В нашем МДОУ компенсирующего вида на протяжении десяти лет функционирует социально-психологическая служба, основной целью которой является психологическое здоровье детей и охрана прав ребенка и семьи.
Оптимизация контактов с семьями достигается:
- индивидуальным и групповым консультированием (по запросам родителей);
- подготовкой информационных материалов для родительских уголков групп;
- выпуском журналов «Диалоги с семьей» по проблемам воспитания и развивающего общения с ребенком в семье;
- патронажем семей «группы риска» воспитанников ДОУ;
- участием в работе «Родительского клуба».
Именно участие в «Родительском клубе» позволяет вовлечь родителей в обсуждение важнейших проблем детско-родительских отношений, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопительный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление.
Участие в работе «Родительского клуба» обозначено следующими выступлениями:
- «Познай себя как родителя: семь шагов навстречу друг к другу».
- «Моя семья: Я и мама».
- «Психологическая безопасность: ребенок дома и на улице».
- «Как вернуть погоду в доме».
- «Наказания и поощрения».
«Родительский клуб» проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Главное условие успеха таких встреч, дисскусий - добровольность и взаимная заинтересованность родителей.
Оправданной является опробованная намиструктура встреч «Родительского клуба»:
- Игры на сплочение, раскрепощение родителей, повышение интереса к продуктивному общению.
- Основная часть: обоснование проблемы, теоретический материал.
- Решение проблемных ситуаций (дискуссия, «Мозговой штурм» и т.п.).
- «Наш подарок»: выдача памяток, буклетов с рекомендациями и практическими материалами для родителей.
- «Обратная связь» - отклики родителей по прошедшей встрече.
Предлагаем вариант «Родительского клуба» в соавторстве социального педагога и педагога-психолога.
Родительский клуб «Школа профессиональных родителей»
Участники: родители воспитанников МДОУ и микрорайона, педагог-психолог, социальный педагог.
Тема: «Поощрения и наказания».
План встречи:
I.Игры на сплочение.
- «Здравствуйте!».
- «Давайте познакомимся».
II.Основная часть.
- Обозначение проблемы.
- Сообщение по теме.
III.Заключение.
- «Обратная связь»: отзывы родителей о прошедшей встрече.
- Игра-настрой «Я желаю своей семье...»
IV.Памятка для родителей «Наказывая, подумай: зачем?!»
I.Игры на сплочение.
«Здравствуйте!»
Участники игры становятся в круг. Ведущий предлагает всем поздороваться со своим соседом способом, принятым в различных странах. При этом ведущий называет страну и форму приветствия:
- В России принято пожимать друг другу руки (участники выполняют действия, названные ведущим).
- В Италии – горячо обниматься.
- В Бразилии - хлопать друг друга по плечу.
- В Зимбабве – трутся спинами.
- В Македонии – здороваются локтями.
- В Никарагуа – приветствуют друг друга плечами.
- У австралийских аборигенов принято тройное приветствие: хлопать в ладони, подпрыгнуть, толкнуть бедром.
Данная игра снимает эмоциональное напряжение и располагает родителей к дальнейшему знакомству и общению.
«Давайте познакомимся»
Представляется первый участник, говорит, как его зовут, рассказывает о своей семье, о своих увлечениях. Затем тот, кто сидит слева от него, произносит фразу: «Мой сосед справа...», - и своими словами повторяет все, что ему запомнилось из рассказа соседа. После этого представляется сам. И так далее по кругу.
II.Основная часть.
Никогда успешному взаимопониманию между родителями и детьми не способствовало наказание. Сегодня мы с вами поговорим о том, а можно ли обойтись без наказания.
Попробуйте мысленно вернуться в своё детство. Вспомните, наказывали ли вас, как и что вы при этом чувствовали? (ответы участников).
Вы испытывали чувство обиды, несправедливости, боли. У многих эти чувства до сих пор вызывают неприятные ощущения того, что родители, наказывая вас, как бы предавали вас, вашу любовь. Те же чувства сегодня испытывают и ваши дети, когда их наказывают.
Как чаще всего мы «причёсываем» своих детей? (ответы участников фиксируются на ватмане).
