Цели:
1. Образовательные:
- изучить основные права гражданина России;
- внедрение использования проектной технологии в изучении предмета "Обществознание";
2. Развивающие:
- развитие самостоятельности учащихся при добыче знаний по теме урока;
- развитие умения составления краткосрочных проектов;
- развитие навыков работы с законодательными актами , нормативными документами;
- умение доказательно излагать мысли.
3. Воспитательные:
- продолжать формировать основы правовой культуры;
- продолжать содействовать воспитанию уважения к закону, патриотизма, гражданской позиции, уважение к правовым и социальным нормам.
Основные понятия и термины:
- Конституция, - политическое право, правовой статус человека, - социальное право, проект, - культурное право, гражданское право, экономическое право.
Форма урока:
Изучение новой темы с составлением проектной работы.
Эпиграф к уроку (написан на классной доске):
"Право существует для пользы человечества." (латинское изречение)
Оформление классной доски:
Таблички:
Гражданские (личные) права - связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства. |
Экономические права - возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности. |
Культурные права - обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом. |
Социальные права - притязания на достойный уровень жизни и благосостояние. |
Политические права - возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления. |
Ход урока
I.
А. Повторить с учащимися этапы проведения проектной работы.
Б. Повторить виды прав: гражданские, экономические, культурные, социальные, политические.
II. Изучение нового материала.
1 этап: подготовительный
Учитель делит учащихся класса на пять групп.
Учитель объясняет проблему урока:
Изучить главу 2 Конституции РФ - составить и защитить проектную работу по теме : "Мои права".
Учитель мотивирует деятельность учащихся:
Знание прав человека - это необходимость реальной жизни каждого человека. Знание прав необходимо важно для каждого человека, чтобы уметь правильно адаптироваться и жить в современном обществе.
Каждая группа получает задание: изучение Конституции РФ, главы 2 "Права и свободы человека и гражданина".
1 группа: получает задание изучить политические права человека.
2 группа: получает задание изучить экономические права человека.
3 группа: получает задание изучить гражданские права человека.
4 группа: получает задание изучить социальные права человека.
5 группа: получает задание изучить культурные права человека.
Учащиеся должны изучить статьи главы 2 Конституции РФ и заполнить таблицу. Далее учащиеся должны презентовать свою группу прав.
III этап: исследование.
Учащимися происходит изучение и отбор необходимой информации.
При изучении статей Конституции каждая группа заполняет свой раздел в следующей таблице:
Гражданские права | Политические права | Экономические права | Социальные права | Культурные права |
Учащиеся работают в своих группах: читают, обсуждают, дискутируют, спорят и вносят записи в таблицу по своему направлению изучения проблемы. Учащиеся готовятся к выступлению для защиты своей группы прав, им необходимо сделать свои выводы.
На данном этапе учитель наблюдает степень самостоятельности учащихся и оказывает лишь необходимую помощь (консультацию) учащихся.
IV этап: представление результатов исследования, отчет.
Этот этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, для демонстрации результатов.
Формы представления результатов могут быть разными.
На данном уроке учащимся представляется оформить и защитить проектную работу.
При демонстрации проектной работы (оформленная таблица, содержащая права человека) учащимся необходимо перечислить права и доказать, что данное право из данной группы прав.
Здесь от учащихся требуется кратко изложить свои мысли, логически выстроить сообщение, изготовить наглядность, выработать стройную манеру изложения сообщения.
В ходе выступления каждой группы возможны комментарии, исправления и доказательства предоставленной информации учащимися.
На данном этапе роль учителя заключается в обобщении результатов. Учитель резюмирует, дает оценку деятельности каждой группы учащихся, а затем работы группы в целом.
Этот этап требует от учителя особого внимания, так как здесь важным является научить учащихся преподнести добытые знания: рассказать, доказать, подвести итоги.
В ходе защиты проектной работы учащимися организуется временная творческая группа учащихся, которые оформляют итоговый проект всего класса.
Проект является кратковременным, исполненным в ходе одного урока, в рамках изучения одной темы.
PS. В ходе урока ведутся съемки. На следующий урок материал урока будет просмотрен поэтапно, для коррекции дальнейшей работы учащихся, для исправления ошибок в IV этапе выполнения проектной работы.
Домашнее задание:
- пр.11, стр.90-96.
- изучить Конституцию (главу II - обязанности человека)