Мы себя чувствуем комфортно там, где установились хорошие, дружеские отношения. Чем раньше человек научится взаимодействию с другими людьми, тем легче он адаптируется в социуме. И уже далеко не секрет, что опыт сотрудничества со сверстниками в дошкольном детстве повышает эффективность совместной деятельности, способствует формированию социальной готовности к обучению в школе.
В дошкольном учреждения разработана план-программа "Вместе - это интересно" (автор Сторожук Л. А.), которая направлена на развитие творческих способностей у детей через партнёрское взаимодействие с взрослыми и сверстниками в продуктивной деятельности. Предусматривает реализацию принципов сотрудничества через коллективные творческие работы, объединяющие разные виды изобразительной деятельности.
Заинтересованность детей коллективной творческой работой достигается через создание мотивации: игровой, личностной, социальной и т. д.
Результатом такой работы становятся коллективные панно, картины, композиции, макеты для игр.
Вся работа с детьми последовательно подразделена на учебные занятия, где идет решение программных задач, а так же на самостоятельную и совместную творческую деятельность взрослого и детей, где осуществляется закрепление полученных знаний, умений и навыков. Это позволяет сократить количество занятий по разделу "изобразительная деятельность", эффективно развивать изобразительные способности.
В процессе работы дети получают опыт взаимодействия в парах, подгруппах, группах, командах, что способствует развитию взаимного общения друг с другом.
Создавая коллективные творческие работы с детьми, педагог выступает в роли организатора, источника информации, консультанта, партнера и помощника ребенку в продуктивной деятельности. Дошкольники же учатся самостоятельно искать пути реализации совместных творческих задач, при этом у них формируется активность, самостоятельность, коммуникабельность и ответственность за общее дело. Такая работа способствует возникновению потребности в творческой самореализации.
Таким образом, объединение детей и взрослых при создании творческих индивидуальных и коллективных работ дало новый толчок в развитии их творческих способностей и возможности в освоении новых способов деятельности в социокультурной среде.
Конспект занятия "Терем-теремок", (старшая группа).
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с декоративными приемами рисования цветным соленым тестом и медицинскими шприцами;
- Развивать воображение, композиционные умения: расположение в пространстве, чувство ритма, симметрии;
- Развивать мелкую моторику, синхронизацию движения обеих рук и глаз;
- Продолжать работу по формированию коммуникативных навыков, обогащать опыт сотрудничества и сотворчества.
Предварительная работа:
Чтение сказки "Терем-теремок", рассматривание иллюстраций сказочных теремов, беседа об их архитектурных особенностях. Прорисовка цветными карандашами окон и вариантов украшения куполов и крыш терема с опорой на вариативные образцы.
Оборудование:
Разборный плоскостной терем, изготовленный педагогом из цветного картона, соленое тесто четырех цветов (красного, синего, зеленого, желтого), медицинские шприцы.
Содержание занятия:
- Малыши в нашем детском саду очень любят сказки. Самая любимая их сказка "Терем-теремок". Захотела я их порадовать и сделала из цветного картона теремок (показываю). Но они мне сказали, что он получился не сказочным. Почему? (у него нет дверей, окон, он не украшен).
- Чем можно украсить? (цветным соленым тестом)
- Вы мне сможете помочь сделать для малышей сказочный теремок? Мой теремок построен из отдельных частей. Есть ли среди них одинаковые, парные части? (дети выделяют парные части).
- Как вы думаете, а узоры на этих частях должны быть разными или тоже одинаковыми? (одинаковыми, похожими).
- Если я каждому раздам для украшения по одной части теремка, как сделать их одинаковыми? (надо сесть парами и договорится друг с другом).
- А вдруг одному человеку в паре захочется сделать на крыше своей части волнистые полосочки, а другому - прямые? Что сделать, чтобы так не случилось? (договориться об элементе узора и сделать набросок простым карандашом).
- А о цвете узора вам тоже надо будет договориться? (да).
- Есть еще одно важное правило, которое нельзя забывать. Цвет теста не должен совпадать с цветом той части изделия, которую украшаешь.
Центральную, часть теремка, где могут быть двери дети сами предлагают отдать одному ребенку по их выбору, а остальные части выбирают сами и приступают к работе в парах.
Анализ: по мере готовности все сегменты теремка собираются в единое целое. Предлагаю вычленить парные части, их сходство. Как достигли похожести. Вычленяем интересные варианты украшений, отмечаем аккуратность (см. фотоприложение).
После занятия в группе детям предлагается дополнить композицию пейзажем, героями и т.д., изготовленными любым способом по выбору детей группы.