Из всех известных ныне методов «причёсывания» преобладают: обвинения, нотации и унижение. Мы упрекаем, браним, виним и жалим своим сарказмом. Мы ставим в угол и шлепками укрощаем малыша. Устраиваем ему порку, легко жонглируя ремнём, не придавая ни малейшего значения тому, что это всего-навсего насилие!
Воспитывая малыша, мы чаще всего пользуемся методом «агрессии». Наказывая своего ребёнка, мы направляем на него, как на мишень, поток уничтожающей энергии с огромным отрицательным зарядом. Мы разряжаемся на нём, не понимая, что этим «заряжаем» малыша. А он не в силах разрядиться, как мы с вами, копит агрессию в себе. И рано или поздно она даёт о себе знать: ребёнок либо заболевает (психозы, реактивные состояния и пр.), либо выливает накопившуюся энергию на близких людей.
Любое действие всегда вызывает противодействие. Шлепок когда-то может отозваться яростным насилием, а порка - преднамеренным убийством.
Но совсем без наказаний не обходится ни одна семья. Для правильного воспитания детей вам полезно знать, какие формы наказания существуют:
К самым неблагоприятным формам наказания следует отнести физическое воздействие (шлепок, подзатыльник, встряхивание ребёнка, отправление в угол и т.п.). Нет более нелогичной картины, чем мать, шлёпающая своего ребёнка со словами: «Не смей драться!». Почему этот метод не эффективен? Потому что, если родители использовали физическое наказание, когда дети не подчинялись их требованиям, то данное действие не решило конфликта, а лишь создало иллюзию его разрешения. Ведь в результате подчинился не ребёнок, его действиями руководит в этот момент лишь инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.
Речевая агрессия (ругань, оскорбления и т.п.) - подобно физическим наказаниям малоэффективна и ведёт лишь к тому, что ребёнок будет использовать эту модель поведения со сверстниками.
Очень распространённой формой наказания являются, так называемые сепарационные наказания, т.е. игнорирование ребёнка, отказ от общения с ним. Ребёнка лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нём заботиться. Такой метод может быть использован, если между ребёнком и родителями существовали отношения подлинной близости, взаимоуважения, доверия и любви. Если этого нет - такое наказание ничего не даст.
Запрет - следующий вид наказания. Он используется в воспитании более маленьких детей, когда их собственный жизненный опыт ещё недостаточно велик. Магическое слово «нельзя!» может предотвратить тот вред, который ребёнок может нанести себе и окружающим.
Наказание естественными последствиями - состоит в лишении ребёнка за провинность чего-либо приятного (сладостей, новой игрушки, походов в гости и пр.). Этот метод будет успешным, если ребёнок считает ограничение справедливым и если решение принято по предварительной договорённости с ним. Применяя эту форму наказания, нельзя лишать ребёнка того, что необходимо ему для полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками и т.п.
Каковы же могут быть последствия физических наказаний?
Известный педагог Блонский считал, что наказание:
- вызывает у ребёнка животный страх;
- делает ребёнка забитым и ничтожным;
- унижает его и создаёт морального циника;
- вселяет ненависть к наказывающему и к тому, из-за чего наказывают;
- освобождает ребёнка от угрызений совести;
- делает его нечувствительным к чужим страданиям;
- не даёт ребёнку повзрослеть, оставляет его инфантильным;
- вредно действует на половую сферу ребёнка, вызывая приток крови к половым органам.
Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, справедливо задать вопрос: чем можно заменить его? Вот что по этому поводу думает известный педагог Ян Корчак: «Чем больше у ребёнка свободы, тем меньше необходимости в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний».
Основная мысль изречения - почаще поощряйте своего ребёнка и тогда не придётся его наказывать. А как вы поощряете своего ребенка? (ответы родителей)
Еще можно использовать такие формы поощрения:
- поцелуй, кивок головы, поглаживание по голове, улыбка, рукопожатие;
- обнять ребёнка (если вы сильно заняты - можно на расстоянии);
- ласково сказать что-то доверительное на ушко;
- научить ребёнка хвалить себя («Я - молодец!»);
- потереться носиками с ребёнком и сказать: «Ты у меня умница!»;
- похвалить ребёнка в присутствии других значимых взрослых и детей;
- чаще использовать «дочурка», «доченька», «сынуля», «сыночек» и ласковые имена и прозвища ребёнка.
