Цели и задачи урока:
- Систематизировать знания детей о различных видах транспорта (наземного, воздушного, водного);
- Отрабатывать правила поведения в транспорте;
- Учить работать с книгой, внимательно слушать ответы товарищей и дополнять их;
- Прививать уважительное отношение к окружающим.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность детей |
1. Организационный момент. | |
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу, Руки нагнули, кисти стряхнули – ветер сбивает росу, В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят, Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад. |
Дети выполняют движения. |
2. Сообщение темы и целей урока. | |
1. Работа с маршрутным листом (с. 106-107). – Как называется большая тема, которую мы проходим? – Прочитайте название нашей остановки сегодня. – О чём мы с вами сегодня будем говорить? |
Человек среди людей. Мы едем, едем, едем… Предположения детей. |
2. – Отгадайте загадки: – Они бывают разные – Зелёные и красные. Они по рельсам вдаль бегут, Везде встречают их и ждут. |
Вагоны. |
– Что за чудо – синий дом! Ребятишек много в нём. Носит обувь из резины И питается бензином! |
Автобус. |
– На резиновом ходу Все дороги обойду. Я на стройке пригожусь, Я работы не боюсь. Мне открыты все пути. Вам со мной не по пути? |
Машина. |
– Он в безбрежном океане Туч касается крылом. Развернётся над лугами, Отливает серебром. |
Самолёт. |
Не спрашивая броду, Лезу смело в воду – На всякой глубине Лишь по пояс мне. |
Теплоход. |
– Многолюден, шумен, молод, Под землёй грохочет город. А дома с народом тут Вдоль по улицам бегут. |
Метро. |
– Повторите отгадки. – Как одним словом можно назвать эти предметы? 3. – Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие и поговорим о различных видах транспорта, научимся правильно себя вести в различных ситуациях. |
Транспорт. |
3. Виды транспорта. | |
1. Работа с учебником. Рассматривание картинок на стр. 128-129. | |
– Кого мы видим на картинке? – Что происходит? – Куда они собираются? – Что делает Коля? – На каком транспорте Коля и бабушка поехали к морю? – А на каком транспорте добираются туда мама и папа? – Какими ещё видами транспорта они пользовались? – Какими же видами транспорта люди пользуются, когда отправляются путешествовать по стране? |
Семью. Собирают вещи. Отдыхать на юг. Помогает родителям. На поезде, на машине. На самолёте и автобусе. Лодка, теплоход, велосипед. Перечисляют. |
2. Уточнение и расширение знаний детей о видах транспорта. | |
– Рассмотрим картинки с. 131. Какой транспорт нарисован? – На какие группы можно разделить весь транспорт, который сегодня называли? – Давайте на доске распределим картинки с транспортом на группы. – Какая картинка осталась лишней? – Как вы думаете, к какому виду транспорта относится метро? |
Дети перечисляют. Наземный, воздушный, водный. Дети по одному выходят и распределяют. Метро. К подземному виду транспорта. |
3. Вариативная часть урока. – Какие виды транспорта вы ещё знаете? |
|
– Каких животных люди используют как транспорт? – Как люди используют этих животных? Из истории транспорта. Считается, что самыми первыми средствами передвижения были деревянные сани. Затем наши далёкие предки стали использовать круглые брёвна для перемещения тяжестей. Брёвна подкладывали под груз поперёк и тянули по ним тяжёлый предмет. Освободившиеся брёвна поднимали и переносили вперёд. Эти круглые брёвна были предшественниками колеса. В начале XVII века появились почтовые кареты. Люди могли путешествовать на большие расстояния, меняя лошадей на почтовых станциях. Этот первый вид общественного транспорта просуществовал более двух веков. |
Лошадей, ишаков, волов. В качестве средств передвижения и перевозки грузов. |
4. Физическая пауза. | |
Песенка из мультфильма «Мы едем, едем, едем в далёкие края…» | Дети делают танцевальные движения. |
5. Правила поведения в различных видах транспорта, работа с учебником стр. 130. | |
– Рассмотрим опасные ситуации, которые могут произойти, если не выполнять правил поведения в транспорте. | Рассуждения детей. |
1 картинка. – Что делают мальчики? – Правильно они поступают и почему? – Что может произойти? – Прочитаем первое правило: Опасно разговаривать с водителем во время движения транспорта. Это может привести к аварии! |
Подошли к водителю автобуса, задают вопросы, водитель сердито на них смотрит. |
2 картинка. – На чём едут дети? – Что делают неправильно? – Прочитаем второе правило: Не следует высовывать голову и руки в открытое окно транспорта. Это опасно для жизни! |
В вагоне поезда, высунулись по пояс из окна. |
3 и 4 картинка. – Где находятся дети и как себя ведут? – Почему нельзя так себя вести в метро? – Прочитаем следующее правилa: Нельзя бежать в метро по эскалатору. Можно упасть! Не следует подходить близко к краю платформы. Это опасно! |
Бегут вниз по эскалатору метро. Стоят на краю платформы. |
5 картинка. – Что делает мальчик? – Читаем правило: Не перегибайся через борт корабля. Ты можешь упасть в воду! |
На корабле, перегнулся через борт и тянется к чайке. |
6 картинка. – Почему люди сердятся на ребят? – Прочитаем правило: Не следует загораживать в транспорте вход и выход пассажирам! |
Загородили выход из транспорта и смеются. |
6. Физическая минутка. | |
– Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, ручками похлопали, Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем: 1, 2, 3, 4, 5, открываем, поморгаем и работать продолжаем. |
|
7. Работа в тетради на стр. 56-57 по уточнению и расширению знаний первоклассников о видах транспорта и его классификации. | |
1. – Рассмотрим ситуации, в которые попали дети. – Кто из них поступает правильно? 2. – Наземный транспорт обведите красным карандашом, водный – зелёным, воздушный – синим. 3. – Какими средствами передвижения пользовались сказочные персонажи: Баба Яга, Иван-царевич, Старик Хоттабыч, Иванушка-дурачок? |
Закрашивают кружки зелёным цветом. |
4. Выполнение парного задания «Поиграй с другом». Соревнование в знании видов транспорта. Выигрывает тот, кто назовёт больше видов транспорта. 5. Творческое задание. – Придумайте и нарисуйте транспорт, которым пользуются жители планеты Ялмез, где всё наоборот. |
Дети играют в паре с соседом. |
8. Итог урока. | |
– Что узнали нового на уроке? – На какие группы разделили транспорт? – Какие правила поведения в транспорте запомнили? Почему их необходимо выполнять? |