Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о воде, расширить представление о свойствах и значении воды в природе и жизни человека
Тип урока: урок получения новых знаний
Образовательные задачи
- Расширить знания о физических свойствах воды
- Показать зависимость свойств воды от строения ее молекулы
- Обобщить знания о значении воды в природе и жизни человека
- Отработка умений работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами
- Доказать уникальность воды
- Укреплять межпредметные связи (литература, биология, физика, экология, история)
Воспитательные задачи
- Расширение мировоззрения в связи с изучаемой темой
- Способствовать пониманию необходимости бережно относиться к водным ресурсам
Развивающие задачи
- Развивать интерес к предмету, используя различные методы и средства обучения
- Совершенствовать химический язык, путём введения новых терминов
- Развивать творческую активность учащихся, путем введения дифференцированных заданий
- Развивать умения к поиску дополнительной информации из разных источников
Методы обучения
- Словесные
- Наглядные
- Практические
- Игровые
- Исследовательский эксперимент
- Проблемно-поисковые
Реактивы и оборудование
Компьютерная презентация, компьютер, проектор, экран.
На каждую парту лоток, в котором:
- 2 стакана с водой (обычной и дистиллированной)
- Пробирка с поваренной солью
- палочка для перемешивания
- Пипетка
- держатель для пробирок
- 2 предметных стекла.
- Пронумерованные пробирки (№1, №2)
Ход урока
На нашей планете много объектов живой и неживой природы. Из чего они состоят? (из веществ). На какие группы делятся все известные вещества? (простые и сложные, органические и неорганические). Какое вещество самое распространенное на нашей планете? (вода). Итак, о воде и пойдет речь на нашем уроке. Вода-вещество привычное, но в тоже время необычное и даже уникальное. В чем же её необычность и уникальность попробуем разобраться.
Посмотрите, какой эпиграф я выбрала для нашего урока «Все есть вода». Попробуем доказать или опровергнуть это утверждение. Итак, ныряем в воду. А нырнуть есть куда, стоит только посмотреть на глобус. Какого цвета на нем больше всего? (голубого).
Сколько процентов занимает вода? (70%). В каком агрегатном состоянии мы встречаем воду в природе? (жидкое, твердое, газообразное). Вода – это уникальное соединение на планете, которое встречается в природе в трех агрегатных состояниях. Кроме того, вам известно, что вода входит в состав всех живых организмов, посмотрите на данные, приведенные в таблице.
Содержание воды в некоторых живых организмах | Содержание воды в некоторых тканях и органах человека |
Медуза-99% |
Мышцы, сердце-75% |
Рыба-80% |
Мозг-85% |
Человек-65% |
Кровь-83% |
Арбуз-98% |
Глаза-95% |
Морковь-90% |
Эмаль зубов-0,2% |
Посмотрите на эти 12 стаканов, именно столько воды теряем мы ежедневно, тратим на процессы жизнедеятельности. Нам надо пополнять её запасы. А как вы думаете, сколько % воды, от её общего объема на планете мы можем использовать? (ответы).
Общий объем воды -> |
пресная вода-> |
доступная пресная вода -> |
используемая пресная вода |
100%(2 х1018тонн) |
3% |
0,5% |
(0,003%) |
Всего три тысячных процента, это так мало! А расходуется она очень быстро! Как восполняются запасы воды в природе? Почему говорят, что она бессмертна? Она умирает и возрождается вновь, как птица Феникс!
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к схеме, которую необходимо закончить, чтобы у нас была ясная картина.
Круговорот воды в природе
- Любой водоем.
- Лужа высохла до дна, будто не было вчера. О каком явлении идет речь? (испарение)
- Белая вата, по небу плывет куда-то (облака)
- Биологическое испарение у растений (транспирация)
- Явление, при котором запотевают очки, когда входишь из холодного помещения в теплое, или дышишь на зеркало, стекло (конденсация)
- Приходил, стучал по крыше, уходил никто не слышал (дождь)
Сделаем вывод, какие процессы являются главными в круговороте воды в природе?
Запишем:
А)_______________
Б)________________
В)________________
На следующем этапе нашего познания мы будем составлять визитную карточку воды.
Визитная карточка воды.
1. Портрет воды впервые придумал и нарисовал английский ученый Джон Бернал, сидя в аэропорту под шум дождя, из-за которого была нелетная погода.
24 июня 1783 года ученые Антуан Лавуазье и Пьер Лаплас доказали, что вода сложное вещество. Они получили её из водорода и кислорода.
2. Уникально-аномальные свойства воды
Внимание эксперимент!!!
Давайте посмотрим на воду не глазами обычного человека, а глазами ученого. Перед вами 2 стакана. В синем стакане - дистиллированная вода (в природе её не существует, она получается в результате очистки). В прозрачном-питьевая вода
Техника безопасности: горящую спичку тушите взмахом руки, горящее сухое топливо тушите колпачком!
