Компьютеризация в наше время охватила все
сферы деятельности и неотвратимо входит в одну
из самых консервативных областей – образование.
Компьютеризация системы образования – это не
просто «ведение» компьютеров в традиционный
процесс обучения, а кардинальная перестройка
всей системы обучения. Меняется содержание
деятельности учителя и учащихся, структура и
организация учебного процесса, формируются
другие методологические, психологические,
дидактические основы преподавания и обучения.
Сельские школы находимся на начальном этапе
внедрения информационных технологий в обучении
и эффективность применения этих технологий
зависит от уровня ИКТ-компетентности учителя
предметника и творческой активности,
самостоятельности каждого ученика.
С приобретением компьютера, мультипроектора в кабинете физики я начала внедрять ИКТ технологию,составила каталог имеющихся компьютерных учебных материалов. На уроках физики компьютер использую как средство обучения в сочетании с другими, традиционными средствами обучения по всем разделам . При проведении уроков можно решить следующие учебные ситуации (задачи) компьютерной поддержки:
– показ видео- и анимационные фрагменты для
постановки учебных проблем, демонстрации
физических явлений процессов, объектов;
– демонстрация классических, а также
невоспроизводимых в школьных условиях опытов;
– использование анимированных рисунков,
моделей, схем, графиков как средств виртуальной
наглядности;
– проведение компьютерных лабораторных
работ, виртуального физпрактикума;
– при проведении тестового контроля усвоения
материала и итогового контроля знаний;
– обращение к электронным энциклопедиям,
поиск учебной информации в интернете;
– решение задач, построение графиков, диаграмм с
использованием встроенных программ;
– использование справочных материалов,
глоссария;
и т. д.
Методическое объединение учителей политехнического цикла МОУ Чычымахская СОШ Таттинского улуса РС (Я) ставит целью своей педагогической работы достижение компетентностного уровня образования, обеспечивающего успешную самореализацию учащихся. Для достижения этой цели мы используем проектную деятельность. В нашей школе проектная деятельность как механизм организации сотрудничества с социумом целенаправленно внедряется с 2003 года. Были разработаны и реализованы совместные социальные проекты, объединяющие усилия педагогического коллектива, родителей, социальных партнеров школы для решения конкретных задач, значимых в социуме. Сегодня метод проектов в нашей школе является одним из приоритетных методов обучения и воспитания, развивающие компетентности участников проекта. В ходе таких проектов по физике учащимся по группам на уроках решения задач и в качестве домашнего задания предлагаю придумать задачи-проекты по заданной теме, с использованием местных материалов решить ее, оформить в программе MicrosoftOfficePowerPoint, используя сети интернет, сканирование, цифровое фото, видеозаписи. Каждая группа готовит задачи-слайды, защищает на уроках-презентациях.
Например, задачи составленные участниками проекта «Бэргэн» по физике:
Объектом проектной деятельности является компетенции учащихся, учителей и родителей.
Компетенции позволяют:
– изучать (уметь решать проблемы,
самостоятельно заниматься своим обучением,
извлекать пользу из опыта, организовывать
взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их);
– искать (запрашивать различные базы данных,
консультироваться у экспертов, получать и
обрабатывать информацию);
– думать (организовывать взаимосвязь прошлых и
настоящих событий, критически относиться к тому
или иному аспекту развития общества, уметь
противостоять неуверенности и сложности,
занимать позицию в дискуссии и формировать свое
мнение, оценивать);
– приниматься за дело (включаться в проект; нести
ответственность; уметь организовать свою
работу);
– адаптироваться (умение использовать новые
технологии и коммуникации, находить новое
решение).
В конференциях ученики исследовательские доклады представляют и в слайдовом варианте и в обычном-стендовом .Материалы для рефератов учащиеся сами находят из интернета.
Во всем этом у учащихся при работе на компьютере развиваются личностные качества, как рефлексивность, критичность к информации, ответственность, способность к принятию самостоятельных решений, толерантность, креативность, коммуникативные умения.