Задачи:
образовательные:
- Познакомить с устройством и действием гидравлического пресса, его применением и использованием.
- Выяснить на каком явлении основана работа пресса.
- Познавательно-развивающие:
- Осуществление межпредметной связи
- Развитие навыков самостоятельной работы
- Умение выделить главное в изученном, составить план своего рассказа
- Познакомить с цифровыми данными, связанными с выпуском продукции на гидравлическом прессе.
Воспитательная:
- Привитие чувства гордости за развитие науки, техники в стране и области
- Воспитание любознательности, привитие навыков самостоятельной работы
Оборудование:
- Макет гидравлического пресса
- Его схема
- Таблица с данными, которые учащиеся получили при посещении завода “Карболит”.
- На доске записать: “Физика – это наука понимать природу”. (Э. Роджерс)
Вступительное слово учителя:
Физика старается объяснить процессы, происходящие в природе. Не смотря на то, что привычными стали атомные электростанции, синхрофазотроны, принимая как должное все свершения человечества, мы не устаем удивляться и восхищаться творениями живой природы, чего только нет в её “потенциальном бюро”. Точный барометр(?) – у лягушки, пиявки, вьюна. Пневматический отбойный молоток – у земляной осы. Гидравлический привод – у паука.
В течение всей своей истории человек учился у природы, копировал её изобретения, был самым прилежным её учеником. Древнегреческий философ Демокрит отмечал:
“От животных мы путем подражания научились важным делам, а именно, мы ученики паука в ткацком деле, ласточек – в построении жилища. Природа сама научает нас сельскому хозяйству”.
Известный американский математик Норберт Винер обратил внимание ученых всего мира на это, насколько общи законы управления и связи в сложнейших машинах и в живых организмах.
1960г.- рождение новой науки – бионики, которая объединяет усилия физиков, математиков, биологов, проникающих в тайны животных организмов, чтобы открыть новые технические принципы и на их основе создать новые интересные устройства. Одним из примеров такого устройства является гидравлический пресс. Мы познакомимся с его устройством, действием и применением.
Почему именно гидравлический?
Гидравликос - в переводе с греческого языка водяной. Следовательно, это машина, работающая на законах, присущих воде. Давайте поговорим немного о роли воды в жизни живых организмов. Роджерс сказал: “Физика – это наука понимать природу”.
Ученик рассказывает о роли воды (задание было дано заранее).
Вода. Кажется, так много знаем о ней. Мы узнаем её в виде жидкости и твердом теле, мы любуемся её парами, протекающими над нами в виде облаков. Вода является одним из самых сильных растворителей, т. е. разрушает горные пароды, граниты. Существует много загадок воды, вот одна из них:
“На первый взгляд тут все не в норме,
Но нам доказано давно,
Что независимо от формы
Давленье жидкости на дно”.
Учитель ведет фронтальный опрос:
- Что это за явление? (Гидростатический парадокс.)
- От чего зависит давление жидкости? (от высоты столба жидкости.)
- По какой формуле рассчитывается давление жидкости на дно и стенки сосуда? (Р=gh)
- Как передается давление, производимое на жидкость или газ? (По всем направлениям одинаково.)
- Кто доказал это утверждение? (Паскаль.)
Ученик делает сообщение о Близе Паскале.
Учитель: закон Паскаля позволяет объяснить действие гидравлического пресса, работа которого основана на законах движения и равновесия жидкости. Основной частью служат два цилиндра разного диаметра, снабженными поршнями и соединенные трубкой.
- Что представляет такое соединение? (Сообщающиеся сосуды.)
- Как устанавливается свободная поверхность жидкости в них? (На одном уровне.)
Сл-но жидкость в цилиндрах будет на одном уровне.
F1; F2 – силы, действующие на поршни
S1; S2 – площади поршней
P1 – давление первого поршня
P2 – давление второго поршня
По закону Паскаля: P1 = P2
; =>
Сила, действующая на большой поршень во столько раз больше силы, действующей на малый поршень, во сколько раз площадь малого поршня меньше площади большого поршня.
Например:
Sб.п.= 400 см2
Sм.п.= 4 см2
F1= 100 Н
_____________
F2- ?
Решение:
На больший поршень действует сила в 100 раз больше, чем на меньший.
Отношение показывает выигрыш в силе.
Гидравлический пресс применяется там, где требуется больше силы.
Как вы думаете, где?
Ученики:
На металлургических заводах (для изготовления железнодорожных колес, рельс)
Ребятам было дано задание побывать на заводах города, выяснить где применяется гидравлический пресс.
1. Ученик:
Совхоз Мазуровский.
В сеноуборочных машинах установлены специальные устройства, которые работают по принципу гидравлического пресса и прессуют сено в тюки.
2. Электротехнический (ЗЭТА)
Прессом- подошвы утюгов- 1 деталь за 2,5 мин, за час – 24 детали.
3. Карболит – ТОКЭМ – тазы – 1 таз за 4 минуты, за час – 15 деталей.
4. КЭМЗ – пластины для печки “Тайга”- 1 пластина – десятилистные формы – за 1 минуту, за час – 600 пластин
Гидравлический пресс увеличивает производительность труда. Рассмотрим работу пресса на макете.
Закрепление:
Задача 1. В гидравлическом прессе площадь малого поршня 2 см2, большого– 200 см2. Сила малого поршня 400Н, большого 36кН. Каков выигрыш в силе?
Решение:
Ответ: выигрыш в силе равен 90.
Задача 2. Какова сила должна быть приложена к малому поршню площадью поперечного сечения 40 см2 при прессовке детали, если большой поршень площадью 800 см2 выдерживает силу 400Н?
Дано:
S1=40см2
S2=800см2
F2=400Н
____________
F1-?
Решение:
Ответ: 20Н.
Давайте повторим:
- Что изучали на уроке?
- На каком явлении основана работа гидравлического пресса?
- Что является основной деталью в устройстве гидравлического пресса?
- Где применяется гидравлический пресс?
- Можно ли создать машину, подобную гидравлической, используя вместо жидкости газ?
Домашнее задание:
Параграф 47, вопросы к параграфу 47.