Помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к успеху - это задача современной школы. Переход от оценки знаний, умений и навыков к оценке достижений школьника позволяет отслеживать индивидуальный прогресс ученика за весь период обучения: с начальной школы до выпуска из неё. Презентация по вопросу "Портфолио учащегося как система индивидуальных достижений школьника" была подготовлена для выступления на педагогическом совете и приведена в Приложении 1.
Индивидуальная накопительная папка (портфолио) - это комплект документов, представляющий собой совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных достижений, который является основой для определения образовательного рейтинга учащегося и выбора профиля образования.
Цель программы портфолио: создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены истинные, реальные достижения каждого ученика в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.
Для учащихся ведение портфолио позволяет поддерживать высокую учебную мотивацию, поощрять активность и самостоятельность, развивать навыки оценочной деятельности (самооценки)
Для учителей технология портфолио позволяет реализовывать индивидуальный подход в процессе обучения ученика, является средством обратной связи и инструментом оценочной деятельности.
Технология портфолио обеспечивает новые подходы к оцениванию и оценке.
Участниками работы с портфолио являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники и педагоги дополнительного образования, администрация школы. У каждого из участников есть свои обязанности в процессе работы над портфолио. Обязанности участников разработаны и записаны в нормативно-правовой базе ведения портфолио в нашей школе.
Спектр применения портфолио учащегося разнообразен. Его можно использовать в организации предпрофильной подготовки в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы (наряду с результатами итоговой аттестации). Целесообразно предъявлять портфолио при переходе учащегося с одной ступени обучения на другую или при переходе в другую школу. Это позволит учителям объективно оценить и глубже познакомиться с новыми учениками. Также актуально внедрение технологии портфолио при проведении в учебном заведении рейтинговых конкурсов, например конкурса "Ученик года". Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ или других форм аттестации при поступлении в высшие учебные заведения, наиболее полно раскрывая информацию об абитуриенте и отражая его устойчивые и долговременные образовательные результаты.
Портфолио учащегося основной школы оформляется титульным листом и состоит из четырех разделов.
I раздел: "Мой портрет". Учащийся может представить любым способом. Это могут быть личные данные учащегося, ведущего портфолио, его автобиография, личные фотографии. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов года, ставит цели и анализирует достижения.
II раздел: "Портфолио документов". В этом разделе должны быть представлены сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения. Здесь учащийся представляет дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований, сертификаты учреждений дополнительного образования.
III раздел: "Портфолио работ". Учащийся представляет сборник своих творческих и проектных работ, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности, участие в конференциях, конкурсах, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений.
IV раздел: "Портфолио отзывов". Он включает в себя отзывы, рецензии работ, характеристики классного руководителя, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования на различные виды деятельности учащегося.
Внедрение новой технологии оценивания достижений учащихся в нашей школе актуально в этом году, так как объявлен конкурс "Ученик года-2010" и наряду с другими документами, представленными на конкурс, портфолио должно обеспечить объективность оценки конкурсантов.
Работа над созданием портфолио трудоемкая, но результат будет положительным, если эту работу вести систематически и добросовестно на протяжении всего периода обучения школьника. Это будет реальной помощью выпускникам школы в самореализации личности, ориентированной на успех, способной принимать осознанные решения, ставить цели и достигать их.