Пояснительная записка
Среди просторов нашей большой земли есть край, где ты живешь, где твой родной дом. и куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Урал. Чудесна природа Урала, лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только прекрасна уральская земля. Она – сказочно богата. На весь мир славится своими камнями: малахитом, самоцветами, яшмой, мрамором; полезными ископаемыми: углем, рудой, золотом. А какие люди живут на Урале! Настоящие мастера своего дела. Обо всем об этом писал знаменитый писатель Павел Петрович Бажов.
Знакомя детей с творчеством П.П.Бажова, мы рассказываем о красоте края, в котором они живут, знакомим с его прошлым, с обрядами и обычаями людей, их бытом. Детям очень интересно узнать историю своего края, и поэтому они с удовольствием слушают произведения уральского сказителя «Огневушка-Поскакушка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Про Великого Полоза».
2009 год – был годом Павла Петровича Бажова в Прикамье, юбилейным в творчестве писателя. Мы с детьми приняли активное участие в праздновании, проведя ряд мероприятий.
- Чтение произведений и рассматривание иллюстраций к сказам П.П.Бажова.
- Конкурс рисунков «Малахитовая шкатулка».
- Викторина «Край родной, земля уральская».
- Создание альбома «Сказы Бажова».
- Участие в выпуске информационно-педагогического издания детского сада «Ромашка» (Приложение 1).
- Посещение городского краеведческого музея.
- Занятие «Уральская волшебница» (Приложение 2).
- Участие в городской выставке детского творчества, посвященной юбилею писателя.
- Участие в краевом фестивале «Уральские самоцветы».
Ребята настолько заинтересовались этой темой, что стали привлекать своих родителей. Семья Саши Чагачкина сделала замечательную работу по сказке «Серебряное копытце», за что была отмечена Благодарностью за участие в городской выставке-конкурсе.
Сказы Бажова не только знакомят детей с прошлым людей, живших на Урале, но так же учат дружбе, честности, доброте, учат отличать добро от зла. Знакомство с ними способствует развитию познавательного интереса дошкольников, в том числе к деятельности экспериментирования. Ведь дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. их заинтересовало, почему некоторые металлы притягивает магнит, а некоторые – нет; как появляются горы; будет ли гореть огонь, если нет воздуха. Ребята спорили, доказывали, рассуждали, добивались результата, научились самостоятельно делать выводы. Если не могли найти ответы на свои вопросы, обращались к взрослым, к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Это способствует развитию самостоятельной, творческой личности. А как обогащается и пополняется словарный запас детей! Ведь читая произведения, мы сталкиваемся с незнакомыми словами, требующими объяснения; интересными сравнениями и т.д.
Знакомя детей с творчеством П.П.Бажова, я смогла не только заинтересовать детей и их родителей, пополнила «малахитовую шкатулку» (творческий и интеллектуальный багаж) каждого ребенка знаниями и прошлом уральского края, мудрыми раздумьями о нравственности, интересом к познанию нового и неизведанного; желанием выразить свои впечатления в продуктивной деятельности.