Нужно ли человеку познать себя? Что такое самопознание?

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: познакомить учащихся с понятием "самопознание", развивать культуру общения, расширить знания учащихся о себе, своих возможностях и способностях.

Задачи:

  • Воспитывать интерес к самому себе, формировать собственную культуру самопознания, саморазвития и самовоспитание.
  • Способствовать развитию желания работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны.
  • Научить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности.

Материалы:

  • советы и высказывания знаменитых людей в качестве эпиграфа;
  • диагностический материал;
  • игры: "Оптимисты и пессимисты", "Алфавит", "Аукцион";
  • презентация (Приложение 1).

Ход занятия

"Я мыслю, следовательно, я существую".
Рене Декарт

Учитель: Сегодняшнее наше занятие посвящается всем, кто хочет познать самого себя, т.е. научиться познавать себя и познавать других. Определить свои потенциальные возможности. Способности и развивать их. Формировать в себе положительные качества личности.

- Поэтому наше занятие называется со знаком вопроса "Нужно ли человеку познавать себя?". Но прежде давайте выработаем с вами правила на время нашего занятия.

Правила

Быть культурным во время общения с собеседником, т.е. развивать культуру общения.

Высказывать свое мнение, не перебивая других, т.е. иметь уважение к одноклассникам.

Прислушиваться к мнению других, но отстаивать свою точку зрения.

Учащиеся обсуждают эти правила и привносят свои добавления

Учитель: правила выработаны и приняты, ну а теперь давайте постараемся дать ответ на вопрос: Что такое самопознание?

Учащиеся по цепочке дают объяснение слова "самопознание". На доске записываются все объяснения учащихся и слушаются комментарии.

Пример: узнавание, намерение и другие слова.

Учитель: Сейчас предлагаю вам поучаствовать в игре "Оптимисты и пессимисты".

(учащимся предлагается продолжить фразы, показанные на слайде2 задание 1, затем каждый или по желанию дает свои комментарии, идет обсуждение)

Мне необходимо познавать себя для того, чтобы :

Я не хочу познавать себя, потому что :

Учитель: Следующее задание № 2 (слайд 3). Дайте ответы на поставленные вопросы и выскажите свое мнение по каждому из вопросов.

Я живу, чтобы есть или ем, чтобы жить?

Жизнь - штука трудная или не очень?

Цель жизни - это важно или нет?

Хорошо выглядеть и быть хорошим - это одно и то же?

Можно ли познавать мир, не изменяя себя?

Чтобы я хотел узнать о себе и в себе?

Какие дороги ведут человека к познанию себя?

Учитель: Скажите, кто себе, когда нибудь задавал вопрос: Кто Я? Какой Я?

Давайте попробуем дать ответ на эти вопросы.

Игра "Алфавит" (Задание № 3, слайд 4).

Задание:

1.Найдите слова - прилагательные на каждую букву алфавита, которые могут послужить вам вашей характеристикой (на доске висит алфавит).

2. Затем посчитайте, каких слов характеристик больше - положительных или отрицательных.

Далее выставьте одну из характеристик своих на аукцион.

(По желанию ребята могут зачитать свои характеристики и обсудить их)

Игра "Аукцион" (Задание № 4, слайд 5)

Вам предлагается выставить на аукцион, те качества характера, которые не способствуют развитию их самопознания или просто вас не устраивают по той или иной причине.

Например, "я предлагаю на аукцион свою лень, потому что :". Если кто-то покупает, дает комментарии.

Далее идет обсуждение, высказывают свое мнение учитель и учащиеся о выполняемых заданиях.

Учитель: Можно ли себя знать, не изучая себя?

Можно ли совершенствовать себя, не задавая себе вопросов?

Учитель: Каждый из нас - строитель собственной личности. Любой человек способен на многое, если вовремя сумеет заглянуть в себя и увидеть малое, которое может перерасти в нечто большое и значительное. Многие люди довольствуются малым, не прилагая особых усилий, и всю свою жизнь обвиняют окружающих в том, что многое у них в судьбе не сложилось. Другие же прилагают титанические усилия и воистину становятся титанами. Но психологи уже давно сделали свой вывод: любой человек талантлив.

Как же стать человеком, способным в полной мере реализовать свой потенциал?

Нужно прислушиваться к тем советам, которые предлагают нам люди, которые имеют на это право (слайд 5):

Советы Чарли Чаплина

  1. Не бойтесь принимать решение и доводить его до конца.
  2. Сохраняйте работоспособность, заряд творчества и разумного риска.
  3. Ищите в себе положительное и демонстрируйте его.
  4. Не будьте самонадеянными и не бойтесь задавать вопросы.
  5. Ищите в себе интерес к различным делам и пробуйте себя в них.
  6. Не упускайте мгновения удачи.
  7. Не предъявляйте к себе невыполнимых требований, но при этом стремитесь к покорению новых высот.
  8. Прислушивайтесь к себе и изучайте себя. Это даст вам силы к движению вперед.
  9. Четко определяйте свои достоинства и недостатки. Это способствует успеху.
  10. Научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать уроки из каждого прожитого дня.
  11. Любите людей, и они ответят вам тем же.

Если есть у ребят вопросы, то по ходу обсуждаются и комментируются учащимися и учителем.

Учитель: Я хочу предложить вам небольшую анкету по теме нашего занятия. Мне необходимо знать, что вы знаете, и что узнали из сегодняшнего занятия. В этой анкете вам предлагаются варианты ответов, подчеркните тот вариант, который вы считаете своим.

Анкета.

1. Считаете ли вы для себя необходимой сегодняшнюю тему занятия?

А. Да. Б. Нет. В. Не знаю.

2. Из каких источников вам известны слова "самопознание", "саморазвитие", "самовоспитание"?

А. Книг. Б. Друзей. В. Родителей. Г. Учителей. Д. Радио, телевидение.

3. Пробовали ли вы заниматься изучением и воспитанием себя?

А. Да. Б. Нет. В. Иногда, но безуспешно.

4. Надо ли человеку совершенствовать себя?

А. Да. Б. Нет. В. Не знаю.

5. Есть ли в вашей жизни человек, влиянию которого вы подчиняетесь?

А. Да. Б. Нет. В. Затрудняюсь ответить.

6. Кто этот человек?

А. Мои родные. Б. Мой педагог. В. Мой друг. Г. Герой кино или книги. Д. Нет такого человека

7. Можете ли вы назвать людей, ставших известными, благодаря работе над собой?

А. Да. Б. Нет.

Рефлексия занятия.

Учитель: Спасибо вам за ваши ответы, и в заключение нашего занятия попрошу каждого закончить фразу (слайд 6):

Мне было интересно или (не), когда :

Я узнал(а) сегодня :

Учитель: В дальнейшем мы с вами продолжим эту тему и чтобы понять и закрепить, а также учиться понимать себя и других, хочу предложить вам небольшое творческое домашнее задание к следующему занятию.

Творческое домашнее задание (слайд 7).

Учитель: Дайте письменно совет одному из одноклассников, подражая советам Чарли Чаплина.

Благодарю всех за сегодняшнюю работу.

Приложение.