Межпрофессиональное взаимодействие социального педагога и педагога-психолога в работе с семьями воспитанников ДОУ

Разделы: Работа с родителями


В нашем МДОУ компенсирующего вида на протяжении десяти лет функционирует социально-психологическая служба, основной целью которой является психологическое здоровье детей и охрана прав ребенка и семьи.
Оптимизация контактов с семьями достигается:

  • индивидуальным и групповым консультированием (по запросам родителей);
  • подготовкой информационных материалов для родительских уголков групп;
  • выпуском журналов «Диалоги с семьей» по проблемам воспитания и развивающего общения с ребенком в семье;
  • патронажем семей «группы риска» воспитанников ДОУ;
  • участием в работе «Родительского клуба».

Именно участие в «Родительском клубе» позволяет вовлечь родителей в обсуждение важнейших проблем детско-родительских отношений, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопительный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление.
Участие в работе «Родительского клуба» обозначено следующими выступлениями:

  • «Познай себя как родителя: семь шагов навстречу друг к другу».
  • «Моя семья: Я и мама».
  • «Психологическая безопасность: ребенок дома и на улице».
  • «Как вернуть погоду в доме».
  • «Наказания и поощрения».

«Родительский клуб» проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Главное условие успеха таких встреч, дисскусий - добровольность и взаимная заинтересованность родителей.
Оправданной является опробованная намиструктура встреч «Родительского клуба»:

  1. Игры на сплочение, раскрепощение родителей, повышение интереса к продуктивному общению.
  2. Основная часть: обоснование проблемы, теоретический материал.
  3. Решение проблемных ситуаций (дискуссия, «Мозговой штурм» и т.п.).
  4. «Наш подарок»: выдача памяток, буклетов с рекомендациями и практическими материалами для родителей.
  5. «Обратная связь» - отклики родителей по прошедшей встрече.

Предлагаем вариант «Родительского клуба» в соавторстве социального педагога и педагога-психолога.

Родительский клуб «Школа профессиональных родителей»

Участники: родители воспитанников МДОУ и микрорайона, педагог-психолог, социальный педагог.
Тема: «Поощрения и наказания».
План встречи:
I.Игры на сплочение.

  • «Здравствуйте!».
  • «Давайте познакомимся».

II.Основная часть.

  • Обозначение проблемы.
  • Сообщение по теме.

III.Заключение.

  • «Обратная связь»: отзывы родителей о прошедшей встрече.
  • Игра-настрой «Я желаю своей семье...»

IV.Памятка для родителей «Наказывая, подумай: зачем?!»

I.Игры на сплочение.

«Здравствуйте!»

Участники игры становятся в круг. Ведущий предлагает всем поздороваться со своим соседом способом, принятым в различных странах. При этом ведущий называет страну и форму приветствия:

  • В России принято пожимать друг другу руки (участники выполняют действия, названные ведущим).
  • В Италии – горячо обниматься.
  • В Бразилии - хлопать друг друга по плечу.
  • В Зимбабве – трутся спинами.
  • В Македонии – здороваются локтями.
  • В Никарагуа – приветствуют друг друга плечами.
  • У австралийских аборигенов принято тройное приветствие: хлопать в ладони, подпрыгнуть, толкнуть бедром.

Данная игра снимает эмоциональное напряжение и располагает родителей к дальнейшему знакомству и общению.

«Давайте познакомимся»

Представляется первый участник, говорит, как его зовут, рассказывает о своей семье, о своих увлечениях. Затем тот, кто сидит слева от него, произносит фразу: «Мой сосед справа...», - и своими словами повторяет все, что ему запомнилось из рассказа соседа. После этого представляется сам. И так далее по кругу.

II.Основная часть.

