Серьёзная озабоченность вопросами безопасности детей на дорогах и здоровьем подрастающих граждан страны, анализ детского дорожно–транспортного травматизма и причины его возникновения обусловили создание в 1993 году на базе Дома детского творчества «Школы пешехода».
Остановить гибель детей – спасти будущее страны, научить быть внимательными пешеходами – вот главная задача, которую мы ставим перед собой. Так как именно дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство обучения, развития и воспитания детей.
Работа над проблемами дорожного движения, в том числе и обучение безопасному поведению на дорогах и улицах города, дело очень серьезное и трудное. Поэтому мы с дошкольного возраста обучаем детей основным правилам дорожного движения, знание которых может снизить вероятность дорожно-транспортных происшествий. Мы считаем, что, несмотря на всю важность самих Правил, надо учить не столько правилам, сколько анализу закономерностей возникновения опасности. Нужно выработать у ребенка иммунитет. Это как прививка от оспы, только на уровне психики.
Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили широкое применение на наших занятиях по изучению правил дорожного движения. Использование игр в обучении ПДД решает множество задач одновременно: игры способствуют становлению творческой личности учащихся, формируют умение видеть проблемы, принимать решения, развивают познавательный интерес к предмету, оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют черты характера.
Результатом нашей многолетней, планомерной работы является образовательная программа «Пешеход и дорога». Программа строится с учетом познавательных возможностей учащихся, а именно на основе «спирального» развертывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать относительно целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области.
Главная идея программы - обеспечение безопасности дорожного движения и формирование культуры поведения детей и подростков на улицах, дорогах и в общественных местах.
Программа образовательная, многоуровневая, рассчитанная на 7 лет обучения, в 2007 году прошла успешное лицензирование.
Для управления учебным процессом используются психолого-педагогические методы и приемы, которые помогают учащимся превратить свои знания ПДД в убеждения и на этой основе сформировать устойчивые навыки и стереотипы безопасного поведения в дорожном движении.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях различны: коллективная, групповая, индивидуальная, парная. Занятия проводятся в форме игр–соревнований, КВНов, викторин, путешествий, тестирования, решения билетов и т.д. Опыт работы с учащимися показал, что применение игр повышает качество знаний, вызывает рост интереса к предмету, приводит к появлению новых межличностных отношений типа «ученик-ученик» и «ученик-педагог», снимает напряжение и делает атмосферу занятия психологически более легкой и приятной. Игры дают возможность ученику стать соавтором педагога на занятии.
Так на занятии по теме: «Город мой от А до Я» присутствует перчаточная игрушка медвежонок Миша. Дети рассказывают в игровой форме, стихах, песнях медвежонку Мише, пришедшему из леса о своем городе, о правилах поведения на улицах, дорогах, о светофоре. В процессе обучения мы используем жизненные ситуации, опираясь на личный опыт ребенка. Например, при знакомстве с планом-схемой г.Кайеркана учащиеся выстраивают безопасный маршрут «дом-школа-дом» с последующей зарисовкой в тетрадь. По теме «Дорожные знаки» учащиеся вспоминают дорожные знаки, установленные в городе, в районах школы искусств, бассейна, дома спорта и т.д.
Каждый год обучения по образовательной программе «Пешеход и дорога» для реализации цели и задач предусматривает свой объём знаний:
- 1 год обучения предусматривает знакомство с основными элементами улиц нашего города, района; с наиболее опасными местами; с обязанностями пешеходов и дорожной азбукой; с режимом дня школьника.
- 2 год обучения предусматривает изучение элементов дороги и дорожной разметки; правил поведения и обязанностей пассажиров; знакомство с дорожными знаками и светофорами для пешеходов. На занятиях учащиеся знакомятся с комплексом упражнений для формирования правильной осанки; снятия напряжения с глаз.
- 3 год обучения предусматривает знакомство с причинами дорожно–транспортных происшествий, с видами транспортных средств и участниками дорожного движения. Учащиеся знакомится с пятью группами дорожных знаков, с функциями регулировщика, с назначением жезла и свистка. Учатся оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, ссадинах, порезах.
