Урок художественного труда "Осенняя тропинка в лесу"

Разделы: Начальная школа


Цель: активизация и развитие творческого потенциала учащихся с помощью различных изобразительных приёмов и методов.

Задачи:

  • Образовательные: закреплять умение изображать по шаблону и представлению; формировать художественно-графические умения; знакомить с произведениями живописи; обучать навыку работы в смешанной технике.
  • Развивающие: научить видеть красоту природы; развивать у детей потребность в творчестве; развивать психические процессы: воображение, эмоции, внимание; развивать ассоциативное мышление.
  • Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, эстетический вкус; вызывать интерес к различным видам искусства.

Оборудование: у учителя осенние листья, картины с изображением осеннего леса; у учащихся - шаблоны деревьев.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

- Прозвенел уже звонок -
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Сядьте ровно, ножки вместе,
Ручки полочкой на стол,
Начинаем разговор.

- Тему урока я вам пока не скажу, пусть это останется тайной, но вы эту тайну сможете скоро разгадать.

2. Актуализация опорных знаний

- Ребята, посмотрите на этот рисунок. На мой взгляд, на нём очень пусто, и поэтому сложно понять, что хотел рассказать нам художник. (На листе ватмана изображена тропинка) Давайте дополним этот рисунок. Я буду загадывать вам загадки. Вы, пожалуйста, дослушайте загадку до конца, а потом можете отвечать хором.

1. Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)

2. Никто её не пугает,
А она вся дрожит.(Осина)

3. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок.(Дуб)

4. С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают.(Липа)

Дети отгадывают загадки, учитель к ватману прикрепляет листья.

- Весной веселит
Летом холодит
Осенью умирает
Весной оживает (лес)

- правильно в загадке говорится о лесе.

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы с вами вместе, т.е. коллективно будем создавать композицию осеннего леса.

4. Знакомство с новым словом.

- Прочитайте слово, написанное на доске. (Композиция) Слово для вас новое, незнакомое.

Композиция - это составление, соединение различных частей в единое целое по размеру листа. Другими словами - это картина, рисунок.

5. Работа над темой.

- Назовите характерные признаки осени.

- Как называется явление природы, когда с деревьев опадают листья?

- Какого цвета становятся листья?

- Это художник осень перекрасила их в разные цвета.

Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья

Красный, жёлтый, золотой

Как хорош ты лист цветной.

- Ребята, я хочу узнать, кто из вас самый внимательный. Предлагаю вам поиграть в игру.

Ветер закружил и перепутал листочки у деревьев. Выберите среди всех листочков только листья берёзы и прикрепите их к дереву.

- Ребята, а кто из вас знает какое дерево не сбрасывает листья? Вам поможет загадка:

Её всегда в лесу найдёшь
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж
Зимою в платье летнем. (Ель).

- Посмотрите какой нарядный рисунок у нас получился! Какие цвета преобладают в нашем лесу.

На доске вывешиваются таблички:

Оранжевый

Жёлтый

Красный

Коричневый

Зелёный

- Это Цветовая гамма для изображения осеннего леса, т.е. цвета, которые нам помогут правильно изобразить лес осенью.

6. Физминутка.

-Ребята, вы сказали, что с наступление осени птицы улетают в тёплые края. Давайте с вами в последний раз послушаем пение птиц, представим, что мы птички и полетаем.

- Нам пора за работу. У меня на плакате есть тропинка, есть листочки, не хватает деревьев. Вот мы с вами их и сделаем. У вас на столах два шаблона.

- Возьмите лист белой бумаги, сложите его пополам. (показать)

- Возьмите шаблон, приложите его к сгибу и обведите простым карандашом.

- То же самое сделайте со вторым шаблоном самостоятельно.

- Возьмите ножницы и вырежьте деревья. (Помните, ножницы - это колющий инструмент. При передаче ножниц, их нужно держать закрытыми и передавать колечками от себя).

- Как называются части деревьев?

- Теперь надо раскрасить кроны деревьев. Какие цвета будем использовать?

- Макаем кисточку в воду, затем край кисточки отжимаем, чтобы с неё не капала вода. Затем макаем в краску и наносим на лист.

Сами раскрасьте стволы. Посмотрите, у берёзы ствол отличается от других.

7. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

8. Составление композиции.

- Ваши деревья высохли. Вам их надо прикрепить на композицию.

- Посмотрите, у нас тропинка пустая. Давайте её раскрасим.

- На каждый пальчик нанесите краску: оранжевую, жёлтую, красную, коричневую, по одному подходите к доске и оставьте на тропинке опечатки своих раскрашенных пальчиков.

9. Итог урока

- Посмотрите, какая красота у нас получилась . Все вы молодцы, настоящие художники!