Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для обеспечения полноценного развития ребёнка.
Семья является той сферой жизнедеятельности ребёнка, в которой происходит его первичная социализация, закладываются основы развития личности. Вместе с тем современная семья испытывает целый ряд социальных, психологических, педагогических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития ребёнка, на его психологическое благополучие.
Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от нас, взрослых. И мы, бесспорно, несём ответственность за счастье и здоровье детей.
Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому, организуя взаимодействие с родителями, мы способствуем сплочению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов. Родителям нужно помочь понять, какую роль они играют в эмоционально-личностном развитии своего ребёнка. Тепло, защищённость, психологический комфорт - вот то, что ребёнок должен чувствовать в семье. Лишь в ходе совместной деятельности, возможно, обеспечить восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Всё это требует переосмысления и изменения содержания и форм работы с семьёй. Детский сад и родители. Как складываются эти взаимоотношения? И чего они состоят? Традиционно это оформление уголка для родителей в приёмной; папки - передвижки со статьями и советами; родительские собрания, выбор родительского комитета, и т. д.
Мы решили несколько изменить привычную ситуацию и выстроить систему работы с семьями на основе диалога между равнозначными и равноответственными субъектами: детьми-педагогами-родителями.
Поэтому у себя в д\с мы решили открыть клуб семейного общения и назвали его "Мама, папа, Я - счастливая семья!"
Его цель: создание микроклимата, в основе которого - уважение к личности ребёнка, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами.
Его задача: - оказание всесторонней помощи и поддержке семьи; - выявление проблем взаимодействия взрослых и детей
- оказание помощи родителям в вопросах воспитания и развития ребёнка;
- создание психолого-педагогических условий для успешного взаимодействия взрослого и ребёнка с целью их гармонизации и совместного продуктивного развития.
Работа с семьёй является одним и важных направлений деятельности педагога. Именно в общении со взрослыми дети усваивают социальные нормы и ценности, присваивают общественно-исторический опыт, отражающий конкретный уровень экономического, социокультурного развития общества и человека.
Программа "Моя семья" рекомендуется для родителей дошкольников как одна из форм проведения в семейном клубе "Мама, папа, я - счастливая семья!" Она состоит из комплексов занятий, некоторые упражнения можно использовать в качестве домашнего задания.
"Клуб семейного общения", помогает создать
оптимальные условия:
- для возрождения традиций семейного воспитания
- для сохранения и укрепления здоровья детей
- для интеллектуального развития
- для развития коммуникативной сферы
- для формирования навыков социальных отношений
Занятия в клубе проходят 1 раз в два месяца. Мамы, папы и дети - активные участники заседаний клуба, которые проходят в увлекательной игровой форме, что позволяет родителям реализовать свой творческий потенциал и научиться вместе с детьми многим полезным вещам. Темы занятий выбираем вместе с родителями через анкетирование и "Книгу предложений", например:
"О здоровье - всерьёз", "Весёлая физкультура в квартире", "Как устроить праздник в семье", "Закаливание - за и против", "Почему дети ругаются?" и т .д.
Занятия в клубе предусматривают теоретическую и практическую части, имеют место нетрадиционные формы проведения занятий: деловая игра, КВНы, круглый стол и др. Общая продолжительность - 1 час. Здесь же, в рамках клуба, проводим психолого-педагогический практикум, куда приглашаем других специалистов (медика, психолога, воспитателя по физкультуре, инструктора по плаванию и др.) За круглым столом обсуждаются волнующие проблемы.
Практика показывает, что работа в клубе приносит много радости и детям и взрослым, помогает родителям:
- Преодолевать собственный авторитаризм и увидеть мир глазами ребёнка.
- Проявлять интерес к делам ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
- Сконцентрировать внимание на детях.
- Укрепить чувство родительского самосознания.
- Формировать стремление к здоровому образу жизни.
- Реализовать творческий потенциал.
Клуб становится популярным среди родителей, ведь с его помощью можно благополучно решать возникающие в семье проблемы воспитания детей. За повседневными заботами мы часто забываем о том, что наши дети нуждаются не только в хорошем питании, одежде, игрушках, но и в общении, любви и взаимопонимании.
