Конспект урока математики по теме "Трехзначные числа"

Разделы: Начальная школа


Дидактическая цель урока: создать условия для повторения изученного ранее материала и формирования новых знаний
Задачи урока:
  1. Развивающие
    1. Развивать умение рассуждать, делать выводы.
    2. Формировать познавательную активность.
  2. Образовательные
    1. Совершенствовать умение читать и записывать трехзначные числа, называть их разрядный состав.
    2. Повторить
    3. Продолжить работу по формированию вычислительных навыков.
  3. Воспитательные
    1. Воспитывать умение работать в коллективе.
    2. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, формировать умение правильно организовывать свою учебную деятельность.

Тип урока: комбинированный
Методы обучения: проблемно-поисковый; творческий, репродуктивный (беседа)
Формы познавательной деятельности: индивидуальная; групповая; фронтальная
Средства обучения:

  • учебник «Математика»,
  • тетрадь с печатной основой №2,
  • тетрадь «Учимся решать задачи» (автор Н.Б. Истомина, программа «Гармония»),
  • карточки с заданиями разного уровня сложности,
  • электронная презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.
    Организация класса, проверка готовности к уроку.
  2. Проверка домашнего задания.
    В ТПО:
    • №58
      - По какому правилу записаны числа в каждом столбике?
    • №59.
      - Прочитайте, какие числовые равенства записали.
  3. Устный счёт.
    №340
    • Уменьшай число 579 на 1, на 2, на 3, на 4.
    • Наблюдай, какая цифра изменяется в числе 579. (Цифра, обозначающая единицы)
    • Какие ещё числа можно вычесть из числа 579, чтобы изменилась только цифра, обозначающая единицы?
    №343
    • Увеличивай число 827 на 1дес., на 2 дес., на 3 дес., на 4 дес.
    • Наблюдай, какая цифра изменяется в числе 827. (Цифра, обозначающая десятки)
    • Какие ещё числа можно прибавить к числу 827, чтобы изменилась только цифра, обозначающая десятки?
    Вставь вместо пропущенные знаки + или -, а вместо числа.
    759   = 760;  920   = 919;
    800   = 799;  899   = 900.

    Физкультминутка.
    Упражнение для повышения работоспособности.

    «Сова». Ухватиться рукой за левое плечо и сжать его. Повернуть голову влево так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышать глубоко (говоря «ух»), развести плечи назад, посмотреть через другое плечо
    («ух»).

  4. Целеполагание.
    - Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы будем учиться называть и записывать трехзначные числа.)

  5. Работа над новым материалом.
    - Сегодня мы продолжим работу над разрядным составом трехзначных чисел, будем учиться решать задачи.

    Работа по теме урока: повторение разрядного состава: № 339.
    - Вставь числа в «окошки» и запиши верные равенства:

    937 = 900 + ___ + 7;  810 = 806 + ___;
    814 = ___ +  10  + ___;  937 = ___ +  37;
    598 = ___ + ___ + ___;  606 = 599 + ___ +  6.

    Разрядный состав трехзначных чисел

    В числе 536:   53 сотни 6 единиц
      53 десятка 6 единиц
      5 сотен 36 десятков

    615 =   600 + 15 + 0
      590 + 10 + 15
      600 + 10 + 5

    В числе 829:   82 дес.
      80 дес.
      8 дес.

    Соседи числа 900:   899 и 900
      899 и 901
      890 и 901

    Назови «лишнее» число в каждом ряду:

    345 436 543 354 453 435 534
    303 505 707 202 444 909 808
    123 234 345 346 456 567 678
    «Брейн-ринг»

    Какое число меньше 500 на 1? ____
    Какое число больше 345 на 5? ____
    На сколько 132 больше 130? _____
    Уменьшите 150 на 50. _____
    Напишите трехзначное число, в котором 6 сотен и оно меньше числа 630 ____
    Уменьшите 780 на 4 десятка. _____
    Увеличьте 400 на столько же. ______
    Назовите соседей числа 340. _____ и _____
    №341
    Можно ли утверждать, что значения выражений в каждом столбике одинаковы?

    600 + 100 + 15; 900 + 20 + 8; 500 + 4;
    400 + 300 + 15; 900 + 22 + 6; 400 + 100 + 4;
    700 + 9 + 6; 900 + 18 + 8; 400 + 104.
    Какие из данных выражений представляют собой суммы разрядных слагаемых?

    Физкультминутка. Упражнения на релаксацию. Зарядка для глаз. Массажа для кистей рук. Всё это обеспечивает:

    • Увеличение энергии
    • Состояние умиротворения и ощущение тепла внутри тела и вокруг него
    • Ощущение потока энергии внутри тела
    • Усиление ощущений
    • Уменьшение стресса и эмоциональных проблем
    • Увеличение ясности мысли
  6. Закрепление изученного материала.
    1. Работа в парах.

      Решение задачи №82 («Учимся решать задачи»).
      - Выберите данные, которыми можно дополнить текст, чтобы получилась задача.

      Бабушка испекла 15 пирожков с мясом, 12 – с рисом, остальные – с капустой. Сколько пирожков с капустой испекла бабушка, если ....

      - всего было 20 пирожков?
      - всего было 50 пирожков?
      - всего было 15 пирожков?

      - Нарисуйте схему, соответствующую задаче:

      Запишите решение задачи разными способами:

      1-й способ 2-й способ 3-й способ
      1) _________________ 1) _________________ 1) _________________
      2) _________________ 2) _________________ 2) _________________

      Ответ: ________________________________________________

    2. Самостоятельная работа: по карточкам разного уровня сложности.
      • 1 уровень.
        Начерти схему к каждой задаче. Запиши решения задачи выражениями:

        В гараже стоит 48 машин. Из них с легковых, а остальные - грузовые. Сколько грузовых машин в гараже?

        Схема: _________________________________
        Решение: _______________________________

        Замени буквы числами и реши задачу.
        Запиши 6 трёхзначных чисел, используя цифры 2, 7, 4.

      • 2 уровень.
        Начерти схему к каждой задаче. Запиши решение задачи выражением:

        В аквариуме было в рыбок. Сначала отсадили с рыбок, а потом добавили 7 рыбок. Сколько рыбок стало в аквариуме?

        Схема: _________________________________
        Решение: _______________________________

        Замени буквы числами и реши задачу.
        Запиши верные равенства, используя числа:

        200, 300, 400, 600, 700, 900.

  7. Подведение итогов урока.

    1. Рефлексия.
    2. Чему научились? Что теперь умеете делать лучше, чем раньше? - Что запомнилось, показалось интересным?
    3. Оценивание работы учащихся учителем.

  8. Домашнее задание.

    Составить арифметический диктант из 7 заданий на разрядный состав трехзначных чисел.