Цель: формировать навыки культуры поведения.
Оборудование: два телефона, стулья, газета.
Оформление: выставка книг о правилах этикета.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
- МИША.
- КАТЯ.
- ТОЛЯ.
- ВЕДУЩИЙ
Ход мероприятия
За столом сидят Миша и Катя. Рядом с ними стопка книг.
КАТЯ: Здравствуйте, ребята! Нам с Мишей поручили подготовиться к сегодняшнему мероприятию. Посмотрите, сколько мы литературы просмотрели, чтобы узнать самим и рассказать вам, как себя вести.
ВЕДУЩИЙ: Катя, Миша! Вы готовы провести с нами урок вежливости?
МИША: Да! Но мы никак не можем решить с чего начать!
ВЕДУЩИЙ: Советую вам начать с примера, так всем нам будет понятней!
МИША: Хорошо! Мы будем показывать вам небольшие сценки.
«Правило первое, как правильно разговаривать по телефону»
МИША: Катя, давай покажем ребятам, как нужно разговаривать по телефону.
КАТЯ: А что тут показывать? Набирай номер и разговаривай!
МИША: да? Тогда покажи, как ты умеешь разговаривать, а мы послушаем. Позвони Яне Юрьевне!
КАТЯ: Она ведь рядом стоит, я могу и так ей все рассказать!
МИША: А ты представь, что она далеко.
КАТЯ: Хорошо! (Набирает номер.)
МИША: Алло!
КАТЯ: Яну Юрьевну!
МИША: Нет, Катя, мы же должны с тобой дать урок вежливости!
КАТЯ: А кого же я должна была позвать? Светлану Николаевну?
МИША: Нет, Яну Юрьевну, но необходимо попросить вежливо. Попробуй еще раз.
КАТЯ: Будьте так добры, Яну Юрьевну, пожалуйста... Теперь правильно?
МИША: Правильно, но не очень! Ты, конечно, узнала мой голос?
КАТЯ: Еще бы!
МИША: Отчего же ты со мной не поздоровалась?
КАТЯ: Я же не с тобой хочу поговорить, а с Яной Юрьевной!
МИША: Значит, ты говоришь «Здравствуйте только тем, кто тебе нужен? А если я разобижусь, и не буду звать Яну Юрьевну к телефону? Тогда поймешь, что ты со мной тоже должна вежливо поговорить?
КАТЯ: Прости. (Вновь набирает номер.)
МИША: Алло!
КАТЯ: Добрый день, Миша!
МИША: Здравствуй, Катя!
КАТЯ: Позови, пожалуйста, Яну Юрьевну!
МИША: Минуточку! Все хорошо, но ты забыла представиться!
КАТЯ: Как? Получается, что я тебя узнала, а ты меня нет?
МИША: Это не имеет значения, узнал я тебя или нет, но если ты звонишь, то ты должна представиться. Позвони еще раз. (Набирает номер.)
Звонок.
МИША: Алло!
КАТЯ: Добрый день, Миша! Это Катя с тобой говорит.
МИША: Здравствуй, Катя!
КАТЯ: Позови, Яну Юрьевну к телефону.
МИША: Хорошо. Яна Юрьевна, Вас к телефону.
ВЕДУЩИЙ: Молодцы, ребята. Хороший урок нам дали, как правильно вести беседу по телефону. И запомните, дети, разговаривать по телефону нужно вежливо, коротко и по делу.
КАТЯ: А теперь, ребята, мы попробуем научить вас вежливо вести себя в общественном транспорте.
«Правило второе, как себя вести в общественном транспорте»
Посредине комнаты стоят шесть стульев, которые будут изображать салон автобуса. Все места, кроме одного, заняты пассажирами. На роль пассажиров приглашаются зрители. В автобус входят Толя и девочка. В руках у Толи мороженое, при входе он грубо толкает девочку, занимает первым свободное место.
МИША: (Толе): Здравствуй, Толя! Сегодня в нашем автобусе изучаются правила вежливости. Мы просим тебя выйти из автобуса или вести себя правильно.
ТОЛЯ: А в чем я виноват? За проезд я заплатил, у меня проездной билет, вот, посмотри!
КАТЯ: Какой ты невоспитанный! Разве можно так себя вести!
ВЕДУЩИЙ (детям): Ребята, как вы думаете, какие правила вежливости нарушил Толя?
Дети отвечают.
МИША: Во-первых, ты толкнул при входе девочку, хотя ты должен был вежливо пропустить ее в перед.
КАТЯ: Во-вторых, запомни раз и навсегда: в автобусе, троллейбусе, трамвае, Маршрутке есть мороженое нельзя, так как ты можешь запачкать пассажиров. И еще вежливый мальчик всегда уступает место пожилым людям, женщинам и девочкам, маленьким детям.
ТОЛЯ: Девочкам? Это еще почему? Чем я хуже их?
МИША: Потому что ты будущий мужчина, ты выносливее девочек, и вообще, мальчик должен вести себя по-рыцарски!
ВЕДУЩИЙ: Спасибо, Миша и Катя, вижу, что не зря я вам поручила подготовить это мероприятие. Каким же будет третье правило?
КАТЯ: Мы решили поговорить о «волшебных словах».
«Правило третье, «волшебные слова»
К Мише подходит Толя с газетой в руках.
ТОЛЯ: Вы, что ли сегодня правила вежливости преподаете?
МИША: Да! Мы с Катей!
ТОЛЯ: Тогда, вы точно должны знать, что это за слово!
МИША: Какое?
ТОЛЯ: Понимаешь, сканворд хочу решить, но никак не могу угадать, что это такое. Вот, читай. Протягивает Мише газету.
МИША (читает): Всем волшебное то слово, с детства самого знакомо! На «эс» начинается, на «о» заканчивается, состоит из семи букв. Стало быть из семи букв? Это слово мне очень знакомо. Подумай сам, если тебе помогают, что ты говоришь?
ТОЛЯ: А зачем что-то говорить? Помог, ну и хорошо.
МИША: Ну, хорошо. Если ты просишь сказать который час, и тебе отвечают, что ты говоришь?
ТОЛЯ: Ничего.
КАТЯ: Ну а если я тебе что-нибудь подарю? Разве ты ничего не скажешь мне?
ТОЛЯ: А чего? Подарила, значит, заслужил.
КАТЯ: Какой ты, все-таки невоспитанный человек!
ТОЛЯ: Тоже мне, открытие сделала. Так все про меня говорят. Вот и научи!
МИША: Послушай, Толя, ты не мог бы дать мне на время учебник по математике?
ТОЛЯ: Возьми! Я не жадный.
МИША: Спасибо.
КАТЯ: Толя, ты еще не догадался, какое «волшебное» слово начинается на «эс» и заканчивается на «о»? Ребята, подскажите ему. Дети отвечают: «Спасибо».
ВЕДУЩИЙ: Ребята, а какие еще вы знаете «волшебные» слова? В каких случаях их нужно говорить? Дети отвечают.
МИША: Давайте, ребята, все вместе споем песню, которая так и называется «Волшебные слова».
Дети исполняют песню «Волшебные слова» композитора В. Добрынина на слова М. Танича.
ВЕДУЩИЙ: Вот и закончились, ребята, наши веселые правила вежливости! Надеюсь, что вы запомнили их, и будете вести себя как воспитанные люди!