Урок благотворительности "Колокольчики добра"

Разделы: Внеклассная работа


Цели урока:

  1. Познакомить детей с идеями и историей благотворительности и меценатства;
  2. Способствовать созданию условий для развития у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
  3. Повысить интерес к благотворительной деятельности в Самарской области;
  4. Развивать у учащихся личностные качества: гуманность, бескорыстие, благородство.

Возраст учащихся: 7-10 лет.

Оборудование: мультимедийный проектор; музыкальный центр.

Оснащение: Костюмы для инсценирования сказки; атрибуты для игры «Жизнь замечательных людей» (игровое поле, «чудесный мешочек» с предметами: палитра, кисточка, модель автомобиля, репродукция картины М.В. Нестерова «Юность преподобного Сергия», фотографии К.П. Головкина с видами Самары и Волги); электронная презентация с материалами игры; фоторепортаж «Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила»; мяч.

Предварительная подготовка: Встреча с сотрудником Сызранского краеведческого музея «Гражданин Самары Константин Павлович Головкин: Летопись жизни»; подготовка электронной презентации к игре «Жизнь замечательных людей»; подготовка учащимися фоторепортажа «Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила»; защита творческих проектов «Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила»; подготовка атрибутов к инсценированию сказки «Колокольчики добра»; подбор материалов периодической печати.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Создание благоприятного эмоционального настроя и постановка целей урока.

1. Вступительное слово учителя.

– Ребята, вы, наверное, очень любите сказки?

– Почему положительным героям сказок всегда помогают птицы, звери, природа?

– Вспомните, что это за сказка. (Дети по иллюстрации узнают сказку «Гуси-лебеди»)

– Почему печка, яблонька и речка не ответили Маше на её вопрос, когда она обратилась к ним в первый раз? А почему потом они помогли ей?

– Есть очень хорошая пословица: «Доброе слово – что ясный день». Как вы её понимаете?

2. Игра «Ручеёк»

– Давайте теперь сами побываем в роли волшебников и подарим друг другу добрые слова. Поиграем в игру «Ручеёк». ( Идёт игра, где учитель может первым пройти через «Ручеёк» и, взяв в пару ученика, сказать ему доброжелательные слова.)

– Ребята, говорите друг другу больше хороших, добрых слов. От этого вы и сами будете становиться добрее. А сегодня мы заглянем в «Ларец добрых дел» и поговорим о благородных поступках людей, узнаем об истории благотворительности, мы будем учиться строить взаимоотношения с окружающими по «законам добра».

III. Основной этап урока.

Звучит фонограмма «Звон колокольчиков». На фоне музыки учитель совместно с подготовленными учащимися (Колокольчики добра, Злая колдунья, Котёнок) показывают инсценированную сказку.

1. Сказка «Колокольчики добра»

Давным-давно, в одной стране жили очень добрые люди. Они приносили всем жителям радость, дарили добро, всегда первыми приходили туда, где случилась беда, чтобы помочь. И когда они поняли, что жители страны стали счастливыми, сели на корабль и решили плыть в другие страны – помогать другим людям. А неподалёку, среди мрачных скал жила Злая колдунья. Хотела она навредить своим счастливым соседям. И как только корабль скрылся за горизонтом, обрушила она на страну печаль и ненависть, зависть и предательство, не пожалела ни стариков, на детей. И поселились в душах людей тоска, зло и одиночество.

Не обратила внимания Злая колдунья лишь на маленького котёнка, не думала она, что он может помешать ей творить зло.

Тогда побежал котёнок к полю, где росли колокольчики. Долго он бегал от колокольчика к колокольчику, пока не поднялся над полем перезвон. Услышали его на корабле, пришли на помощь и выгнали Злую колдунью. С тех пор котёнок с колокольчиком стал символом надежды, счастья, веры, добра и благородства.

Появляется Злая колдунья:

– Нет, не верю я! Не может быть, чтобы добро победило зло!

Вбегают Колокольчики:

– Вы нас звали?

– У кого беда случилась?

– Вам нужна помощь?

Котёнок:

– Да вот, никак не угомонится Злая колдунья.

