Задачи:
- закрепление понятия о диких и домашних животных, умения правильно образовывать притяжательные и относительные прилагательные через работу над сказкой;
- закрепление умения в назывании имени и отчества людей, а также в употреблении уменьшительно - ласкательных форм существительных;
- развитие и гармонизация эмоциональной сферы детей;
- воспитание заинтересованности в совместном приобретении знаний, положительного опыта от занятия.
Используемые методы:
- сказкотерапия
- драмотерапия
- телесно - ориентированная терапия
- психогимнастика
- игротерапия
Оборудование:
- свеча, спички
- фотография
- коробочка с "волшебными предметами": палочка, клубочек, зеркальце, камешек;
- стол, три стула: большой, средний, маленький; три чашки, три ложки; бочонок с медовым квасом, банка с малиновым вареньем, грибная похлёбка;
- "кочки болотные" - напольные подушки;
- изображение необычного животного, изображения диких животных наших лесов, картины с изображением сказок "Всё наоборот".
Ход занятия
Оргмомент. Ритуал "входа" в сказку "Волшебная свеча".
Дети стоят по кругу. Воспитатель вносит зажжённую свечу и предлагает посмотреть на неё:
- Какое чувство вызывает у вас огонь? (Сердечность, теплоту, красоту, восторг, удивление, нежность ...).
Воспитатель предлагает взяться за руки и передать друг другу теплоту и хорошее настроение.
- Займите, пожалуйста удобное место. /Дети усаживаются на стульчики./
Вводная часть. "Прошлое, настоящее, будущее" (работа с фотографией - приём по отработке в назывании имён и отчеств людей и употреблении уменьшительно - ласкательных форм существительных).
Воспитатель показывает портрет с детской фотографией:
Рассмотрите внимательно фотографию. Кто здесь изображён? (Девочка, ребёнок).
Сообщаю, что на фотографии Светлана Анатольевна, когда была ещё совсем маленькой. Как вы думаете, как меня называли в детстве?
(Света, Светик, Светуля, Светлячок, Светочка, Светланка)
Как у Кати зовут маму по имени отчеству? А когда она была маленькой, как её называли? (Женя, Женечка). Опрашиваются 2-3 ребёнка.
Основная часть.
Сюрпризный момент.
- Когда я была маленькая, у меня была вот такая коробочка. Я складывала туда, как мне казалось, волшебные предметы. Воспитатель достает зеркальце.
Я смотрела в зеркало и представляла себя сказочным персонажем, то одним, то другим.
Затем достает "волшебный клубочек"
А вот это у меня был "волшебный клубочек". Если пойдёшь за ним. Он сможет провести нас по своим любимым сказкам. Пойдём за ним?
Работа над относительными прилагательными (относящимся к продуктам питания.
Воспитатель с детьми, вслед за "волшебным клубочком" отправляются к декорации "Три медведя".
Попробуйте угадать, в какой сказке мы очутились?
/Стоят три стула (большой, средний, маленький), стол, на нём три чашки, три ложки/
"Три медведя", верно. Как вы угадали?
Как зовут главу семейства в этой сказке?
Медведь Михайло Потапыч.
Его жену?
Медведица Настасья Петровна.
А малыша?
Медвежонок Мишутка.
Если это семья медведей, как её можно назвать по другому?
Медвежья семья.
Варенье из малины... Как по-другому можно назвать?
Малиновое варенье
Похлёбка с грибами ...
Грибная похлёбка
Квас из мёда...
Медовый квас
Ребята, нам пора. Медведи - то голодные придут из леса. Мало ли что. Нас другая сказка ждёт.
Ой, что это? Болото! Как же нам его перейти? Ах, да, "волшебная палочка" нам поможет!
/Воспитатель достает из своей коробочки "волшебную палочку"/
Я сейчас превращу вас в лягушат.
Физминутка "Лягушата".
Лягушата встали, спинки показали (гладят снизу вверх, сверху вниз) Вот какие спинки, спинки - тростинки.
Лягушата встали, ладошками стучали (похлопывание ладонями по спине) Вот какие спинки, спинки - тростинки.
Лягушата встали, кулачки стучали (постучать кулачками по спине) Вот какие спинки, спинки - тростинки.
Лягушата встали, пальчики бежали, (перебирают пальцами по спине) Вот какие спинки, спинки - тростинки.
Увидали комара и сказали: "Ква!"
Работа над притяжательными прилагательными.
- А это, что за Чудо-Юдо?
/Выставляется изображение необычного животного, рядом находят записку: "Помогите! Нас заколдовал злой колдун. Если вы назовёте правильно части тела животных, колдовству придёт конец!"
Дети называют части тела животных, отвечая на вопросы воспитателя:
- Чья голова?
- Чей хвост?
- Чьи лапы?
(У этого животного голова заячья. У Чудо - Юдо лисий хвост и т.д.).
- Ребята, вы расколдовали животных! /Выставляются картинки с животными./
- Теперь понятно, что это за животные были. Как их можно назвать одним словом?
Дикие животные
- Они вам очень благодарны, спасибо вам большое! Нам пора!
"Всё наоборот". Узнавание сказок и сказочных персонажей.
- Что такое? Что- то я таких сказок не знаю... "Собака и семеро оленят" /Выставляется картина/ Похоже и здесь колдун постарался. "Кроличья избушка", "Три кабанёнка", "Гадкий воронёнок", "Тигр в сапогах" Что здесь не так?
(Колдун превратил диких животных в домашних, а домашних в диких.)
Заключительная часть. Итог занятия. Ритуал выхода из сказки.
Какие мы молодцы, ребята, побывали в сказках, где не только встретились со сказочными персонажами, но и помогли им выйти из трудной ситуации. У меня есть ещё один предмет в коробочке, любимый с детства - "волшебный камешек".
Если я хотела, чтобы он мне в чём ни будь помог, я ему это потихонечку шептала. Ведь камни обладают такой большой силой, что как только коснутся ваших ладоней, то обязательно постараются исполнить ваше желание.
/Дети шепчут камешку свои пожелания и предают друг другу/
- Предлагаю вам дома смастерить свою "волшебную коробочку" и помещать туда свои необычные предметы.
Ритуал "выхода" из сказки "Волшебная свеча".
А сейчас нам пора возвращаться из сказки.
/Воспитатель с зажженной свечой покидают учебную зону/
Спасибо вам большое!