Цели урока:
- знать: об основных причинах и последствиях пожара
- уметь: правильно действовать в случаях пожара
Оборудование:
- Плакаты “Причины пожара”, мелодия на мотив песни “Улыбка”.
- Памятка “Как вести себя на пожаре”, сочинения и рисунки детей.
Ход урока
I. Организационный момент
Ученик 1:
Знают взрослые и дети
В самых дальних концах земли,
Люди сколько жили на свете,
Пуще глаза огонь берегли!
Ученик 2:
Сохраняли его, как умели,
Всемогущий, горячий огонь.
И хоть тысячу лет пролетели,
Людям нужен по-прежнему он!
Ученик 3:
Но бывает огонь и другим,
Не согреет ладошек он наших,
Превращает всё в пепел и дым,
И жесток он, и грозен, и страшен!
II. Мотивационно-целевой блок
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать вас на уроке безопасности. Жизнь, как бы сложна ни была, временами замечательна. Недаром мы все ею так дорожим. Однако на свете существуют опасности, которые могут не только испортить нам жизнь, но даже отнять её у нас.
Чтобы такого не случилось, надо обязательно уметь предвидеть эти опасности и знать способы как избежать их или победить в возникшей критической ситуации. А безопасно ли жить в современном мире?
Какие опасные ситуации могут возникнуть вокруг нас? Любое из неприятных событий не случилось бы, если бы участники знали главные правила безопасного поведения.
Главная формула безопасности гласит:
- предвидеть
- при возможности – избегать
- при необходимости – действовать.
Сегодня на уроке безопасности мы поговорим об огне, который не помогает людям, а наоборот приносит горе и беду всем живым на земле.
Ежегодно в России во время пожаров гибнет около 20000 человек. Печальная статистика, если учесть, что эти смерти происходят в большинстве своём от невнимательности, паники и незнания элементарных правил поведения при возгорании. Огонь – явление нужное и полезное, но необходимо уметь держать его в узде.
Говорим – огонь нам друг!
Но врагом он станет вдруг,
Если мы о нём забудем,
Отомстит он сразу людям.
Пожалеете о том
Вы в сражении с огнём.
Тут он страшен и суров -
И от дома куча дров.
– Как же научиться бороться с пожаром или не делать того, что предвещает пожар.
Пожар в квартире:
- Вызовите пожарную охрану по телефону 01.
- Выведите на улицу детей и престарелых.
- Если очаг возгорания невелик, попробуй его потушить самостоятельно (из водопровода, стиральным порошком, плотной тканью).
- Запрещается тушить водой включённые электроприборы.
- Сообщи о пожаре соседям , позови их на помощь.
- Если не можешь справиться с огнём, немедленно покинь квартиру. Отключи по возможности электричество, газ, закрой окна.
- При выходе из квартиры защитите глаза и органы дыхания от дыма респиратором, ватно-марлевой повязкой, смоченными водой куском ткани или полотенцем. Двигайтесь пригнувшись или ползком. (внизу меньше дыма)
- Если покинуть квартиру невозможно, постарайся пробраться на балкон, плотно закрой за собой дверь и зови на помощь.
- Ни в коем случае не прыгай с балкона, оставайся на месте – пожарные обязательно тебя спасут и кричите: “ПОЖАР!”.
- Если на тебе загорелась одежда, падай на пол и катайся, что бы сбить пламя, либо накинь на себя очень плотную ткань.
- Храните документы и деньги в месте, известном всем членам семьи, на случай внезапной эвакуации при пожаре.
Пожар в подвале:
- Звоните в пожарную охрану.
- Ни в коем случае не пытайтесь сами проникнуть в подвал, это может закончиться для вас трагично.
- Если из-за пожара в подвале появился дым откройте окна (но не дверь на лестничную площадку) и покиньте дом, оповестив соседей.
- Выбирайтесь либо низко пригнувшись либо ползком дыша через мокрую ткань или полотенце.
- Заблудившись, выходите в сторону тяги дыма.