Злая колдунья:

– Миром должно править только зло и ничего кроме зла!

Котёнок:

– Давайте все вместе постараемся переубедить Злую колдунью, что только доброта и благие дела могут дать счастье людям.

Злая колдунья:

– Да чего тут спорить! В людях столько злобы и зависти!

Котёнок:

– Да, к сожалению и такое бывает. Но человеку присущи и такие качества, как милосердие, бескорыстие, гуманность, сочувствие.

Колдунья:

– А отрицательных больше! Посмотрим? Поиграем в игру «Аукцион слов». Я называю плохие качества, а вы хорошие. У меня нет никаких сомнений, что выиграю я.

Игра проводится с использованием мяча.

Учитель:

– Если Злая колдунья любит играть, значит, не всё потеряно!

Злая колдунья достаёт книгу «Энциклопедия зла» и читает из неё слова: трусость, хвастливость, лживость, жестокость, глупость, безделье, скупость, невежество.

Ребята по очереди называют: решительность, любознательность, правдивость, ответственность, стыдливость, честность, дружелюбие, храбрость, надёжность, терпеливость, гордость, смелость, товарищество, доброта, благородство.

Злая колдунья:

– Благородство… доброта… благотворительность (ищет в книге). В моём учебнике таких слов нет. Что они обозначают?

2. Словарная работа

Звучит фонограмма «Звон колокольчиков». На фоне музыки выходят Колокольчики.

1-й Колокольчик:

– Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим.

2-й Колокольчик:

– Бескорыстность – отсутствие интересов, связанных с выгодой, материальной пользой.

3-й Колокольчик:

– Благотворительность - это безвозмездные действия и поступки, направленные на общественную пользу.

3. Работа с пословицами

Учитель:

– Ребята, очень много пословиц и поговорок о добрых делах создала народная мудрость. Некоторые из них хранятся в нашем Ларце, давайте с ними познакомимся.

Злая колдунья незаметно подкрадывается к Ларцу и начинает колдовать:

– Край неба алеет, трава зеленеет, перемешай, запутай так, чтоб не выбрались, не нашли истины…Готово! Так где же ваши пословицы?

Колдунья достаёт из Ларца пословицу и читает: «Одежда красит человека, а не добрые дела».

– Вот и я о том же вам твержу, что и народная мудрость.

Учитель:

– Злая колдунья заколдовала и перепутала пословицы в Ларце, давайте поможем их сложить правильно.

Пословицы: «Торопись на доброе дело, а худое само приспеет». «Доброе дело питает и душу и тело», «Делай другим добро – будешь и сам без беды», «За добрые дела добром платят», «Добрый человек добру и учит».

Злая колдунья:

– Да, пословиц вы много о добрых делах знаете, а вот делаете ли вы сами добрые дела?

4. Презентация фоторепортажа.

– Ребята представляют фоторепортаж творческого проекта «Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила».

Далее проводится релаксирующая пауза.

– Ребята! Обхватите правой рукой запястье левой руки. Под большим пальцем вы почувствуете толчки. Это – пульс. Так бьётся наше сердце. Иногда говорят «здоровое сердце, крепкое» или «слабое, больное сердце». Что это значит? (Ответы детей) А ещё иногда говорят «доброе сердце». Как же возникает в человеческом сердце это чудесное светлое свойство – доброта, помогающая жить людям, творить, делать жизнь прекрасной? Лев Николаевич Толстой сказал: «Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра». Сейчас мы поговорим о таких людях.

5. Историческая справка об истории благотворительности в России.

Колокольчик:

– Благотворительная деятельность в России имеет давнюю историю. Великий князь Ярослав Владимирович на личные средства основал училище для детей – сирот. Царь Иван Грозный издал законы о помощи нуждающимся, Петр I уделял большое внимание устройству больниц и приютов, императрица Екатерина II поддерживала частную благотворительность, а в 19 веке в стране введено звание «Почётный благотворитель». Музеи, библиотеки, школы, галереи, выставки – вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найдёновы и другие. Головкин К.П. , наш земляк, один из таких благотворителей.

6. Познавательная игра «Жизнь замечательных людей».