- на крайний случай подойдёт и материальное поощрение - если это происходит не часто, ребёнка это не испортит.
Если ребёнок провинился, можно:
- обратиться к ребёнку по-деловому - Наташа, Наталья и изменить тон общения (не крикливый, а решительный, строгий);
- изменить выражение лица, высказав своё возмущение, обиду, гнев или удивление;
- использовать жёсткие отрицательные обещания - «Сегодня мне придётся называть тебя только Таня, а не Танюша» или «Целый день я не буду тебя обнимать»;
- лишить на время любимой игрушки, поставив её на видное место. И в течение дня напоминать ребёнку: «Сегодня скучает наша кукла»;
- вечером, но не перед сном, проводить секретные совещания вдвоём с ребёнком «Что я сегодня сделал не так?»;
- с 4-х лет подводить детей к самооценке: в шкатулку вечером положить с ребёнком красный жетон, если он вёл себя хорошо, синий - если не очень. В конце недели необходимо подвести итоги и поощрить ребёнка за его успехи;
- можно организовать дома «Уголок необдуманных поступков», где ребёнок будет наказанным не стоять, а сидеть, но без нечего.
Когда требуются суровые меры.
Итак, какими же мерами воздействовать на дошколенка?
- Лишите ребенка какого-нибудь удовольствия: совместной игры, желанной покупки, похода в гости и т.д.
- Откажитесь разговаривать с ним, но не более чем на 20-30 минут: ведь для эмоционально чувствительного ребенка это будет слишком тяжело, ну а беспечный просто-напросто забудет о наказании.
- Сообщите о проступке всем членам семьи. Ваш рассказ за ужином о том, как Даня побил малыша, должен произвести впечатление. Пусть сын почувствует, что его осуждают. Но не переигрывайте – дети очень чувствительны к фальши.
- Чем старше становится ребенок, тем более критично относится он к воспитательным приемам. Торопитесь привить все необходимые качества в раннем детстве. Судите сами: чем можно воздействовать на подростка, так и не приучившегося убирать свою комнату? Угрозами отобрать у него игрушки? Подумайте об этом сейчас, до того как примитесь собирать по всему дому детальки от детского конструктора.
Пора проявить твердость.
Конечно, в некоторых ситуациях без наказаний не обойтись. Главная задачи – найти оптимальный баланс между теми вопросами, что можно отдать на откуп самому ребенку, и теми, в которых вы просто обязаны проявить настойчивость. В каждой семье свои пoрядки, но Вы не ошибетесь, если будите требовать четкого соблюдения правил, касающихся:
- времени отхода ко сну;
- поведения с взрослыми;
- закрепленных за ребенком обязанностей;
- выполнения всего, о чем была взаимная договоренность.
Если даже в этих вопросах вы не приучите малыша слушаться вас, то скоро почувствуете себя его жертвой и будете с завистью наблюдать за более воспитанными детьми знакомых. Не пускайте ситуацию на самотек, старайтесь быть твердыми, когда нужно, ведь это ваша родительская обязанность.
После любого наказания необходимо оговорить с ребёнком, почему он наказан, а потом - приласкать и сказать, что он всё равно вам дорог и любим. Ребёнок никогда не должен ложиться спать не прощённым.
Помните! Дети – не наша собственность, они не рабы. Это люди, которые доверены нам на время, чтобы мы о них заботились и учили их быть счастливыми.
III.Заключение.
- «Обратная связь»: отзывы родителей о прошедшей встрече.
- «Я желаю своей семье...»: настрой на позитивную жизнь.
IV.Памятка для родителей «Наказывая, подумай: зачем?!» (В. Леви).
Семь правил для всех:
- Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. Наказание должно быть полезным.
- Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
- За один раз - одно. Даже если проступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному - за каждый. Салат из наказаний - блюдо не для детской души.
- Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
- Наказан - прощён. Инцидент исчерпан, страница перевёрнута. О старых грехах ни слова! Не мешайте начинать жизнь сначала!
- Без унижения. Наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение.
- Ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.