Никогда успешному взаимопониманию между родителями и детьми не способствовало наказание. Сегодня мы с вами поговорим о том, а можно ли обойтись без наказания.
Попробуйте мысленно вернуться в своё детство. Вспомните, наказывали ли вас, как и что вы при этом чувствовали? (ответы участников).
Вы испытывали чувство обиды, несправедливости, боли. У многих эти чувства до сих пор вызывают неприятные ощущения того, что родители, наказывая вас, как бы предавали вас, вашу любовь. Те же чувства сегодня испытывают и ваши дети, когда их наказывают.
Как чаще всего мы «причёсываем» своих детей? (ответы участников фиксируются на ватмане).
Из всех известных ныне методов «причёсывания» преобладают: обвинения, нотации и унижение. Мы упрекаем, браним, виним и жалим своим сарказмом. Мы ставим в угол и шлепками укрощаем малыша. Устраиваем ему порку, легко жонглируя ремнём, не придавая ни малейшего значения тому, что это всего-навсего насилие!
Воспитывая малыша, мы чаще всего пользуемся методом «агрессии». Наказывая своего ребёнка, мы направляем на него, как на мишень, поток уничтожающей энергии с огромным отрицательным зарядом. Мы разряжаемся на нём, не понимая, что этим «заряжаем» малыша. А он не в силах разрядиться, как мы с вами, копит агрессию в себе. И рано или поздно она даёт о себе знать: ребёнок либо заболевает (психозы, реактивные состояния и пр.), либо выливает накопившуюся энергию на близких людей.
Любое действие всегда вызывает противодействие. Шлепок когда-то может отозваться яростным насилием, а порка - преднамеренным убийством.
Но совсем без наказаний не обходится ни одна семья. Для правильного воспитания детей вам полезно знать, какие формы наказания существуют:
К самым неблагоприятным формам наказания следует отнести физическое воздействие (шлепок, подзатыльник, встряхивание ребёнка, отправление в угол и т.п.). Нет более нелогичной картины, чем мать, шлёпающая своего ребёнка со словами: «Не смей драться!». Почему этот метод не эффективен? Потому что, если родители использовали физическое наказание, когда дети не подчинялись их требованиям, то данное действие не решило конфликта, а лишь создало иллюзию его разрешения. Ведь в результате подчинился не ребёнок, его действиями руководит в этот момент лишь инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.
Речевая агрессия (ругань, оскорбления и т.п.) - подобно физическим наказаниям малоэффективна и ведёт лишь к тому, что ребёнок будет использовать эту модель поведения со сверстниками.
Очень распространённой формой наказания являются, так называемые сепарационные наказания, т.е. игнорирование ребёнка, отказ от общения с ним. Ребёнка лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нём заботиться. Такой метод может быть использован, если между ребёнком и родителями существовали отношения подлинной близости, взаимоуважения, доверия и любви. Если этого нет - такое наказание ничего не даст.
Запрет - следующий вид наказания. Он используется в воспитании более маленьких детей, когда их собственный жизненный опыт ещё недостаточно велик. Магическое слово «нельзя!» может предотвратить тот вред, который ребёнок может нанести себе и окружающим.
Наказание естественными последствиями - состоит в лишении ребёнка за провинность чего-либо приятного (сладостей, новой игрушки, походов в гости и пр.). Этот метод будет успешным, если ребёнок считает ограничение справедливым и если решение принято по предварительной договорённости с ним. Применяя эту форму наказания, нельзя лишать ребёнка того, что необходимо ему для полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками и т.п.

Каковы же могут быть последствия физических наказаний?
Известный педагог Блонский считал, что наказание:

  • вызывает у ребёнка животный страх;
  • делает ребёнка забитым и ничтожным;
  • унижает его и создаёт морального циника;
  • вселяет ненависть к наказывающему и к тому, из-за чего наказывают;
  • освобождает ребёнка от угрызений совести;
  • делает его нечувствительным к чужим страданиям;
  • не даёт ребёнку повзрослеть, оставляет его инфантильным;
  • вредно действует на половую сферу ребёнка, вызывая приток крови к половым органам.

Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, справедливо задать вопрос: чем можно заменить его? Вот что по этому поводу думает известный педагог Ян Корчак: «Чем больше у ребёнка свободы, тем меньше необходимости в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний».
Основная мысль изречения - почаще поощряйте своего ребёнка и тогда не придётся его наказывать. А как вы поощряете своего ребенка? (ответы родителей)

Еще можно использовать такие формы поощрения:

  • поцелуй, кивок головы, поглаживание по голове, улыбка, рукопожатие;
  • обнять ребёнка (если вы сильно заняты - можно на расстоянии);
  • ласково сказать что-то доверительное на ушко;
  • научить ребёнка хвалить себя («Я - молодец!»);
  • потереться носиками с ребёнком и сказать: «Ты у меня умница!»;
  • похвалить ребёнка в присутствии других значимых взрослых и детей;
  • чаще использовать «дочурка», «доченька», «сынуля», «сыночек» и ласковые имена и прозвища ребёнка.
  • на крайний случай подойдёт и материальное поощрение - если это происходит не часто, ребёнка это не испортит.

