Урок природоведения в 5-м классе для детей с ЗПР

Разделы: География


Урок помогает

  • расширить и углубить знания детей о природной зоне - зоне лесов;
  • привести знания детей в систему;
  • повторить и усвоить понятия: лес, насекомые, звери, птицы, хвойные деревья, лиственные деревья.

Оборудование: картины, животные леса, карточки с названиями растений, карта природных зон, контурные карты, кассета с голосами животных, магнитофон.

План-конспект урока

Орг. момент

Проверка д/з.

Карточки

Сообщение новой темы

Работа в тетради

Работа с учебником

- Проверьте, у всех ли есть на парте учебник, тетрадь, контурная карта, ручка, карандаш.

- Ребята, кто из вас бывал в настоящем лесу?

- Где и когда это было?

- Ваше впечатление от леса.

- А кто сможет объяснить, что такое лес?

- Лес - это семья различных растений: деревья, кустарники, травы, грибы, мхи.

- А какие виды лесов вы знаете?

- Какие деревья растут в хвойном лесу?

(назовите деревья).

- Какие деревья растут в лиственном лесу?

- Какие деревья растут в смешанном лесу?

-Чем же отличаются хвойные деревья от лиственных?

- Посмотрите на доску. (хвойные леса

Прочитайте смешанные

лиственные)

- Как вы думаете, почему я их расположила в такой последовательности?

-Молодцы! А кто сможет показать зону лесов на карте?

Давайте все вместе выйдем к карте. И вместе посмотрим. Где находится зона лесов? Что вы можете сказать об этой зоне?

- А у нас есть леса? Как вы думаете в какой природной зоне мы живем? Почему?

- Найдите на карте место где мы живем. В какой области мы живем?

- Какой город является центром?

-Большое спасибо. Садитесь.

- А сейчас откройте контурные карты и еще раз покажите мне зону лесов.

- Кто вспомнит, что мы проходили на прошлом уроке?

- Правильно. Домашние задание было таким: нужно было прочитать статью в учебнике по этой теме. Сейчас я проверю, как вы усвоили материал.

А проверю я это следующим образом. Здесь записаны названия растений. Ваша задача выбрать те растения, которые растут в лесной зоне и оставить те, которые не относятся к лесной зоне.

Осина лес

Ландыш лес

Камнеломка тундра, аркт. пустыня

Карликовая ива тундра, аркт. пустыня

Морошка тундра

Черника лес

Лишайники тундра

Мох лес

Папоротник лес

Подберезовик лес

- К каким же зонам принадлежат оставшиеся растения?

- Что вы можете сказать о растительном мире тундры и леса?

- Ну что ж , совершенно верно. Ну а мы продолжаем изучать лесную зону и сегодня мы поговорим о животных лесной зоны, о группах на которые обитатели леса и о том, как они взаимодействуют друг с другом и с растениями.

-Откройте тетради. Запишите число и тему урока.

-Какое сегодня число?. Тема нашего урока "Животный мир лесной зоны.".

-А что вы можете рассказать о животных лесной зоны?

-Действительно, в лесной зоне животный мир очень многообразен, потому что климат более теплый, чем в тундре, лес обеспечивает своих обитателей разнообразными кормами: листьями, семенами растений, почками, ягодами, грибами, другими животными. Также в лесу много мест для устройства гнезд, норок. Именно по этим причинам животный мир леса разнообразен.

- разнообразен ли мир животных в лесу?

- Кто может повторить причины многообразия животных?

- Назовите известных вам животных живущих в лесу - от больших до маленьких

- Ребята, все животные, живущие в лесу, делятся на 3 группы: звери, насекомые, птицы

-Давайте попробуем и мы сами разделить их на группы.

Сейчас каждый из вас будет выходить к доске и распределять животных на группы. Каждый выбирает 3-х животных, относящихся к разным группам.

-А как, по каким признакам вы разделили животных?

-Итак, что же вы можете сказать о мире животных?

-На какие группы делятся животные?

-Почему их так много?

Давайте запишем наш вывод в тетради.

Животный мир богат и разнообразен (звери, птицы, насекомые).

-Все обитатели леса взаимосвязаны между собой. Как вы думаете чем?

-Да. Во - первых все они являются жителями лесной зоны.

Во- вторых - одни животные являются пищей для других.

Приведите примеры

Запишем еще один вывод в тетрадь.

Взаимосвязаны друг с другом.

-А можем ли мы сказать, что животные связаны не только друг с другом, но и с растениями? Докажите?

-В самом деле - многие животные - звери, птицы, насекомые - питаются растениями и их частями. Питаясь растениями, а также размножают их. (Пища - перварив. -выходит)

- Например. Птица кедровка, делая запасы на зиму не всегда съедает свои запасы и на месте ее кладовых появляются всходы кедров.

- Попробуйте сами привести пример.

Взаимодействие с растениями.

- А теперь давайте повторим все то, о чем мы говорили, пользуясь записями в тетради.

Физ. минута - дыхательные упражнения

- упражнения для глаз

- упражнения для пальцев

Откройте учебник на стр. 194. Найдите названия животных. Прочитайте. Запишите в таблицу.

-Что выписал :..

-Сейчас проверю как вы запомнили обитателей леса.

Игра -"4-тый лишний"

- белка, медведь, белый медведь, лиса

- волк, муравей, жук, стрекоза

+ карточки

Работа с контурной картой.

Итог.

Отметки

хвойные, лиственные, смешанные

ель, сосна, лиственник, кедр

береза, ольха, дуб, рябина

и те, и другие

(хвоя -листья, вечнозел., сбрас.)

так растут леса в лесной зоне

после тайги самая большая.

в лесной зоне

в Свердловской области

г. Екатеринбург

растит. мир лесной зоны

климат теплее, смена времени года -четко, раст. разнообр.

живут белки::

Да

(много пищи, места, тепло)

называют

распределяют

(шерсть, перья, внешний вид)

богат и разнообразен

птицы, звери, насекомые.

1) одна природная зона

2) корм

(волк-заяц, лиса-мышь, медведь-пчелы)

пища, дома, норы, берлоги, гнезда

(опыление, переносят семена)

Рассказывают

записывают