Задачи урока:
- познакомить учащихся с общим ходом развития жизни на Земле;
- формировать у них представление о разделении истории Земли и развития жизни на ней на Эры и периоды;
- расширить их знания об особенностях флоры и фауны разных эр органического мира;
- углубить знания об эволюционных закономерностях;
- формировать умение анализировать геохронологические данные.
Средства обучения:
- презентация,
- коллекция "Формы сохранности ископаемых видов растений и животных",
- выставка научно-популярной литературы.
Методические рекомендации
Проверка знаний учащихся о начальных этапах биологической эволюции, о значении появления хлорофиллов, эукариот и фотосинтеза, о появлении биологического круговорота веществ и биосферы и их значении. Актуализация знаний учащихся о развитии растительного и животного мира на Земле.
Изучение нового материала
Деление истории Земли и развития жизни на ней на эры, периоды и эпохи. Основания для выделения и определения продолжительности исторических этапов. Шесть эр в истории Земли (катархей, архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой) и их продолжительность. Представление о возрасте земли и времени появления организмов на ней. Климатические особенности основных эр. (Рассказ учителя с демонстрацией презентации)
Развитие жизни в катархее, архее и протерозое. Архей как эра прокариот - бактерий и цианобактерий. Появление первых эукариот, одноклеточных водорослей. Возникновение полового процесса и многоклеточночти. Протерозой как эра расцвета эукариотных организмов, появление дыхания, а также симбиотических и паразитических организмов. (Самостоятельная работа с текстом учебника, запись в тетради основных событий.)
Палеозой как эра появления большинства позвоночных, выхода организмов на сушу, бурного развития высших растений. Образование первых лесов из гигантских папоротникообразных. Распространение рептилий. Появление насекомых. Мезозой как эпоха рептилий, широко распространения голосеменных и появления покрытосеменных растений. (Рассказ учителя с использованием сообщений учащихся о развитии жизни в мезозойскую эру; демонстрация презентации и научно-популярной литературы.)
Кайнозойская эра как эра расцвета покрытосеменных растений, насекомых, птиц, млекопитающих. Сформированность всех основных типов природных биогеоценозов. Появление человека и его последствия: создание культурной флоры и фауны, агроценозов, поселений. Активное использование природы человеком для удовлетворения своих потребностей и как результат этого- изменения в окружающей среде и природе в целом. (Сообщения учащихся, обсуждение с использованием таблиц.)
Закрепление знаний о делении истории Земли и развития жизни на эры, об основных событиях в органическом мире и их значении. ( Выполнение таблицы в тетради)
Таблица:
Название периода | Основные события |
IV. Домашнее задание: изучить параграф35 учебника (учебник 9 класс, авт.И.Н.Пономарёва), выполнить задания в конце параграфа.