Урок литературного чтения в 3-м классе. Рассказ К.Паустовского "Заячьи лапы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • формировать навыки правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения.
  • учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, обогащать словарный запас учащихся

Оборудование:

  • учебник "Литературное чтение" 3 кл., 2 ч., Л.А.Ефросинина,
  • тетрадь, карточки с дифференцированными зданиями,
  • компьютерная презентация урока.

Ход урока

1. Оргмомент.

Прозвенел звонок,
Начинается урок! (дети говорят хором)

Проверка готовности к уроку.

Презентация.

2. Сообщение задач урока, темы. (Слайды №1,2)

Чтение мы очень любим,
Обещаем не болтать.

Раскрыть характер персонажей, Идею автора понять. (задачи урока дети читают хором)

И выразительно читать!

- Какие задачи поставлены на урок?

- Кто сумеет их пояснить подробнее?

3. Дыхательная гимнастика.

На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно говорить.

- О чём надо помнить, ребята, чтобы речь была яркой, понятной и приятной для других?

Представим себе, что на наши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух в лёгкие. Сдуньте снежинки с руки. (Повторить 3 раза)

А теперь, надуем цветные шарики и украсим класс к празднику. Вдыхаем носом - выдыхаем ртом, пока шарик не надулся (имитация надувания)

4. Речевая разминка.

На экране пословица: (слайд №3)

Кто много читает,
Тот много знает.

- Прочитайте пословицу про себя.

- Прочитайте пословицу тихо.

- Прочитайте пословицу громко

- Прочитайте с восклицательной интонацией.

- Прочитайте с вопросительной интонацией.

- выделяя голосом 1-е, 2-е, 3-е слова.

На экране буквосочетания: (слайд №4)

  • панкрот
  • тнеицап
  • мергле
  • акту
  • раниретев
  • уитнс

- Здесь спрятались слова из рассказа, найдите их

Слова читаются наоборот и на экране появляются слова

  • Пациент
  • ветеринар

- Подберите к ним синонимы.

5. Проверка домашнего задания.

1) - Что было задано на дом?

а) выразительно читать рассказ;

б) озаглавить части текста;

в*) продумать ответ на вопрос о том, какие факты свидетельствуют о том, что последовательность событий в рассказе нарушена?

- Что значит озаглавить части текста?

- Как вы озаглавили части текста?

(Варианты заголовков высвечиваются на экране) (слайд №5)

  • Ваня у ветеринара.
  • Карл Петрович вылечил зайца.
  • Лесной пожар

Что у нас получилось? (план)

- Какое из этих событий в действительности произошло первым? Какие факты свидетельствуют об этом?

- Что же надо сделать, чтобы план соответствовал действительности?(перенести пункт 3 на1)

2) Творческая работа (работа в тетради на печатной основе) Зад. №4*, стр.24.

3) Начнём читать рассказ с первого события. Какое это событие? (пожар)

Перед чтением ставится задание:

- передайте свои чувства, отношение к персонажам, нарисуйте голосом картину пожара.

В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

Дед пошёл дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. Ветер перешёл в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шёл сл скоростью тридцати километров в час.

Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: "Погоди, милый, не беги так-то шибко!"

Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед - оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.

- Какие чувства вызывает у вас прочитанный эпизод?

- Почему устали дед и заяц? - А от чего устали мы?

6. Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале:
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись.
Лапки вверх и лапки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку - Молодцы, мои зайчишки!

7. Составление словесного портрета героев, их главные черты, характеристика речи (слайд №6)

- А что было дальше? Нашёл ли Ваня помощь у ветеринара? Прочитайте отрывок рассказа о встрече Вани с ветеринаром в лицах (чтение 1 части )

К ветеринару в наше село пришёл с Урженского озера Ваня Малявин и принёс завёрнутого в рваную ватную куртку маленького тёплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слёз глазами.

- Ты что, одурел? - крикнул ветеринар. - Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!