Свойства воды | Дистиллированная вода (очищенная, в природе её не существует). Пробирка №1 |
Питьевая вода.Пробирка №2 |
Какого цвета? |
|
|
Агрегатное состояние при комнатной температуре? |
|
|
Имеет ли запах? |
|
|
Какая на вкус? |
|
|
Что остается на стекле после испарения воды? |
|
|
Что произошло с солью при добавлении к воде и перемешивании? |
|
|
Мало какая реакция протекает без участия воды. Вода взаимодействует как с простыми так и со сложными веществами. Еще в 18 веке вода послужила эталоном для выбора единицы массы. Какова плотность воды? (1г/см³)
Как изменяется плотность веществ при переходе из жидкого состояния в твердое?
_________________________, а плотность воды ___________________________.Лед плавает на поверхности воды? (его плотность меньше, чем плотность воды. Плотность льда 0,91г/см³).
Природа все мудро предусмотрела, в противном случае, если бы лед был тяжелее воды, он опускался бы на дно и водоемы полностью промерзали, большинство живых организмов погибло бы.
Как изменяется объём веществ при их охлаждении, замерзании?
_________________________, а объём замерзшей воды_________________________.Почему работники жилищно-коммунальных хозяйств боятся допустить замерзания воды в трубах в зимнее время? (при замерзании воды её объем увеличивается и трубы лопаются).
В довершение всего могу добавить, что вода имеет очень высокую теплоемкость, регулирует температуру на земном шаре, определяет климат. А также обладает большим поверхностным натяжением, поэтому клопы-водомерки могут бегать по её поверхности.
Вот вам и вода- вещество привычное, но в тоже время, обладающее аномальными, необычными свойствами. В чем же тут кроется секрет? Такие уникальные свойства воды зависят от строения её молекул. Оказывается формула воды вовсе не , (запишем),где n может быть от 2 до нескольких десятков. Молекулы воды соединяются друг с другом водородными связями, образуя ассоциаты. Посмотрите, как выглядят молекулы воды в газообразном, жидком и твердом состояниях.
Трудно переоценить роль воды в жизни человека, давайте посмотрим несколько слайдов о значении воды.
Безбрежная ширь океанов и тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана, все это – только вода.
Высокие гребни, вздымая, бушует морская вода
И топит, как будто играя, большие морские суда.
В кружево будто одеты, деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это, а в сущности, только вода.
А теперь вернемся к нашему эпиграфу урока. Как вы думаете, верно он подобран, сумели мы доказать его? Я думаю, что сегодня вы узнали много нового о самом уникальном веществе природы, обладающим безграничными возможностями, которое нужно ценить и беречь! У вас в тематической карте есть памятка с полезными советами по применению воды. Я думаю, вы обязательно ими воспользуетесь в целях сохранения своего здоровья.
Проверь себя!
Задания репродуктивного уровня
Выберите один правильный ответ:
1. Вода состоит из: а) 3 элементов б) 2 элементов в) 4 элементов г) 1 элемента
2. Восполнение запасов воды в природе называется: а) водоворот б) испарение в) круговорот г ) конденсация
3. Испарение у растений это: а) фотосинтез б) диффузия в) ассимиляция г) транспирация
4. К физическим свойствам чистой воды не относится: а) прозрачность б) t кипения=1000 С° в) p=0,91г/см³ г) р=1г/см³
5. Правильная формула воды:
Задания эвристического уровня
1. Почему в паровой утюг не рекомендуется наливать водопроводную воду?
2. Почему в аквариум нельзя наливать кипяченую воду?
3. Про доброго, трудолюбивого, безотказного человека говорят: «Да он же золотой человек!». А если бы человек действительно был сделан из золота, и его удельная теплоемкость была бы как у золота, чтобы с ним произошло после выпитой чашки горячего чая?
4. Почему вода, попадая в трещины горных пород и асфальта, замерзая, разрушает их?
5. Вычислите, сколько литров содержится в Вас воды, если доля воды в организме человека 65%?
6. Как простым способом доказать, что в состав воздуха входит вода?
Задания творческого уровня
1. Что будет с людьми и планетой, если вся вода исчезнет?
2. Определите степень загрязненности местного водоема, основные источники загрязнения и составьте проект его очистки.
3. Составьте и осуществите проект «Экономия воды в быту».
Полезные советы по применению воды.
- Сидя перед компьютером, каждые полчаса, делайте несколько глотков чистой воды, это предотвратит слипание эритроцитов (клеток крови) и продлит Вам жизнь!
Если вы заболели, пейте как можно больше воды, она вымывает токсины из организма!
Начинайте день с 0,3 литров воды, чтобы насытить организм водой после сна
При занятии интеллектуальной деятельностью пейте обязательно, так как мозг чувствительнее всех органов реагирует на обезвоживание - И помните, что кипяченую воду пить нежелательно – это мертвая, бесполезная вода!
- Пейте пропущенную через фильтр воду или бутилированную!
- Нельзя воду заменять газированными напитками, кофе и т.д.