- 4 год обучения предусматривает изучение перекрёстков и их типов, знакомство с понятием «остановочный путь» транспортных средств, изучение предписывающей группы дорожных знаков, сигналы регулировщика и правила перехода дороги по этим сигналам. Учатся оказывать первую медицинскую помощь при обморожениях.
- 5 год обучения предусматривает изучение основных правил перехода регулируемых и нерегулируемых перекрёстков, изучение знаков дополнительной информации, изучение светофоров с одной и двумя дополнительными секциями и действия транспортных средств и пешеходов по этим сигналам, движение транспортных средств по сигналам регулировщика. Учащиеся знакомятся с документом «Правила дорожного движения Российской Федерации». Учатся оценивать ситуацию при ДТП и приёмы оказания первой медицинской помощи. Знакомятся с назначением автомобильной аптечки.
- 6 год обучения предусматривает изучение правил для водителей велосипедов, изучение знаков приоритета, элементов вертикальной разметки, знакомство с назначением транспортных средств оперативных и специальных служб, с понятием вредные привычки человека.
- 7 год обучения предусматривает изучение движения транспортных средств на проезжей части, в жилых зонах и во дворах, назначение медицинской аптечки, знакомство с ответственностью пешеходов и водителей за нарушение ПДД. Учащиеся самостоятельно обобщают и систематизируют знания правил безопасности для всех участников дорожного движения. Оказание первой медицинской до врачебной помощи.
Большое значение мы придаем разнообразию творческой деятельности на занятиях – это разнообразный раздаточный, дидактический материал, накопленный и разработанный педагогами: шаблоны, готовые образцы, таблицы, карточки с заданиями и т.д. Весь материал систематизирован, разложен по темам и видам деятельности. За годы кропотливой работы нами накоплен большой багаж программно–методического сопровождения образовательной программы.
Разработана своя система оценки деятельности учащихся на занятии. Она заключается в том, что учащиеся получают разноцветные жетоны за правильно выполненные задания, а на последем занятии подводятся итоги, определяется лучший «Путешественник» по дорогам. На шестом, седьмом годах обучения используется карта успеха, в которой на протяжении всех занятий заносятся успехи каждого учащегося: зеленый цвет - отлично, желтый – хорошо, красный – удовлетворительно.
С целью профилактики дорожно-транспортных происшествий в программу заложен раздел «Наши традиции», который направлен на работу с детьми дошкольного возраста, учащимися школ города, родителями. Данный раздел предусматривает проведение Всероссийской операции «Внимание, дети», олимпиад, соревнований, интеллектуальных игр и т.д.
Игры, викторины, конкурсы, различные задания носят интересный, захватывающий характер. Например, физкультурный досуг «Красный, желтый, зеленый», который проходит в спортивно-игровой форме. «Дорожные приключения Бабы Яги», конкурсно-познавательная программа, в которой Баба Яга осталась без своего любимого средства передвижения, и тогда, по решению лесного Совета нечистая сила отправляет Бабу Ягу в автосалон «машину купить и уму–разуму научиться» в «Школе пешехода», где дети в игровой форме учат ее правилам дорожного движения. Учащиеся «Школы пешехода» являются постоянными участниками городских конкурсов, соревнований по ПДД – «Безопасное колесо», «Счастливый случай»; семейных программ «Папа, мама, я – дорога и семья», олимпиад «Башня знаний», смотров агитбригад.
Ежегодно осенью нами проводится Всероссийская операция «Внимание, дети» совместно с воспитателями детских садов и учителями начальных классов школ города проводим серию мероприятий по ПДД:
- уроки безопасности в форме бесед о дорожно-транспортных происшествиях, поведении учащихся на улицах и дорогах города;
- конкурс рисунков, плакатов, поделок, макетов по ПДД «Дорога глазами детей»;
- классные часы по темам: «Пешеход и дорога», «Веселый перекресток».
Главным достижением и результатом нашей профессиональной деятельности мы считаем отсутствие детского дорожно–транспортного травматизма по району Кайеркан. Многолетний опыт работы показывает, что серьёзный, глубокий подход к проблеме обучения детей правилам дорожного движения даёт свои плоды: повышается культура поведения детей на дороге, снижается уровень дорожно–транспортных происшествий с участием детей.