Род имени прилагательного

Разделы: Начальная школа


Раздел: А.М.Зеленина. Русский язык. Раздел «Части речи» 2 класс

Тема: «Род имени прилагательного».

Класс: 2

Цель урока:

  1. Формировать знания детей о том, что имена прилагательные изменяются по родам только в единственном числе;

Задачи урока:

  1. Учить находить в тексте имена прилагательные, определять их число;
  2. Способствовать развитию орфографической зоркости.
  3. Систематизация знаний об имени прилагательном.
  4. С использованием индивидуальной работы и взаимопроверки научить детей распределять на группы прилагательные по родам.
  5. Используя ИКТ технологии смоделировать ситуацию подбора нужного прилагательного.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Используемый медиа-ресурс:

  • Презентация.
  • Сканированные картинки.
  • CD анимация.
  • Дистанционная мышь.

Минимальное техническое оснащение класса:

  • Проектор.
  • 8 компьютеров.
  • экран.

Количество детей: 17 чел.

Место фрагмента с ИКТ в структуре урока:

  • повторение
  • новый материал
  • закрепление

(Таблица1)

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.

    Сегодня на урок к нам пришли снова наши друзья Королева, Король и Принц.
    - Как зовут нашу королеву? – существительное
    - А короля? - глагол
    - Хорошо, тогда скажите имя принца? – прилагательное
    Мы многое уже знаем о наших героях, а сегодня мы познакомимся с Родом им. Прилагательного.
    - И так, наши друзья оправились в путешествие. Ведь страна «Речь» очень огромная и необходимо постоянно осматривать свои владения.

  3. Входной контроль

    - ВНИМАНИЕ первая остановка.
    Народа на платформе очень много. Король, королева и принц потерялись.
    Давайте поможем им отыскать друг друга. Для этого нам нужно их позвать, а звать мы будем по вопросам. ВНИМАНИЕ спасаем первой королеву (слайд с заданием)
    Работа с дистанционной мышкой. Для выполнения задания мышка «ходит» по рядам и дети самостоятельно выбирают правильный вариант ответа
    - Сколько много разных вопросов, надо найти только те которые знает королева существительное.
    - Молодцы!
    Теперь поможем королю Глаголу. Может здесь легче будет. Но нет и здесь много лишних вопросов. Найдите те на которые знает только глагол (слайд)
    - Молодцы!
    Ну, а принца мы ведь тоже не бросим в беде. Помогаем Принцу Прилагательному. Да, и здесь нам будет не легко (слайд).
    - Молодцы!
    Как хорошо наши друзья опять вместе. И едут дальше. Ой, что это? На пути ОБВАЛ!
    - Всё понятно, строители не правильно заложили кирпичи знаний, они их просто бросили друг на друга, забыв скрепить их умениями.
    Но, а нам надо двигаться дальше, что, же делать? Как, нам помочь поезду? (дети предлагают пути решения данной проблемы)
    Правильно, надо разобрать завалы. Для этого вам надо взять листочки и карточки, которые лежат на партах, карточки разложить по группам, что написаны на листах.
    (дети самостоятельно выполняют задание, после его выполнения проверка - слайд, для слабых детей слова на карточках выделены цветом, если они сообразят, что каждая часть речи имеет свой цвет, то задание будет выполнено)
    ПРОВЕРКА.
    Молодцы. Поезд может двигаться дальше.
    Вот, наконец-то мы приехали на новую станцию.

  4. Изучение нового материала

    ОСТАНОВКА «Род им. Прилагательного»

    - Путешественников встречают дядюшки.
    Но вот беда, принц не знает их совсем. Он не знает как с ними правильно здороваться, вдруг ошибётся и подойдёт не к тому. СКАНДАЛ будет на всё королевство!
    - Опять проблема, надо ему помочь, а как?
    1 ряд – 1 группа.
    2 ряд – 2 группа.
    3 ряд – 3 группа.
    У каждого у вас на столе лежит листок, переверните его и прочитайте про себя слово, которое на нём написано. У кого-то слово мужского рода, у кого-то женского рода, у кого – среднего. Это только половинка словосочетания, вторая половинка у товарища из вашей команды. Сейчас вы встанете и пройдёте к первой парте, составьте словосочетания с именами существительными и именами прилагательными, и определите род (на первой парте лежат карточки с названием родов, каждая пара выберет себе нужную карточку). Затем как только в вашей команде образуются все пары, объясните и докажите как вы их образовывали, по какому принципу, как определяли род. Попробуйте сформулировать правило, которое будет помогать образовывать правильные словосочетания. Как будете готовы, поднимите руки – это знак готовности. Самое главное держите свои слова в руках, чтобы не потерять!

    Группа, которая выполнит задание - поднимет руки, показывая свою готовность.
    (дети составляют словосочетания)
    Когда все группы будут готовы, дети выходят к доске становясь парами и показывая какие словосочетания они получили. Затем рассказывают как они это делают и доказывают правильность, пробуют сформулировать правило.
    (так делает каждая группа) затем делаем вывод, итог.

    КРАСИВАЯ БЕСЕДКА
    ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ
    ЖЁЛТЫЙ ПЕСОК
    ЯРКИЕ ЗВЁЗДЫ
    БЕЛЫЙ ПАРУС

     

    ЦВЕТОЧНЫЙ НАРЯД
    МРАМОНАЯ ЛЕСТНИЦА
    ПОЛОСАТЫЙ ТИГР
    НИЗКИЕ ОБЛАКА
    ЯРКОЕ СОЛНЦЕ

     

    УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА
    СТРОЙНАЯ БЕРЁЗКА
    ГУСИННОЕ ПЕРО
    НИЗКИЕ ОБЛАКА
    ВЕССЕННИЙ ЛУЧ

     

  5. Изучение нового материала
    После того как дети сами попробуют сделать вывод, мы обращаемся за советом к «Мудрейшей сове». Открывается слайд и одновременно открываем книги с правилом.
    Читаем правило вслух.
  6. Первичное закрепление изученного материала
    - Очень хорошо! А теперь чтобы с нашими знаниями не случился обвал как те камни на пути, мы их закрепим умениями, для этого надо выполнить упражнение.
    (выбирается консультант, который проверяет или помогает слабым)
    - Молодцы! Теперь наш Принц не боится ошибиться и правильно подходит к своим родственникам.(слайд)
  7. Выходной контроль
    - Мы славно потрудились, и каждый труд должен быть вознаграждён. Поэтому вы сейчас у кого сини фишки подойдёте к компьютеру и выполните тест, там и получите свою награду – оценку, а остальные дети с красными фишками выполняют упражнение стр.44 № 66. Затем вы поменяетесь ролями, группа с синими фишками сядут на свои места, а с красными подойдут к компьютерам.
  8. Домашнее задание
    - Замечательно! Теперь откроем дневники и запишем домашнее задание. Дидактический материал стр.31 №63 (беседа по заданию).
  9. Итог:
    1. Какого рода бывают прилагательные?
    2. По какой из части речи мы определим род у прилагательного?
    3. У какого числа нельзя определить род?
    Отлично! Всем спасибо, урок закончен.
(Таблица2)
(Приложение2)

У автора статьи можно получить аудио и видео приложения по теме занятия.