Колокольчики открывают «Ларец» и предлагают игру «Жизнь замечательных людей» (составленную по аналогии с телевизионной передачей «Своя игра»).

Вы слышали о самарском купце, имевшем дом и собственный магазин на одной из центральных улиц Самары? Вы слышали о состоятельном человеке, капитал которого к концу 1915 года составлял 2 миллиона рублей, совершившем путешествие за границу, владельце первого в Самаре автомобиля? Он предложил Городской думе 600000 рублей на постройку художественного музея, с условием пожизненно и бесплатно занимать должность хранителя в этом музее. Знаете о мальчике, с детства мечтавшем посвятить себя рисованию? Мальчик вырос, стал крупным торговцем и... известным самарским художником-любителем. Свою детскую мечту он воплотил в жизнь. Его картины и сегодня украшают экспозицию Самарского художественного музея. Современники отмечали, что работы эти "заключали много настроения и любви к волжской природе", называли его "певцом Волги". Слышали об активнейшем участнике ежегодных выставок самарских художников и жертвователе своих произведений в фонд музея, страстном коллекционере, чьи коллекции частично были переданы в дар Археологическому музею, авторе "Проекта постройки и устройства оборудования и организации провинциального музея"? Вам, конечно, показалось, что рассказ идет о нескольких людях. Нет, это все об одном нашем земляке – Константине Павловиче Головкине, который, несмотря на скромное происхождение (в анкете он указывает – "из мещан"), на отсутствие высшего образования, был настоящим русским интеллигентом.

Вниманию детей предлагается игровое поле с разделами «Увлечения», «Художественное творчество», «Самара», «Самарский художественный музей». Каждый раздел разделён на карточки с определённым количеством баллов (10, 20, 30 и 40), кроме того каждый раздел имеет карточку с «Секретным мешочком».

Раздел «Увлечения»

Вопрос 1. «Закончи предложение…» В 1891 году К.П. Головкин вместе с известными самарскими художниками Н.П. Осиповым и Ф.Е. Буровым организовал…Что же организовали художники и что вы об этой организации знаете? Ответ: В 1891 г. К.П. Головкин вместе с известными самарскими художниками Н. П. Осиповым и Ф.Е. Буровым организовал кружок любителей искусства. В него входили разные по своему уровню художники, объединенные желанием творчески работать и организовывать ежегодные художественные выставки в Самаре.

Вопрос 2. «Чудесный мешочек». В мешочке находится модель старинного автомобиля. О чём может рассказать этот автомобиль? Ответ: Кроме живописи, постоянной привязанностью Константина Павловича была техника — фотография, велосипед, мотоцикл, позднее — автомобиль. Он был постоянным членом самарского яхт-клуба со дня его основания в 1899 г., хотя своей яхтой так и не обзавелся. Зато он позволил себе другую дорогую «игрушку» — автомобиль. Летом 1904 г. самодвижущийся экипаж производства немецкой фирмы «Опель» был доставлен в Самару поездом.

Вопрос 3. Какое значение для культурной жизни Самары имела поездка К.П. Головкина в Манчжурию и Японию? Ответ: В 1918 К.П. Головкин уехал из Самары с семьей в Иркутск. В декабре 1918-январе 1919 совершил поездку в Манчжурию и Японию, где собирал произведения искусства для самарского музея, которому передал свою коллекцию безвозмездно.

Вопрос 4. Чем увлёкся К.П. Головкин, работая в Самарском Губернском архивном бюро? Ответ: Константин Павлович проработал архивистом около года, и за это время пересмотрел огромное количество дел, на основе которых им была составлена уникальная краеведческая картотека. Сейчас она занесена в разряд уникальных дел самарского Госархива.

Раздел «Художественное творчество»

Вопрос 1. Перед вами репродукция картины К.П. Головкина. Как называется эта картина?Ответ:«Последний снег. Осокори»

Вопрос 2. Учащимся предлагаются фрагменты (по типу пазлов) картины К.П. Головкина «Переправа в Жигулях». Необходимо собрать фрагменты в единое целое.