Если ребёнок провинился, можно:

  • обратиться к ребёнку по-деловому - Наташа, Наталья и изменить тон общения (не крикливый, а решительный, строгий);
  • изменить выражение лица, высказав своё возмущение, обиду, гнев или удивление;
  • использовать жёсткие отрицательные обещания - «Сегодня мне придётся называть тебя только Таня, а не Танюша» или «Целый день я не буду тебя обнимать»;
  • лишить на время любимой игрушки, поставив её на видное место. И в течение дня напоминать ребёнку: «Сегодня скучает наша кукла»;
  • вечером, но не перед сном, проводить секретные совещания вдвоём с ребёнком «Что я сегодня сделал не так?»;
  • с 4-х лет подводить детей к самооценке: в шкатулку вечером положить с ребёнком красный жетон, если он вёл себя хорошо, синий - если не очень. В конце недели необходимо подвести итоги и поощрить ребёнка за его успехи;
  • можно организовать дома «Уголок необдуманных поступков», где ребёнок будет наказанным не стоять, а сидеть, но без нечего.

Когда требуются суровые меры.

Итак, какими же мерами воздействовать на дошколенка?

  • Лишите ребенка какого-нибудь удовольствия: совместной игры, желанной покупки, похода в гости и т.д.
  • Откажитесь разговаривать с ним, но не более чем на 20-30 минут: ведь для эмоционально чувствительного ребенка это будет слишком тяжело, ну а беспечный просто-напросто забудет о наказании.
  • Сообщите о проступке всем членам семьи. Ваш рассказ за ужином о том, как Даня побил малыша, должен произвести впечатление. Пусть сын почувствует, что его осуждают. Но не переигрывайте – дети очень чувствительны к фальши.
  • Чем старше становится ребенок, тем более критично относится он к воспитательным приемам. Торопитесь привить все необходимые качества в раннем детстве. Судите сами: чем можно воздействовать на подростка, так и не приучившегося убирать свою комнату? Угрозами отобрать у него игрушки? Подумайте об этом сейчас, до того как примитесь собирать по всему дому детальки от детского конструктора.

Пора проявить твердость.

Конечно, в некоторых ситуациях без наказаний не обойтись. Главная задачи – найти оптимальный баланс между теми вопросами, что можно отдать на откуп самому ребенку, и теми, в которых вы просто обязаны проявить настойчивость. В каждой семье свои пoрядки, но Вы не ошибетесь, если будите требовать четкого соблюдения правил, касающихся:

  • времени отхода ко сну;
  • поведения с взрослыми;
  • закрепленных за ребенком обязанностей;
  • выполнения всего, о чем была взаимная договоренность.

Если даже в этих вопросах вы не приучите малыша слушаться вас, то скоро почувствуете себя его жертвой и будете с завистью наблюдать за более воспитанными детьми знакомых. Не пускайте ситуацию на самотек, старайтесь быть твердыми, когда нужно, ведь это ваша родительская обязанность.
После любого наказания необходимо оговорить с ребёнком, почему он наказан, а потом - приласкать и сказать, что он всё равно вам дорог и любим. Ребёнок никогда не должен ложиться спать не прощённым.

Помните! Дети – не наша собственность, они не рабы. Это люди, которые доверены нам на время, чтобы мы о них заботились и учили их быть счастливыми.

III.Заключение.

  • «Обратная связь»: отзывы родителей о прошедшей встрече.
  • «Я желаю своей семье...»: настрой на позитивную жизнь.

IV.Памятка для родителей «Наказывая, подумай: зачем?!» (В. Леви).

Семь правил для всех:

  • Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. Наказание должно быть полезным.
  • Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
  • За один раз - одно. Даже если проступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному - за каждый. Салат из наказаний - блюдо не для детской души.
  • Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
  • Наказан - прощён. Инцидент исчерпан, страница перевёрнута. О старых грехах ни слова! Не мешайте начинать жизнь сначала!
  • Без унижения. Наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение.
  • Ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.