- А вы не лайтесь, это заяц особенны, - хриплым шёпотом сказал Ваня. - Его дед прислал, велел лечить.

- От чего лечить-то?

- Лапы у него пожжённые. Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:

- Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком - деду будет закуска.

Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слёзы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой

- Что вы чувствуете после прочитанного? Почему?

- Что можно сказать о ветеринаре?

(Ветеринар равнодушный, злой, невоспитанный, жестокий, грубо кричит)

- Кто помог добрым словом? (бабка Анисья)

- Какой ответ она дала? Прочитайте об этом.

- Не умрёть, малый, - прошамкала Анисья. - Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несёт его в город к Карлу Петровичу.

- Что можете сказать о ней?

(Бабка Анисья жалостливая, любопытная, душевная, добрая. Речь её напевная, она шамкает)

- Какое решение принимает Ваня? Прочитайте о том, как Ваня бежит с больным зайцем и передайте свои чувства при чтении.

Ваня вытер слёзы и пошёл лесами домой, на Уржунское озеро, Он не шёл, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошёл стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах.

Заяц стонал. Ваня нашёл по дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.

- Ты чего, серый? - тихо спросил Ваня. - Ты бы поел.

Заяц молчал.

- Ты бы поел, - повторил Ваня, и голос его задрожал. - Может, пить хочешь?

Заяц повёл рваным ухом и закрыл глаза.

Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес - надо было поскорее дать зайцу напиться из озера.

- Каким вы представляете Ваню?

(Ваня переживательный, выносливый, упорный, заботливый, старательный, шустрый, очень добрый. Речь: волнуясь шепчет)

- А как чувствует себя заяц? (Ему плохо)

- Найдите слова и выражения, с помощью которых автор показывает, что заяц болен, ему плохо.

- Как Ваня и дед нашли доктора, кто им помог? (Аптекарь)

Работа в парах.

- Прочитайте и обсудите с соседом по парте диалог аптекаря с дедом. Скажите, что собой представляет аптекарь?

(Аптекарь нервный, сердитый, строгий, раздраженный, но добрый. Говорит сердито)

- Кто вылечил зайца? (Доктор Карл Петрович)

Дифференцированная работа. (задания записаны на карточках)

  • 1группа. Найдите в рассказе разговор деда с Карлом Петровичем, прочитайте его и составьте словесный портрет персонажа.
  • 2 группа. Прочитайте и скажите, между кем и о чём шел разговор в диалоге на стр.77?
  • 3 группа. Прочитайте и коротко расскажите, о чем говорили дед с Карлом Петровичем на стр.77 со слов ":Карл Петрович:"

Поверка выполнения заданий начинается с 3 группы, затем 2 группы и 1 группы.

(Доктор Карл Петрович интеллигентный, образованный, строгий, добрый. Разговаривает строго.)

- Перескажите, какой рассказ поведал доктору дед Ларион? (краткий пересказ 3 части)

- Охарактеризуйте деда. Каким вы его представляете?

(Дед Ларион отзывчивый, робкий, добрый. Речь: упрямо бормочет)

- А как бы поступили вы?

Ребята, подведём итог нашего обсуждения героев.

- О чём же этот рассказ? О зайце ли он?

Обобщить ответы детей.

О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль.Больной заяц - в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет!

Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!

- Почему же писатель нарушил последовательность событий в рассказе? (Чтобы подчеркнуть самый напряженный эпизод в рассказе, оставить впечатление от гуманного отношения человека к животным)

- О чём же главном хотел нам сказать автор в своём произведении? (Животные - наши друзья! К ним необходимо относиться бережно и заботливо, они тоже иногда приходят на помощь человеку.

Домашнее задание. Подготовить рассказ о любом персонаже и выразительно читать описания природы.

8. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Что нового и интересного узнали?

- Какая работа понравилась?

- Какие выводы для себя сделали?

- А какое настроение получили? (Дети показывают сигнальные каточки)

Чтение - это лучшее учение в любом возрасте!

Урок окончен. Спасибо!