Внеклассное мероприятие по математике "Математический аукцион"

Разделы: Математика


Цели мероприятия: привитие интереса к предмету, развитие интеллектуальной культуры, воспитание самостоятельности и уважения к другому человеку. Материал подобран дифференцированно, в соответствии с возрастными и интеллектуальными особенностями учащихся.

НА ДОСКЕ:

Вознаграждение 1 тур:

1 балл (желтая карточка) – 500
1 балл (голубая карточка) – 1000
1 балл (красная карточка) – 1500

Вознаграждение 2 тур:

1 балл (желтая карточка) – 1500
1 балл (голубая карточка) – 1500
1 балл (красна карточка) – 2000  

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА

Команда выбирает капитана.

Команда перед началом аукциона получает в банке первоначальный капитал в виде краткосрочного кредита под 30 % годовых в размере 1000 игровых рублей. Это означает, что в конце игры все взявшие кредит должны вернуть в банк 1300 игровых рублей. Расписываясь в банковской книге "Выдачи кредитов'' за его получение, капитан команды одновременно с деньгами получает номер участника аукциона. Только имея номер, команда может претендаватъ на тот или иной лот (вопрос, правильный ответ на который приносит команде определенный доход, выставленный на аукционе).

Аукцион состоит из двух туров, Перед проведением очередного тура аукционист (ведущий аукциона) объявляет характер предлагаемых лотов и порядок проведения торгов.

Ход мероприятия

ПЕРВЫЙ ТУР Открытый лот "Конкретный вопрос"

На обдумывание вопроса 1 минута.

Тур проходит по следующим правилам:

  • задается конкретный вопрос;
  • право на ответ может купить любая команда, имеющая номер,
    заплатив небольшую сумму в ходе открытых торгов;
  • первоначальная стартовая цена каждого лота (право на ответ)
    100 игровых рублей, а торговый шаг стоит 50 игровых рублей,
    т.е. торг ведется суммами, кратными 50. Например, одна из команд называет свою цену за конкретный вопрос, предложенный аукционистом, - 150 игровых рублей. Если какая-то другая команда так же хочет приобрести этот лот (право на ответ), то она называет цену - 200 игровых рублей (250, 300 и т.д.), т.е.каждый раз цена увеличивается на 50 игровых рублей (или сразу на 100, или 200 и т.п.).
  • называя свою цен, капитан команды должен поднять и показать
    аукционисту номер, который он получил перед началом аукциона;
  • команда, купившая очередной лот, платит в банк сумму, за которую она купила этот выставленный лот;
  • за правильный ответ на купленный вопрос команда получает денежное вознаграждение от 500 до 1500 игровых рублей, в зависимости от сложности вопроса;
  • команда может продать свой вопрос соперникам;
  • если участники команды неверно ответили на вопрос, они платят в банк штраф в размере 100 игровых рублей, а лот снимается с торгов и может быть выставлен в конце первого тура для
    повторной продажи.

Аукционист громко и четко задает вопрос, называет стартовую цену и сумму вознаграждения за правильный ответ.

Высказывания:

  1. Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели. (Александр Иванович Маркушевич – советский педагог и математики).
  2. Дороги не знания, которые отлагаются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы. (Герберт Спенсер – философ, социолог).
  3. Ничего не сделано, если хоть что-то осталось недоделанным. (Карл Гаусс).

Вопросы 1 тура.

Желтые карточки (1 балл).

  1. Найдите два таких числа, произведение которых равно 63 и частное от делении большего числа на меньшее так же равно 63? (63 и 1)
  2. Найдите произведение чисел 7*24*125. (21000)
  3. Поставьте нужное слово вместо многоточии: Четырехугольник (…) втора степень числа. (квадрат)
  4. Маша в два раза умнее Саши, Саша – в три раза умнее Кати. Во сколько раз Катя глупее Маши? (6)      
  5. В специальный ящик можно умножить 68 куриных яиц. Если уминать их ногами, то поместится в 100 раз больше. Сколько уминаемых ногами куриных яиц можно уложить в 3 таких же одинаковых ящика? (68*100*3)
  6. Воспитывая своего сына-двоечника, папа изнашивает в год два брючных ремня. Сколько ремней износил папа за 8 классов, если известно, что в пятом классе сын дважды оставался на второй год. (18)
  7. Найдите значение выражении 12,37*4,185-12,37*4,184  (0,1237)
  8. В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько в этой семье детей? (6)
  9. Петух на 1 ноге весит 4 кг. А на двух? (4)
  10. По столбу высотой 10 м взбирается улитка. Днем она поднимается на 5 м, ночью опускается на 4 м. Через сколько дней улитка достигнет вершины столба? (6)

Голубые карточки (2 балла).

