Цели:
Образовательная.
- Обеспечить усвоение учащимися гипотез возникновения жизни на Земле;
Развивающие.
Поисково-информационных учебных умений:
- пользоваться справочной литературой (энциклопедическими словарями, справочниками),
- работать с каталогами, картотеками, оглавлением,
- умение пользоваться печатными средствами информации,
- умение работать с дополнительной литературой по предмету.
Учебно-коммуникативных умений (собственно психологические умения):
- слушать учителя, внимательно читать,
- адекватно воспринимать разнообразную учебную информацию,
- умение запоминать увиденное, прочитанное, услышанное, учебный материал,
- умение управлять своим вниманием,
- владение диалогичной речью,
- умение ставить вопросы,
- умение осознавать и самостимулировать учебную деятельность,
Учебно-интеллектуальных умений:
- умение анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать, конкретизировать, выделять главное, существенное,
- устанавливать причинно-следственные связи,
- исследовательские умения (ставить задачи, формулировать гипотезу, выстраивать доказательства и проверку),
Учебно-познавательных (учебно-информационных) умений:
- составить план ответа, выступления,
- умение писать и читать в заданном темпе,
- умение участвовать в учебной дискуссии, вести полемику, задавать уточняющие вопросы и вопросы вообще,
- пользоваться языком науки биологии,
Учебно-организационные учебные умения:
- умение планировать ход выполнения учебной задачи,
- умение находить рациональные способы решения,
- владение методами самоконтроля и взаимопроверки,
- умение оценивать себя,
- умение работать в команде, сотрудничать при решении учебных задач (объяснять, оказывать и принимать помощь),
Воспитательные.
- воспитание: правильного отношения к действительности, любознательности.
- познакомить учащихся с гипотезами возникновения жизни на Земле и обеспечить.
Оборудование:
- Персональные компьютеры (1 на 2 человек).
- Интерактивная доска.
- Диск "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 11 класс" 21урок "Проблема возникновения жизни" 2007.
- Диск "Открытая биология 2,5" Физикон. Глава 11 Эволюция жизни. 11.1.2. Происхождение жизни.
- Диск "Биология. Теория эволюции, основы экологии" Физикон. Серия программного обеспечения "Умник" 2008.
- Модули, фломастеры, бумага.
Ход урока
Этап урока: | Деятельность учителя. | Предполагаемая деятельность учащихся. |
1. Организационно-целевой этап. Создать условия для принятия учащимися целевых ориентиров урока, как личностно-значимых для себя. 2. Процессуально-содержательный этап. Создание пед. ситуации, позволяющей учащимся осуществить выбор способа работы, содержания, уровня сложности задания, а также возможности вести дискуссию. Создание условий для закрепления знаний полученных на уроке. 3. Рефлексивно-оценочный этап. Создание условий для развития способности к самоанализу. Для того чтобы закончить урок на положительной ноте упражнение "Комплимент. |
Вспомните, что такое жизнь? Назовите основные свойства живого. По данным науки жизнь появилась на Земле 2-3 млрд. лет назад. Как вы думаете, откуда появилась жизнь на планете Земля? (УЭ-0) Приложение №1 Учитель фиксирует все высказывания. Почему вы считаете, что это правда? В результате класс разбивается на несколько групп, включающих в себя детей, согласных с той или иной гипотезой. Что необходимо для разрешения возникшего спора? А где можно взять доказательства? Вопросы о происхождении жизни на Земле всегда волновали человечество. На этом уроке попробуйте найти ответ на этот вопрос. По желанию можете выбрать один из нескольких источников информации: Учебник и дополнительная литература Электронные учебные издания (например КиМ) Интернет При возникновении затруднений обращаетесь к учителю (дозированная помощь). Перед выступлением, каждая группа должна выбрать спикера, составить план выступления, а также изобразить свою гипотезу на листе бумаги (УЭ-1) Приложение №1. Во время выступлений я предлагаю вам выполнить задания УЭ-2 Приложение №1. (задание №1 - обязательно для всех, задание №2 - для тех, кто желает получить оценку выше). Во время выступления вы можете задавать возникающие у вас вопросы по той или иной гипотезе, группе от которой выступает спикер. За самый интересный вопрос автор может себе добавить 1 бал. Итак, какая из гипотез нашла подтверждение? Приведите доказательства. А почему невозможно самозарождение жизни в современных условиях? Вопросы о происхождении жизни являются вечными и глобальными проблемами, которые сегодня ещё далеки от решения. Учёные располагают доказательствами эволюции органического мира, но как происходило возникновение жизни на Земле, мы можем только предполагать. За всю историю человечество создало множество теорий и гипотез, которые пытались объяснить, как появилась жизнь на планете? Однозначного ответа о зарождении жизни на планете нет. Для того чтобы понять правильно ли каждый из вас разобрался в данном материале, предлагаю выполнить тест (УЭ-3) Приложение №1 для тех кто работал на компьютере, а для тех кто работал с книгами выполнить интерактивные задания №2, 4, 5, 6 на компьютере (с диска "Биология. Теория эволюции, основы экологии"). Домашнее задание: на выбор УЭ-4 Приложение №1. Заполните лист - рефлексии На уроке я работал Своей работой на уроке я Урок для меня показался За урок я Мое настроение Материал урока мне был Домашнее задание мне кажется (подчеркните) Упражнении "Комплимент" (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. |
Отвечают на вопросы. Жизнь - есть
способ существования белковых тел, и этот способ
существования состоит по своему существу в
постоянном самообновлении химических составных
частей этих тел. Свойства: рост, обмен веществ, питание, размножение, дыхание, выделение, раздражимость, саморегуляция и т.д. Дети высказываются. Возникает множество гипотез, споров. Ученики отвечают: "Доказательства". Найти в книгах, интернете т.д. Учащиеся в группах работают с одним из источников информации и готовятся к выступлению по следующим гипотезам: 1. Креационизм. 2. Теория стационарного состояния. 3. Самопроизвольное зарождение. 4. Панспермия. 5. Биохимическая эволюция. Выступают спикеры, группа отвечает на вопросы, выполняют УЭ-2. Учащиеся отвечают: "Биохимическая теория А.И. Опарина. Доказательства: эксперимент С. Миллер. В условиях кислородной атмосферы органические соединения быстро разрушаются, поэтому не могут накопиться и усовершенствоваться; существует огромное количество гетеротрофных организмов, которые используют любое скопление органических веществ для своего питания". Учащиеся выполняют тест на печатной основе, интерактивные задания на ПК. Для проверки: один ученик выполняет задания на интерактивной доске. Осуществляют рефлексию, подсчитывают баллы, выставляют в тетради себе оценки. Выполняют предложенное упражнение. |
Дополнительная литература и учебник для учащихся:
- Биология для поступающих в вузы / А. Г. Мустафин, Ф.К. Лакгуева, Н.Г. Быстренина и др.; Под ред. В.Н.Ярыгина. - М.: Высш. шк., 1995. 478 с.:ил.
- Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10 - 11кл. общеобразовательных учреждений/ В.И.Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред. акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова. - М.: Дрофа, 2005. - 368с.: ил.
- Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология/Сост. С.Т. Исмаилова. - 3-е изд. перераб.и доп. - М.: Аванта+, 1996. - 704с.:ил.
- Общая биология. /Под ред. Н.Д. Лисова. - Мн., 1999.