Праздник читательских удовольствий "Моя осень"

Разделы: Начальная школа


Урок: литература (по программе «Литературное чтение» Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н.)

Форма: Праздник читательских удовольствий (форма предлагается авторами программы «Литературное чтение» Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н.)

Тема: Моя осень

Класс: 2

Цель: предоставить возможность учащимся пережить эстетические эмоции.

Подготовка учащихся:

  1. Дети предупреждаются заранее, что их ждет урок-праздник.
  2. Подготовка к чтению наизусть стихов об осени под музыку.
  3. Попросить принести на урок самый-самый красивый осенний лист.

Оформление класса:

  1. Затемнение класса.
  2. Слайды с осенними фотографиями. (Приложение №1)
  3. Музыкальные отрывки. (приложение №2 можно получить у автора статьи)
  4. Таблички с надписью примет осени.«Осенние листья по ветру кружат...», «Вот и летние дни убавляются...», « Не видно птиц...», «Ласточки пропали; ночью ветер злится...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Мой сад с каждым днем увядает...»
  5. Большой лист с нарисованной голой веткой или «натуральная» голая ветка.
  6. Выставка детских рисунков «Мое осеннее дерево». (проводилось наблюдение за характером и настроением осенних деревьев по внешним признакам, далее на уроке ИЗО каждый изображал близкое по «духу» дерево)
  7. В вазе на столе осенний букет
  8. Класс украшен вырезанными из бумаги осенними листьями.

Ход:

Выход детей (Слайд 1, Приложение №1; Трек 00, Приложение №2)

  1. Звучит аудиозапись стихотворения Сергея Есенина «Отговорила роща золотая».
  2. Далее на фоне музыки учитель зачитывает строки отрывка из поэмы «Евгений Онегин» А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало...» (Слайд 2, Приложение №1, Трек 01, Приложение №2)

У. Сегодня у нас урок-праздник «Моя осень». Какие приметы осени для вас главные, какое настроение они у вас вызывают. Расскажите. (Дети высказываются - 5 мин.)
У. Вы заметили, что одна и та же примета осени (листопад) вызывает у разных людей совершенно разные настроения? А у самих листьев может быть настроение? Могут они о чем-то думать, что-то чувствовать?
Д. В сказках так бывает. Нет, не могут и т.п.
У. Сейчас Игорь прочитает стих Федора Ивановича Тютчева «Листья», где листья сами говорят о том, что они думают и чувствуют. Послушайте и постарайтесь почувствовать настроение опадающих листьев.

Игорь. Стих Федора Ивановича Тютчева «Листья» под музыку (Слайд 3, Приложение №1, Трек 02, Приложение №2)

Д. Им хочется быстрее сорваться, у них нетерпеливое настроение.
У. Вот и осенний листик!
Ребенок, изображая листик, танцует на фоне слайда и под музыку (Юля) (Слайд 4, Приложение №1, Трек 03, Приложение №2)

У. Какое же настроение у листьев в стихе Аполлона Майкова «Осенние листья по ветру кружат...»? Послушаем Глеба.

Глеб. Стих Аполлона Майкова «Осенние листья по ветру кружат...» (Слайд 5, Приложение №1, Трек 04, Приложение №2)

Д. Этим листьям страшно, они не хотят улетать: «в тревоге вопят...» Настроение тревожное.
У. Вот видите. Явление природы одно – листопад, а настроение у листьев разное.
(На доску прикрепляется табличка с надписью «листопад»)

У. Может быть и наоборот, одно и то же настроение вызывают разные приметы осени. Послушаем и понаблюдаем за настроение, когда улетают птицы, убавляются дни, холодает, идут дожди и т.д. (приметы могут перечислить дети).
(Выходящий чтец прикрепляет табличку с надписью примет)
У.Афанасий Фет «Вот и летние дни убавляются...»
Лера. Стих Афанасия Фета «Вот и летние дни убавляются...» (Слайд 6, Приложение №1, Трек 05, Приложение №2)

У. Иван Алексеевич Бунин «Не видно птиц...»
Вася. Стих «Ивана Алексеевича Бунина «Не видно птиц...» (Слайд 7, Приложение №1, Трек 06, Приложение №2)

У. Афанасий Фет «Ласточки пропали...»
Артем. Стих Афанасия Фета «Ласточки пропали...» (Слайд 8, Приложение №1, Трек 07, Приложение №2)

У. Сергей Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...»
Карина. Стих Сергея Есенина «Нивы сжаты, рощи голы...» (Слайд 9, Приложение №1, Трек 08, Приложение №2)

У. Аполлон Николаевич Майков «Ласточки»
Юля. Стих Аполлона Николаевича Майкова «Ласточки» (Слайд 10, Приложение №1, Трек 09, Приложение №2)

У. Авторы стихов описывают разные приметы, хотя настроение рассказчиков похожее, какие оттенки вы почувствовали, слушая чтение?
Д. Унылое, угрюмое, одинокое, однотонное и т.п. Оттенки грусти.
У. А может ли похожее настроение вызывать картина?
(Слайды чередуются с грустной и разноцветной осенью, на последнем надпись «Скучная картина!» Алексей Николаевич Плещеев)
Максим. Стих А.Н.Плещеева «Скучная картина» (Слайд 11, Приложение №1, Трек 10, Приложение №2)

(Показывается следующий слайд с надписью «Закружилась листва золотая. В розоватой воде на пруду...»
Маша. Сергей Есенин «Закружилась листва золотая...» (Слайд 12, Приложение №1, Трек 11, Приложение №2)
Андрей. Иван Алексеевич Бунин «Седое небо надо мной» (Слайд 13, Приложение №1, Трек 12, Приложение №2)
Сеня. А.А.Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила...» (Слайд 14, Приложение №1, Трек 13, Приложение №2)
Влада. А.Н.Майков «Кроет уж лист золотой...» (Слайд 15, Приложение №1, Трек 14, Приложение №2)

У. Мы увидели картины, послушали стихи и музыку, что их объединяло?
Д. Настроение.
У. Заканчивается наш осенний урок. Какой же бывает осень?
Д. Осень разная, у нее много разных примет. Одна и та же примета может вызывать разное настроение, а разные приметы сходное настроение. А еще сходное настроение может быть в музыке, картинах.
Диана. А.С.Пушкин «Унылая пора...» (Слайд 16, Приложение №1, Трек 15, Приложение №2)

У. У каждого человека – поэта, музыканта, читателя, слушателя, зрителя – осень своя: и по приметам, и по настроению. Большая удача, если вам встретятся стихи, музыка или картина, очень близкие вашей личной осени. Здесь ваши деревья (показывает на выставку), а здесь не хватает нашего классного осеннего настроения (показывает на голую ветку). В чем оно?
Д. Мы принесли осенние листья.
У. Ваш самый-самый красивый осенний лист - это ваша личная осень.
Д. Прикрепляют под музыку листья и встают.
Глеб. «Жалко, что я не художник» (Слайд 17, Приложение №1, Трек 16, Приложение №2)