Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, “здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов”. Поэтому при формировании здорового ребенка учитываю всю эту совокупность.
Установлено, что состояние индивидуального здоровья на 50% зависит от образа жизни конкретного человека, а формирование здоровья происходит в дошкольный период. Важно, чтобы на этом этапе жизненного пути, рядом с ребенком находились самые главные люди в его жизни. Согласно закону РФ “Об образовании” (статья 18) родители – первые педагоги, а педагоги дошкольного образовательного учреждений, важнейшим направлением, деятельности которого является решение вопросов охраны здоровья и мотивации здорового образа жизни детей, посещающих его, действуют в помощь семье.
Для достижения максимального эффекта в укрепление здоровья, формировании навыков здорового образа жизни и жизненно важных двигательных умений у детей, развитие физических качеств строю свою работу по принципу единства с семьей. Этот принцип и лег в основу трехблочной модели взаимодействия детского сада и семьи, которая отражает формы и методы работы с родителями, позволяющие повысить педагогическую компетентность родителей, объединить усилия ДОУ и семьи в вопросах оздоровления детей.
Модель взаимодействия детского сада и
семьи, по укреплению
физического здоровья детей
В информационный блок входит сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучения семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.
Работа с родителями в рамках информационного блока строится по двум направлениям.
Первое направление – просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Предлагаю родителям ознакомиться с визитной карточкой ДОУ, с нормативно-правовыми документами; знакомлю с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития; информационными листами: “Движения и здоровье”, “Физкульт-ура!”, “Для чего нужна зарядка?”; с содержанием физкультурно-оздоровительной работой и лечебно-профилактическими мероприятиями.
Второе направление – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, создание условий для общения по вопросам физического воспитания детей. С целью выявления знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности, выполнение режимных моментов в семье провожу анкетирование родителей. Посещаю детей на дому с целью анализа условий для проведения физкультурно-оздоровительной работой. Организую клубные встречи, походы на природу, где происходит обмен опытом по физической культуре среди родителей. Совместно с родителями организуем и проводим физкультурные праздники, где происходит непосредственное общение взрослых с ребенком.
В практическом блоке содержится информация, направленная на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием. Анализ информации, полученный в рамках первого блока, использую для разработки индивидуальных программ на каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей и планирования мероприятий по формированию здоровья детей. Создан клуб “Если хочешь быть здоров!”, который пропагандирует здоровый образ жизни, в работе принимают участие дети вместе с родителями. В рамках клуба происходит обмен опытом семейного воспитания детей по физической культуре, способов оздоровления детей; проводятся занятия по обучению родителей приемам и методам оздоровления: корригирующая гимнастика, дыхательная гимнастика, массаж; семинары – практикумы с просматриванием видеозаписей и разбором проблемных ситуаций.
Традиционным стало проведение спортивных праздников: “Веселые старты”, посвященных дню защитника Отечества; “Мамочка моя – самая спортивная”, посвященных дню Матери; досугов “Зов джунглей”; “Папа, мама, я – спортивная семья”, фотоконкурсов “Лучший спортивный уголок в семье”, “Здоровье детей – забота общая”. Во время “дней и недели здоровья”; дней открытых дверей родители воспитанников просматривают утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, закаливающие процедуры, лечебно-профилактические мероприятия. Большую радость доставляют детям и взрослым пешеходные прогулки, во время которых все вместе преодолевают препятствия, участвуют в играх, весело поют детские песни во время отдыха.
Совместная работа с родителями дает положительные результаты. Для определения эффективности проведенных мероприятий существует третий блок модели – оценочный. Результативность проведенных мероприятий определяю через книгу отзывов, анкетирование, опрос родителей, наблюдения, собеседование с детьми. В результате взаимодействий родители стали проявлять искреннюю заинтересованность, готовность увидеть мир с позиции ребенка, пережить с ними вместе радости и неудачи. Они стали хорошими помощниками в изготовлении оборудования для обустройства группы и физкультурной площадки (рукоход, лесенка-мостик, турники, лесенка для лазания). Освоенный двигательный опыт детского сада родители с успехом используют в домашних условиях, а педагоги – опыт семьи в своей работе.
Взаимодействие детского сада и семьи не только приобщает к здоровому образу жизни, развивает физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех. Дети и родители активно участвуют в спортивной жизни дошкольников города: в конкурсе “Ритмическая гимнастика”; в летней и зимней спартакиаде. Дети нашего детского сада посещают танцевальные кружки, спортивные секции, цирковые студии. Выпускники занимаются фигурным катанием, хоккеем, горными лыжами, карате и являются победителями и призерами в своих возрастной категории, имеют юношеские разряды.
В учреждении создан микроклимат, в основе которого лежит забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья. Результат – каждый год число простудных заболеваний снижается, а уровень физической подготовленности детей повышается.