Урок математики во 2-м классе по теме "Данные и искомые. Их выделение в тексте задачи"

Разделы: Начальная школа


Тема: Данные и искомое. Их выделение в тексте задачи
.
Цель: Ввести понятия о данных и искомом задачи, учить выделять эти компоненты в тексте.

Оборудование: учебник 2 класс 1 ч., рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе 2 ч., веер цифр, геометрические фигуры.(3 вида треугольников), таблицы состава задачи, рисунок города «математики», название улиц, сигнальные карточки.

Ход урока

1. Организационная часть

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.

- Ребята, к нам на урок пришли гости, поздоровайтесь с ними. Улыбнитесь друг другу и мне.(сигнал настроения)

2. Посмотрите на доску:

- Какие геометрические фигуры видите? (прямоугольники, квадраты, круги, угол, треугольник)
- Что можете сказать о треугольнике?
- На какие 3 группы можно разделить все треугольники? (прямоугольные, остроугольные и тупоугольные)
- Назовите треугольники, объясните, почему они так называются. (На доске 3 вида треугольников)

- Молодцы, ребята. Вот на таком  транспортном средстве мы отправляемся в путешествие по городу Математике. Пристегните ремни.

(Картина города Математики)

Математика пришла, занимай свои места
Найди для головы полезное занятие
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно голову ломать.

- Ребята, перед отправлением  в путь нужна разминка. Как известно, математика – это гимнастика ума.

3 Устный счет. Работа с веером цифр.

а)

За тетрадку Михаил 30 рублей заплатил
А за пенал 50 рублей отдал
Сколько денег заплатил
За покупку Михаил? (30 + 50= 80)

б)

) Лебеди у нас в пруду
Я поближе подойду
9 черных, белых – 5
Кто успел их сосчитать?
Покажи поскорей
Сколько было лебедей? (9+5=14)

в)

7 пеночек сели в одну кормушку
8 - в другую, сыто их брюшкам
Вот и спрошу я ребята у вас
Сколько птиц мы покормим сейчас? (7+8=15)

г)

Привела гусыня мать
16 ребяток на луг гулять
Все гусята как клубочки
10 сыночков, а сколько дочек?(16-10=6)

(Оценки за устный счет)

4. Ворота открыты, и наш путь лежит прямо по проспекту задач.

Мы делаем первую остановку.

Открываем тетрадочки. Записываем число, классная работа.

Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я, друзья от вас не скрою,
Ручку правильно держу.

5. Работа по теме урока.

Работа с учебником: с.69, задача 145.

 Расставьте в правильном порядке составные части задачи:

Условие – то, что известно
Вопрос – то, что спрашивается
Решение – как ответить на вопрос
Ответ – сколько получится

 Молодцы! Вы все правильно выполнили. Но Мудрая Сова приготовила для вас новую информацию. А вот что, мы сейчас и узнаем.

- Назовите числа, которые в задаче известны -  (6 и 9) –эти числа называются данными.
- Какое число в задаче нужно найти? Число, которое нужно найти, чтобы ответить на вопрос задачи, называют искомым.
- В какой части задачи содержатся данные (в условии), а искомое (в вопросе)?
- Сделайте рисунок и решите задачу.

-А теперь придумайте свою задачу.

(Выслушать придуманные детьми  2-3 задачи. Выделить в них  данные и искомое. )

Оценки за составление задач.

- Молодцы! Вы отлично справились с заданием, а теперь пора отдохнуть. ( Картинка Буратино)

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
На носочки надо встать.

6. Работа над пройденным материалом.

Продолжаем путь. Мы на аллее Плюсов и Минусов.

Запись на доске: 34 + 42= (30 +4)+ (40+2)= (30+40) +(4+2)=70+6=76

- Ответь на вопросы:
- Какими суммами заменили слагаемые?
- Как такие суммы называются?

Вывод: при сложении чисел удобно складывать десятки с десятками, а единицы с единицами.

Самостоятельная работа № 146.

Дозированная помощь учащимся на карточках:

1.Замени числа суммой разрядных слагаемых:

56= 50+6 
23=20+3

2.Сложи десятки:50+20
3.Сложи единицы: 6+3
4. Выполни сложение десятков и единиц

- Значение какой суммы было найти легче остальных? (56+30 )

- Почему? (не надо заменять второе слагаемое на сумму разрядных слагаемых)

В домашней работе  вы запишите 5 таких сумм.

Самостоятельная работа:

№ 146 (3)

Взаимопроверка самостоятельной работы.

7.Впереди  перекресток Геометрический.

Выполнение №147.

1 задание: начерти отрезок 1дм 1см. Запиши его длину в см.
2 задание: по вариантам:

1в. – 1столбик
2в.  – 2столбик

Проверка выполнения задания «цепочкой»

 №147 (3) – дома

Запись на доске:

1 дм 8см = 81см
80 дм =8 см
73 см = 7дм 3см

Подумай, все ли равенства верны. Если есть ошибки, исправь.
Оценки за выполненную работу.

8. Продолжая путешествие по городу Математике, побываем на улице Неравенств.

Работа с учебником № 148

Запись на доске:

7+5--- 7+6
7 – 5---7 – 6
12--- 13
2---1

- Объясните постановку знаков сравнения:

2 строчка – самостоятельная работа

Устная проверка работы.

9 Рефлексия:

- Закончилось путешествие по городу.
- Что нового узнали?

Домашнее задание: .145(6),№ 147(3), №148(3)

Оценки за работу на уроке.
Всем спасибо!