Задачи:
- Сформировать знания о разнообразии лесов России и выявить причину этого разнообразия;
- Продолжить прививать чувство бережного отношения к природе;
- Развивать логическое мышление, умение применять знания на практике.
Оборудование: карта «Природные зоны России», атлас для 8 класса, образцы листьев деревьев из гербария, лист комнатного тропического растения, картины и фотографии с изображением леса, листы с заданиями для групп, оценочный лист для каждой группы, презентация «Разнообразие лесов России» Приложение 1
Тип урока: изучение нового материала
Форма работы: групповая
План урока:
- Организация класса
- Изучение нового материала
- Практическая работа
- Закрепление
- Задания для развития творчества и логики
- Рефлексия
- Домашнее задание
- Итог урока
Предварительная подготовка:
- заранее разделить учащихся на 4 группы,
- в каждой группе назначить статиста и объяснить его роль на уроке,
- дать темы сообщений желающим выступить на уроке.
Содержание урока
1. Организация класса
Дремучий, густой, тёмный, белоствольный. С каким словом ассоциируются эти имена прилагательные? (лес). Продолжаем изучение природных зон.
Сегодня тема урока: «Разнообразие лесов России» (слайд 1)
На уроке мы узнаем, почему леса бывают разные, научимся по листу дерева определять особенности климата территории, где произрастают эти деревья. (слайд 2)
Работать будем группами. В каждой группе есть статист, который будет отмечать количество правильных ваших ответов и дополнений во время урока. За правильный ответ или дополнение вы получите «+», если ответ будет дан полными предложениями, то вы получите «+ +» за один ответ. В зависимости от количества «+» вам будет выставлена оценка в конце урока.
2. Изучение нового материала.
Посмотрите на картины и фотографии. Это лес. Вы все бывали в лесу. Что такое лес? (ответы учеников) Казалось бы, всем это известно. Но только недавно эксперты международной и продовольственной организации дали строгое научное определение леса.
Лес – это находящийся за городом участок площадью более 0,5 га с деревьями высотой более 5 метров, затеняющими своими кронами более 10% площади. (слайд3)
Березняк, ельник, дубрава, кедрач. Что означают эти слова? (это названия лесов). Почему по-разному называют леса? (произрастают разные породы деревьев).
Леса в России занимают большую площадь.
Пример: Если всех жителей России равномерно по одному разместить в лесах, то мы не только не увидели бы, но и не услышали бы друг друга. Ведь на каждого пришлось бы 5 га леса.
Работа с атласами и картой у доски. На карте «Природные зоны России» покажите территорию распространения лесов. Какие природные зоны занимают леса? (тайга, смешанные и широколиственные леса) (слайд 4)
Схема (слайд 5) Леса бывают хвойные и лиственные. Хвойные леса подразделяются на тёмнохвойные (ель, пихта, кедр) и светлохвойные (сосна, лиственница). Лиственные леса на мелколиственные (берёза., осина, ольха) и широколиственные (клён, дуб, ясень, бук, липа)
Сообщения учащихся об этих деревьях (слайд 6, 7, 8)
Почему леса бывают разные? (климат разный). Схема (слайд 9)
Хвойные или широколиственные породы деревьев приспособлены к холодному климату? (ответы учеников) Лиственница легко переносит сильные морозы, произрастает в условиях резко-континентального климата Сибири, растёт даже в Якутии, где морозы до -70 ۫۫ . Ель менее вынослива.
Можно ли по листу дерева определить климат местности, где произрастает это дерево?
Сейчас мы это узнаем на практике.
3. Практическая работа «Определение климата территории по листу дерева».
Работа в группах, каждой группе даётся разный образец.
Цель: закрепление знаний о причине разнообразия лесов.
Оборудование: образцы листьев из гербария дуба, берёзы, сосны и лист комнатного тропического растения.
Задание:
- Схематично зарисуйте в тетради листовую пластину.
- Напишите особенности климата, повлиявшие на форму листа.
- Определите по листу название дерева.
После выполнения, каждый представитель группы рассказывает о приспособлении данного образца к климатическим условиям.
4. Закрепление.
Сейчас вы будете географическими реставраторами. В архиве исследователя древесной растительности фотографии разных деревьев перепутались [приложение 2] Надо определить, в каком городе сфотографировано каждое дерево. При работе используйте карту растительности в атласе. (работа в группах)
Проверка выполненной работы (слайд 11)
- Каменная берёза – дальневосточный город Петропавловск-Камчатский
- Карликовая берёза – тундра, Мурманск
- Маньчжурский орех – на юге Дальнего Востока, Хабаровск
- Дуб – широколиственный лес, Воронеж
- Кедр – Сибирь, Ачинск
- Лиственница – резко-континентальный климат, Якутск.
Климат определяет типы лесов, но лес может и сам влиять на климат территории. Лес оказывает влияние на состояние нижнего слоя атмосферы: уменьшает скорость ветра, увеличивает испарение, сглаживает колебания температуры.
5. Задания для развития творчества и логики
1 группа: Составьте схему «Значение леса для человек»
2 группа: Запрещается вырубка лесов по берегам рек, вокруг городов и вдоль рек!!!
Лес – наше богатство. Почему тогда его вырубают?
3 группа: Можно ли терять леса не вырубая их?
Создайте памятку о том, как избежать лесные пожары.
4 группа: С какими особенностями природы связаны разбросанность населения, преобладание мелких деревень и малых размеров пахотных участков в таёжной зоне?
6. Рефлексия
Что вы узнали нового на уроке?
Леса России разнообразны, но и уязвимы. Из одного дерева можно сделать 1миллион спичек, а одна спичка может сжечь 1 миллион деревьев. Берегите лес!
7. Домашнее задание:
§24, рисунок. Нарисуйте карто-схему «Разнообразие лесов России». (слайд 12)
8. Итог урока
Слово статистам.
Дополнительный материал
Дуб растет в широколиственных лесах. Живет 500-600 лет. Дуб монгольский засухо- и морозоустойчивый вид, важная лесообразующая порода Дальнего Востока. Древесина дуба прочная, используется в строительстве мебели, в авиации и судостроении. Кора используется в медицине и кожевенной промышленности. Желуди – корм для животных и еще они идут на изготовление суррогата кофе.
Клён растет в лиственных и смешанных лесах. В России около 20 видов. Древесину используют для изготовления мебели и музыкальных инструментов. Особенно яркие и красочные кленовые деревья осенью.