ПЛАН РАБОТЫ
2008-2009г
МЕСЯЦ | ТЕМА |
ОКТЯБРЬ | "Что такое моя семья?" |
ДЕКАБРЬ | "Взаимопонимание поколении в семье" |
ФЕВРАЛЬ | "Социальные роли в семье" |
АПРЕЛЬ | "Путешествие в Африку" |
ЗАНЯТИЕ № 1. ЧТО ТАКОЕ МОЯ СЕМЬЯ
Счастье - это когда утром хочется идти на работу, а вечером домой Народная мудрость
Рекомендации к занятию. На этом занятии предлагается определиться
с пониманием сущности семьи - выявить отношения между ее членами. Супруги часто по-разному понимают, что такое состав семьи, включают туда родителей, других ближайших родственников. Причем мнения родителей по этому поводу могут различаться. Важно организовать с помощью наших занятий общение как внутри семьи, так и между семейными парами.
Цель: определение понятия семьи, ее функций, нравственных основ и традиций.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вступление
Ведущий. Семья - один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
В литературе понятия "брак" и "семья" нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды.
Современные отечественные социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.
У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский ученый И. Бахофен (1816-1887), автор работы "Материнское право". Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана (1818-1881) "Древнее общество". Позднее обоснование происхождения и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи.
Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и
взаимодействия, выступают потребности человека. Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, несомненно оказали влияние на состояние семьи. Современная семья находится в поиске новых путей своего развития.
Предлагается обсудить правила поведения в группе.
Правила поведения в группе
- Настрой на актуальное психологическое состояние, не только собственное, но и своего партнера.
- Безоценочное восприятие личности партнера.
- Изначальное доверие к намерениям партнера.
- Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и решение.
- Содержание общения должно включать проблемы и нерешенные вопросы.
- Разговор нужно вести, искренне демонстрируя свои чувства и желания. Данные правила необходимо помнить и супругам. Если на занятиях присутствует только один из них, выполнением рекомендованных упражнений они все равно должны заниматься совместно.
На начальном этапе необходимо обсудить со своим партнером: Всегда ли ваше общение соответствует этим правилам?
- Готовы ли вы двигаться в одном направлении для сплочения вашей семьи?
- готовы ли преодолеть те разногласия, которые могут у вас возникнуть при обсуждении семейных проблем?
- Готовы ли вы честно и искренне посмотреть на себя и открыться своему партнеру? Если да, тогда смелее за дело.
Если нет, то можете поразмыслить над поставленными вопросами в одиночестве.
Ключевые понятия
Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.
Важнейшими функциями семьи являются: - репродуктивная (рождение детей)
- экзистенциальная (функция социальной и эмоциональной защиты своих членов);
- хозяйственно-потребительская (соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, ведение домашнего хозяйства);
- воспитательная (семейная социализация, воспитание детей); социальностатусная (связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет определенный социальный статус членам семьи);
- восстановительная (поддержание здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха);
- коммуникативная (общение, обмен информацией).
Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая, помимо отношений родства, и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета и т .д.
Упражнения для индивидуальной и групповой работы
Родителям предлагается проделать упражнения. Они могут быть выполнены либо на занятии, либо самостоятельно дома с последующим обсуждением выводов и проблем, с которыми столкнулись партнеры в ходе общения.
Упражнение "Семья"
Ведущий. Впишите в сердечки имена членов вашей семьи.
Стрелочками укажите отношения между ними: прямой - хорошие отношения, волнистой линией - эмоционально-неуравновешенные, пунктиром - слабые, жирной линией - авторитарные. При выделении отношений можно добавить свои опознавательные знаки с учетом индивидуальных особенностей вашей семьи (см. рис.).
Обменяйтесь мнениями по поводу восприятия в семье сложившихся отношений между ее членами.
Упражнение "Герб семьи"
Ведущий. С давних пор люди составляют гербы из разных символов, в
которых они находили поддержку и силу. В этом гербе имели отражение: имя, символ, личная сила, сильная черта характера, внешняя сила (что или кто поддерживает извне), "подвиг" (ситуации, в которых члены семьи были "на высоте"), мечта. Нарисуйте герб своей семьи. В рисовании герба необходимо принять участие всем членам семьи.
Упражнение "Традиции нашей семьи"
Ведущий. Запишите традиции семьи, в которой вы выросли, и те, которые бы хотели иметь в своей семье.
Упражнение "Нравственные основы семьи)
Ведущий. Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живет семья: "Взаимное уважение в семье", "Забота о воспитании детей", "Один за всех, все за одного". Какой бы нравственный принцип мы ни взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей. Сформулируйте нравственные основы своей семьи.
Вопросы к занятию
- Какие упражнения вызвали у вас затруднения и почему?
- Какие чувства вы испытали, проделывая данные задания?
- Какой опыт отрефлексировали, выполняя данные задания?