Вопрос 3. «Чудесный мешочек» В мешочке находятся кисточка и палитра. Изучением какого вида искусства увлёкся юный Константин, обучаясь в Самарском реальном училище? Что вы знаете об этом этапе жизни Головкина? Ответ: С детства Константина влекло к рисованию. Родные вспоминали, что он рано начал рисовать и «рисовал углем и мелом везде: на полу, на стенах». Когда Константин заканчивал реальное училище, появился новый преподаватель рисования – Николай Андреевич Храмцов. Именно он стал первым профессиональным учителем будущего художника Головкина.

Вопрос 4. В июне-июле 1900 года Константин Павлович совершил путешествие за границу, о котором давно мечтал. Он побывал в Италии, Германии, Франции, посетил знаменитую Всемирную Парижскую ярмарку. Что дала эта поездка для развития его художественного дела? Ответ: Это было его первое большое путешествие, после которого много картин Головкин «отправлял в Париж для издания цветных и черно-белых открыток с золотым обрезом. Он отпечатал альбом своих рисунков и продавал фототипии «Виньетки Волги с картин художника-любителя К. П. Головкина». Известны альбомы гелиогравюр по рисункам Константина Павловича, издававшиеся в Париже.

Раздел «Самара»

Вопрос 1. «Чудесный мешочек» Перед вами открытки с видами города Самара, реки Волга. Автор этих работ К.П. Головкин, который, как известно, был хорошим фотографом. Какие факты из жизни Константина Павловича, связанные с занятием фотографией вам известны? Ответ: Первый выпуск фотографий Головкина с видам Волги, Самары, Жигулей состоялся в 1901 г. Всего было 9 изданий. Работы Головкина покупали и за границей, особенно в Германии, Франции, Австрии. В числе местных почитателей его таланта был владелец Жигулёвского пивоваренного завода В.В. фон Вакано.

Вопрос 2. Что стало итогом научных изысканий К.П. Головкина в 20-х годах XX века? Ответ: В 1922 году К.П. Головкин вернулся в Самару, 14 августа получил удостоверение члена-сотрудника Общества археологии, истории и этнографии. Уже в сентябре 1922 года Головкин продолжал археологические изыскания в окрестностях Самары, а также возглавил филиал бывшего Самарского городского публичного музея  – «Старая Самара». В эти годы К.П. Головкин целиком посвятил себя научной и творческой работе. Итогом научных изысканий стал выход работы «Вся Самара на 1925 год».

Вопрос 3. Что за здание представлено на фото, и как оно связано с именем К.П. Головкина? Ответ: Загородная «дача со слонами» была построена в 1908-1909 годах по собственному проекту К.П. Головкина на берегу Волги между 5-й и 6-й дачными просеками. Дача с парными скульптурами в стиле русского модерна была построена для своего семейства.

Вопрос 4. К.П. Головкин проявил себя в различных сферах общественно-культурной жизни Самары. В частности, как известно, он стал инициатором создания художественного отдела при Самарском городском публичном музее. Что вы можете рассказать об этой «страничке» жизни Константина Павловича? Ответ: По инициативе Константина Павловича во все концы страны было разослано около 300 писем – обращений к художникам России. В дар музею поступили произведения М. В. Нестерова, К. Ф. Юона и многих других известных русских мастеров, а также новые произведения местных живописцев. Сам Головкин передал в фонды музея часть своих картин, а также произведения художников Н.П. Осипова, И.Ф. Никонова, Н. А. Храмцова и др. В результате активной деятельности Константина Павловича в музее была создана богатая художественная коллекция, включавшая в себя работы и самарских художников, и знаменитых русских живописцев. К 1911 г. Художественная коллекция музея насчитывала около 120 произведений искусства: рисунки, картины, скульптуру.

Раздел «Самарский художественный музей»

Вопрос 1. Что находится в этом здании? Ответ: Самарский областной художественный музей — один из крупнейших в Поволжье.

