Цели:
- Продолжить наблюдение за значением прилагательных; продолжить поиск лексико-симантической группы имён прилагательных, обозначающих цвет, форму, вкус,…
- Развивать орфографическую зоркость.
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Формировать представление об эстетической категории-красивое.
Ход урока
Психологический настрой учащихся на урок.
-Покажите своё настроение с помощью цвета.
-Откройте тетради и оформите её для начала работы.
Целеполагание.
-Скажите, о чём мы говорили на предыдущих уроках?
-Что нового узнали?
-Кому было легко, трудно, кто затруднялся?
Поэтическая минутка.
-Хотелось бы начать урок с небольшого стихотворения Ивана Захаровича Сурикова
(читает ученик):
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь-цветы вокруг,
Да по колено травы.Зелёный луг,как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.
-Какими впечатлениями поделился с нами автор?
-В какое время суток описан луг?
-Какие слова помогают нам представить красоту луга и почувствовать льющийся запах утренней прохлады и луговых цветов?
Запись под диктовку 2-го четверостишия.
-Я предлагаю вам записать чудесные строки этого стихотворения.(Письмо под диктовку 2 четверостишия). Самоконтроль-прверка с доской.
-Какие цветы можно встретить на лугу?
-Какой частью речи являются слова-названия цветов?
-А какой частью речи являются слова, обозначающие признак цветов?
-Какого цвета могли быть луговые цветы?
-Запишите три любимых цвета.
Итог - какую работу выполняют слова, которые вы записали?(Указывают на признак предмета, обозначает цвет).
Игра «Найди лишнее слово».
-А сейчас поиграем. Прочитайте слова и запишите лишнее.
Фиолетовый, оранжевый, зелёный, трусливый, белый.
-Какое слово вы записали?
-К какой части речи относится это слово?
-Докажите.
-Когда мы употребляем это слово в речи?(Когда говорим о человеке).
-Какое слово противоположное этому слову по значению?(Смелый)
-К какой части речи принадлежит это слово?
-Составьте предложение с одним из этих слов.
Чтение рассказа В. Осеевой «Трусиха».
-Как думали все об этой девочке?
-А как это оказалось?
Итог - какую работу выполняют такие слова? (Обозначают качество личности человека)
-Подумайте и скажите, что определяют прилагательные в следующем отрывке.
Настала долгожданная весна. Солнечные дни согнали снег с полей. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие листочки. Появились первые цветы.
-Назовите прилагательные.
-О чём говорят прилагательные?
Итог - О состоянии природы весной.
-Понаблюдаем, что что определяют слова из отрывка рассказа Соколова-Микитова »Рассвет в лесу».
Кончилась ночь. Туман стоит над лесом. Утренняя роса покрыла листву на деревьях. Хорошо гулять ранним утром по лесу.
Итог - что определяют прилагательные в этом отрывке? (Время суток).
-Запишите имена прилагательные, определяющие время суток.
Загадка.
-Думаю, что все вы любите отгадывать загадки? Вот сейчас послушайте, и непросто отгадйте, а назовите слова, которые описывают отгадку.
Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,с полосатой кожей гладкой.
А разрежешь-посмотри:
Красный, красный он внутри.
-Что определяют слова круглый и сладкий?
-Запишите слова, которые говорят нам о вкусе и форме.
Итог - что определяют слова круглый, сладкий?
Вывод: какая часть речи помогла представить радужные краски цветов, качество личности человека, состояние природы, форму, вкус.
-Сможете ли вы завтра определить значение прилагательных?
-Кто повысил уровень своих знаний?
-Вспомните, с чего мы начали наш урок? (Цвет, настроение).
-Поделитесь своим настроением в заключении урока.