  1. Вместо звездочек напишите пропущенные цифры:
  2. Найдите среднее арифметическое чисел: 3,8 4,2 3,5 4,1 (3,9)
  3. Сколько треугольников на рисунке 1? (20)
  4. Сколько квадратов на рисунке 2? (30)
  5. Во сколько раз сумма чисел 135 и 108 больше разности этих чисел? (7)
  6. Витя отыскал правильную дробь, которая больше 1, но держит свое «открытие» в секрете. Почему? (такой дроби нет)
  7. Назовите дробь, равную 4. 12/3
  8. Экипаж, заряженный тройкой лошадей, проехал за 1 час 15 км. С какой скоростью бежала каждая лошадь? (5 км/ч)
  9. Если Захар ростом не выше Олега, то каким он может быть ростом по сравнению с Олегом? (либо ниже, либо одинаковым)
  10. Определение десятичной дроби.


рис.1


рис.2

Красные карточки (3 балла).

  1. Назовите дробь, больше 1, но меньше 2.
  2. В квартире есть настенные часы с боем. Они отбивают полные часы и одним ударом каждые полчаса. Сколько ударов отбивают часы за сутки?
  3. Когда делимое и частное равны между собой?
  4. Реши уравнение (2,8-х):0,3=5
  5. С помощью пяти единиц представьте 100.  (111-11=100)
  6. Есть 2 сковороды. На каждой помещается один блин. Надо пожарить 3 блина с двух сторон. Каждая сторона блина жарится 1 мин. За какое наименьшее время можно это сделать?
  7. Сколько треугольников на рисунке 3?
  8. Решите анаграмму: переставьте в слове ДВАКАРТ буквы так, чтобы получилось слово  – математический термин.    (квадрат)
  9. На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20 день заросло все озеро. На какой заросла половина озера? (19)
  10. Существует ли простое число, являющееся четным?


рис.3

ВТОРОЙ ТУР Закрытый лот "Неизвестный вопрос"

В этом туре команды покупают закрытый лот, не зная, какой вопрос будет в этом лоте. В остальном правила проведения аукциона остаются прежними, лишь цена за правильный ответ на купленный в лоте вопрос увеличивается и составляет от 1500 до 3000 игровых денег. Вопрос формулируется лишь после того, как какая-либо команда купит лот.

Высказывания:

  1. «Умение решать задачи – такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путем подражания или упражнения». (Дъёрдь Пойа).
  2. В математике нет символов для неясных мыслей. (Жюль Анри Пуанкаре).

Вопросы 2 тура.

Желтые карточки (1 балл).

  1. Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько часов играл каждый из них?
  2. Какое число делится без остатка на любое целое число, отличное от нуля?
  3. Числа употребляемы при счете называются натуральными. При помощи каких цифр они записываются?

Голубые карточки (2 балла).

  1. Частное двух чисел?
  2. Дл устройства прямолинейной изгороди вкопали 100 столбов с расстоянием между соседними столбиками 3 м. Какой длины получилась изгородь?
  3. Сколько на рисунке 4 треугольников ?


рис.4

Красные карточки (3 балла).

  1. Используя все 9 цифр и ноль (цифру использовать 1 раз), запишите возможно меньшее число.
  2. Три разных числа сначала сложили, а затем же их перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа?
  3. Сотая часть числа. (процент)

ИТОГ

«НЕ ЗНАНИЕ, А ИЗУЧЕНИЕ, НЕ ОБЛАДАНИЕ, А ПРИОБРЕТЕНИЕ, НЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЕ, А ГРЯДУЩЕЕ ДОСТАВЛЯЕТ ВЕЛИЧАЙШЕЕ НАСЛАЖДЕНИЕ»
КАРЛ ГАУСС