НЕ НАЙДЯ ВЫХОДА, ЛЕЧЬ В ПРОХОДЕ, ГДЕ ТЕМПЕРАТУРА НЕ СЛИШКОМ ВЫСОКА И ПОСТАРАТЬСЯ ЧЕМ-НИБУДЬ НАКРЫТЬСЯ.
Горит телевизор:
- Обесточьте телевизор.
- Сообщите в пожарную охрану.
- Во избежание отравления продуктами горения немедленно удалите из помещения людей, в первую очередь детей.
- Если после отключения телевизор продолжает гореть, залейте его водой через отверстия задней стенки, находясь при этом сбоку от аппарата, или накройте его плотной тканью. Если горение продолжается, выбросите телевизор в окно, не забыв при этом посмотреть вниз.
- Если телевизор взорвался и пожар усилился, покиньте помещение, закрыв двери и окна.
Учитель: Что необходимо сделать, если вы видите, что начинается пожар? А как вы думаете, почему пожарный номер такой простой?
“01” – простой номер его всякий запомнит.
“01” – короткий номер, при пожаре дорога каждая минута.
“01” – удобный номер, его легко набрать даже в темноте.
Ученик:
Пусть каждый знает гражданин –
Пожарный номер – “01”.
Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал –
Смело трубку в руки взять,
“01” сумей набратьИ назвать ещё потом
Город, улицу и дом,
И квартиру, где живёте,
И с каким она замком,
И ещё сказать: “Даю
Вам фамилию свою,
Также номер телефона,
У которого стою “
(Звучит музыка. Вбегают два Мальчиша-плохиша)
1-й Мальчиш: Чем бы нам с тобой заняться?
2-й Мальчиш: Что бы такого сделать плохого?
(Осматривается, поднимает спичечный коробок)
1-й Мальчиш:
О! Спички, так-так. Я, кажется, придумал.
Давай мы с тобой костёрчик разведём!
2-й Мальчиш: Вот здорово! Давай!
(Достают спички, пытаются зажечь.)
Учитель: Ой, что это вы делаете?
(Мальчиш от неожиданности роняет коробок)
1-й Мальчиш: Что это вы кричите? Пожар что ли?
Учитель: Не появись я вовремя – пожара не миновать.
2-й Мальчиш: Ой-ой-ой! Из-за какой-то малюсенькой спички?
Учитель: А вы послушайте стихотворение.
Ученик:
Ростом спичка-невеличка,
Не смотрите, что мала.
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнём шутить нельзя.
1-й Мальчиш: Ух, ты! А мы и не знали, что маленькая спичка может быть большой хулиганкой.
Мальчиши поют частушки.
Для забавы и игры
Спички в руки не бери,
Не шути, дружок, с огнём,
Чтобы не жалеть потом!Сам костра не разжигай
И другим не позволяй.
Даже крошка – огонёк
От пожара недалёк.Газ на кухне, пылесос,
Телевизор и утюг,
Пусть включает только взрослый,
Наш надёжный, старший друг!
Ученик:
Пусть мы маленького роста,
Только рост здесь ни при чём!
Мы всегда готовы взрослым
Помогать в борьбе с огнём.
(Дети поют песню на мелодию “Улыбка”.)
Мы знаем, что пожар – беда,
Но всё ж случается порою.
Пожарные спешат тогда,
Чтобы быстро справиться с бедою.
Учитель: А теперь поиграем в игру “Это я, это я, это все мои друзья”.
Кто, почуяв запах гари, сообщает о пожаре?
Кто из вас, почуяв дым, говорит: “Пожар! Горим!”
Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?
Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по “04”?
Кто костры не поджигает и другим не разрешает?
Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?
Признавайтесь-ка мне в том, кто из вас шалит с огнём?
Дети:
Правила пожарные без запинки знайте!
Правила пожарные строго соблюдайте!
III. Итог урока
– Какие правила мы узнали сегодня на уроке?
– Какие правила вы запомнили?
– Почему их полезно знать?
IV. Домашнее задание
(Выполняется по желанию.)
I – рисуют рисунок о пожаре
II – написать сочинение – миниатюру о профессии
пожарных. (Приложения 1–6)