Вопрос 2. Какую роль в основании музея сыграл К.П. Головкин? Ответ: Открылся музей в 1897 году по Константина Павловича Головкина (1871-1925). С того времени 25 апреля (12 апреля по новому стилю) 1897 года считается официальной датой основания художественной коллекции при Публичном музее

Вопрос 3. К 135-летию со дня рождения деятеля самарской культуры Константина Головкина – основателя коллекции Самарского художественного музея в Мраморном зале Самарского художественного музея состоялся вернисаж выставки «Самарские пути К.П.Головкина». Выставка включает разделы, отражающие различные «ипостаси» Константина Павловича: вот он в роли организатора художественного кружка в Самаре, устроителя выставок местных художников, вот Головкин – основатель самарской пейзажной школы…Благодаря достоверным мини-реконструкциям, созданным в зале сотрудниками музея, посетители смогут совершить воображаемое путешествие в писчебумажный магазин Головкина и в его гостиную на «даче со слонами». В одном из уголков зала воссоздана и творческая мастерская художника – мольберт, краски, кисти словно вновь ждут своего хозяина. И конечно, на стенах зала представлены произведения Головкина-художника: масштабные картины, написанные маслом на холсте, акварельные пейзажи, карандашные зарисовки и наброски. Помимо живописи, Константин Павлович очень увлекался фотоискусством, поэтому на выставке есть и его фотоработы. Кроме того, Головкин любил выпускать открытки, украшенные его картинами, а также фотографиями с видами старой Самары.

Вопрос 4. С какой целью современники восстанавливают биографию Константина Павловича Головкина? Ответ: Цель выставки – раскрыть неординарность творческой и человеческой личности Головкина, его удивительную целеустремленность и самоотверженность в деле созидания культуры провинциального города. В книге Л.В.Едидовича «Гражданин Самары Константин Павлович Головкин: Летопись жизни» впервые собраны факты, рассказывающие о жизни известной самарской купеческой семьи.

Вопрос 4. «Чудесный мешочек» В мешочке находится репродукция картины М.В. Нестерова «Юность преподобного Сергия» Она была прислана в дар Самарскому художественному музею. Какую роль играл К.П.Головкин в пополнении фондов музея? Ответ: Понимая, что вновь созданный отдел не может представлять только самарских художников, Головкин 1898 году разослал около 270 писем к известным художникам России с просьбой поддержать начинание и прислать в дар музею свои произведения. Первыми откликнулись на просьбу самарцев выпускники Академии художеств.В 1898–1909 годах коллекция пополнилась работами М.В.Нестерова (этюд к картине "Юность преподобного Сергия"), А.К.Беггрова ("Кронштадтская пристань"), В.Н.Бакшеева ("Среди природы" и "Весною. На крыльце"), К.Ф.Юона ("Апрельское утро").Количество живописных произведений в 1911 году превысило 130 единиц.

Подведение итогов игры.

Меценатство на современном этапе. Сызрань. Сейчас в нашей стране продолжаются традиции российской благотворительности, действуют благотворительные фонды, специализирующиеся в разных сферах: помощь учёным, музыкантам, художникам, детским домам и больницам, семьям погибших военнослужащих т.д. Колокольчики открывают Ларец и предлагают познакомиться с благотворительной деятельностью жителя города Сызрань, директора ООО «Лидер – Тюнинг» Валерия Витальевича Гуськова, который на собственные средства помогает восстанавливать мужской монастырь в Кашпире.

IV. Подведение итогов урока.

Выходят дети-колокольчики, раздают ребятам колокольчики из бумаги и предлагают провести акцию «Планета цветов» (посадка цветов на клумбах в школьном дворе и в микрорайоне)

Учитель: Как много у нас получилось колокольчиков. Прислушайтесь! Они звенят ранним утром, звенят в жаркий день, на вечерней заре, как бы напоминая нам:

«Чтобы сердце горело,
а не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
тем живём на земле!»

Информационные источники:

  1. Классные часы: 1 класс/Авт. – сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2008.
  2. Л.В. Едидович. «Гражданин Самары Константин Павлович Головкин: Летопись жизни». – Самара, 2007.
  3. Историко-культурная энциклопедия Самарского края. Персоналии.– Самара: Самарский Дом печати, 1993.
  4. Н.В. Тутубалина. Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста.- Ростов – на – Дону: Феникс, 2000.