материку – Евразия. На материке находится высочайшая вершина мира Эверест (слайд 17), а как же самая большая по площади страна Россия (слайд 18). Нанесите на ваши контурные карты название материка.
Послушайте, кто-то разговаривает. Да это же сам Борис Годунов (слайд 19).
В литературных произведениях свойства карт получают интересное отражение. Так, у А.С.Пушкина в «Борисе Годунове» есть сцена, где царь Борис, входя в палаты, видит сына Федора, рисующего карту. Царь обращается к сыну со словами:
Царь: А ты, мой сын, чем занят? Что это?
Федор:
Чертеж земли Московской, наше царство.
Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,
Вот прелестные дремучие леса.
А вот Сибирь.Царь:
А что это такое
Узором здесь веется?Федор: Это Волга.
Царь:
Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!
Как с облаков ты можешь обозреть
Все царство вдруг: границы, грады, реки.
Чем карта отличается от плана? Можно ли карту считать моделью земли?
Вот и завершилось наше путешествие.
III. Домашнее задание.
Напишите сочинение на тему: «Как поспорили План и Карта, кто из них важнее и нужнее», или нарисуйте необычное животное, используя топографические знаки.
IV. Итоги урока
Посмотрите на настенную карту и ваши контурные карты, и вы увидите, сколько интересных мест мы посетили.
Что вам понравилось во время путешествия?
Какие трудности вы испытали на уроке?
Мы с вами славно потрудились на уроке, вспомнили многое, что учили по теме «План и карта», еще раз убедились в том, какое огромное значение в жизни человека имеет карта.
Урока время истекло,
Я вам ребята благодарна,
За то, что встретили тепло,
И поработали ударно
Творческих вам успехов, до следующего урока (слайд 20)!
Литература, используемая на уроке:
- Герасимова Т.П., Крылова О.В. «Методическое пособие по физической географии « 6 класс. Москва. Просвещение, 2005 год.
- Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. «География: Начальный курс. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений» Москва. Дрофа, 2006 год
- Максимова Н.А. «За страницами учебника географии» Москва, Просвещение,1998 год
- Федоров Г.М. «У карты Калининградской области» г. Калининград, Книжное издательство, 2005 год.
- Федоров Г.М. «Знаете ли вы Калининградскую область» г. Калининград, Книжное издательство, 2005 год.