Программа элективных курсов для 10–11-х классов по теме "Мир невидимых великанов"

Разделы: Химия


Пояснительная записка

Элективный курс «Мир невидимых великанов»- это курс о синтетических высокомолекулярных соединениях (пластмассах, волокнах, каучуках).

В настоящее время в программе по химии темы по изучению ВМС рассредоточены по всему курсу органической химии, но значение материалов в современной технике возрастает стремительно, поэтому есть смысл объединить этот материал.

Программа этого курса рассчитана на учащихся 10-11-х классов.

Цель курса

  • дать представление учащимся о значительной роли ВМС;
  • вызвать у них интерес и желание изучать химию;
  • помочь учащимся в сознательном выборе будущей профессии.

Содержание данного курса позволяет:

  • развивать идеи, заложенные в базовом курсе химии, дополнять их новыми, что существенно расширяет кругозор учащихся, повышает воспитательный потенциал обучения, подводит учащихся к пониманию материальности и познаваемости единого мира веществ, причин его многообразия;
  • в элективном курсе раскрывается принцип тесной связи науки и практики, что обеспечивает сознательное и основательное усвоение сведений о химических производствах, об использовании тех или иных веществ в жизни, способствует развитию инженерно-технического мышления учащихся, вооружает их экономическими знаниями;
  • значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможности формировать у уч-ся специальные умения и навыки работать с химическими веществами, выполнять химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве;
  • ознакомление учащихся с ролью химии в изучении полимеров, необходимых для развития общества, осуществляется при проведении экскурсий на различные химические предприятия города, знакомит уч-ся с наиболее массовыми химическими профессиями.

Содержание данного курса рассчитано на изучение в течение 20 часов и включает 5 разделов:

  1. Общая характеристика полимеров, классификация.
  2. Пластмассы.
  3. Семейство синтетических волокон.
  4. Каучуки.
  5. Заключение.

В них предусмотрено:

  • лекций - 5,
  • семинаров – 5,
  • практических занятий – 7,
  • экскурсий -3,
  • а также спланированы различные формы контроля, которые учитывают индивидуальные особенности учащихся и разный уровень их подготовки.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Формы контроля

лекции

семинары

практич. занятия

экскурсии

1

 Введение

1

1

 

 

 

См. учебно-методический план

2

Общая характеристика полимеров, классификация

1

1

 

 

 

3

Пластмассы

6

1

1

3

1

4

Семейство синтетических волокон

4

1

1

1

1

5

Каучуки

3

1

1

1

 

6

Заключение

5

 

2

2

1

 

Итого

20

5

5

7

3

УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

В том числе

Формы контроля

лекции

семинары

практич. занятия

экскурсии

1

 

Введение. Полимеры

завоёвывают мир

1

1

 

 

 

Сообщения учащихся

2

 

Общая характеристика

полимеров, классификация

1

1

 

 

 

Составление схем, тесты

3

 

Пластмассы

 

6

 

 

 

 

 

 

3.1

Термопластичные и

термореактивные

пластмассы

 

1

 

 

 

Составление схем

 

3.2

3.3

Практическое занятие №1«Получение пластмасс и исследование их свойств»

 

 

 

2

 

отчёт о практической работе

 

3.4

3.5

Практическое занятие №2 «Распознавание пластмасс»

 

 

 

2

 

отчёт, составление таблицы

 

3.6

Экскурсия на ЗАО «Токем»

 

 

 

 

1

отчёт

 

3.7

Семинар «Что чем заменить?»

 

 

1

 

 

рефераты, сообщения

4

 

Семейство синтетических волокон

4

 

 

 

 

 

 

4.1

Классификация волокон, их строение, свойства и получение

 

1

 

 

 

составление схем

 

4.2

Практическое занятие №1 «Определение волокон по их свойствам»

 

 

 

1

 

отчёт

 

4.3

Экскурсия на ООО

«Ортон»

 

 

 

 

1

отчёт

 

4.4

Деловая игра «Произ-

водство волокна»

 

 

1

 

 

защита проектов рефераты, таблицы, схемы, модели

5

 

Каучуки

3

 

 

 

 

 

 

5.1

Классификация, строение, свойства, получение каучуков

 

1

 

 

 

таблицы, схемы

 

5.2

Практическое занятие №1 «Каучук и резина»

 

 

 

 

 

отчёт

 

5.3

Семинар по теме «Каучук»

 

 

1

 

 

рефераты, таблицы, сообщения

6

 

Заключение

5

 

 

 

 

 

 

6.1

Экскурсия в КузГТУ на химический факультет

 

 

 

 

1

 отчёт

 

6.2

Решение расчётных задач по теме «Полимеры»

 

 

 

1

 

самостоятельная

работа

 

6.3

Итоговое тестирование по теме «Полимеры»

 

 

 

1

 

тесты

 

6.4

Конференция «Полимеры завоёвывают мир»

 

 

 

 

 

рефераты, таблицы, слайды, видеофильм

 

 

ИТОГО

20

5

5

7

3

 

Содержание программы

Тема 1. Общая характеристика полимеров. Классификация.

Занятие № 1

Высокомолекулярные вещества. Мономер, полимер, степень полимеризации, Структурное звено. Структуры, классификация.

Демонстрации: таблица «Структуры полимеров», «Классификация», «Отличие мономера от структурного звена»

Тема 2. Пластмассы

Занятие № 1

Понятие пластмасс. Классификация пластмасс, состав, свойства.Переработка пластмасс в изделия: литьё, формование, прессование. Демонстрация: коллекция «Пластмассы».

Занятия № 2-3

Практическое занятие № 1 «Получение пластмасс и исследование их свойств». Полистирол, полиметилметакрилат, фенолформальдегидные смолы. Отношение к нагреванию, кислотам, щелочам, бромной воде, растворителям. Изучение физических свойств: определение t0 размягчения, t0 каплепадения, t0 плавления.

Занятие № 4

Практическое занятие № 2 «Распознавание пластмасс». Таблица (см. приложение)

Занятие № 5

Экскурсия на завод пластмасс – завод «Токем» (бывший «Карболит»). Знакомство с технологическим процессом, аппаратами, принципом их работы, профессиями данного производства: инженер-технолог, литейщик пластмасс, формовщик. Перспективы развития данного производства, охрана труда, экологические аспекты.

Занятие № 6

Семинарское занятие «Что чем заменить?». Преимущество свойств пластмасс в сравнении с другими материалами: цветные металлы, древесина, стекло.

Тема 3. «Семейство синтетических волокон»

Занятие № 1

Полиамидные, полиэфирные, полиакрилнитрильные волокна, их получение, свойства. Преимущество и значение синтетических волокон.

Занятие №2

Практическое занятие № 1 «Определение волокна по их свойствам». Таблица (см. приложение)

Занятие № 3

Экскурсия на завод «Ортон» (бывший «Химволокно»). Знакомство с технологическим процессом, аппаратами, принципом их работы, профессиями данного производства: ткачиха, инженер-технолог, мотальщица, крутильщица, аппаратчик.

Занятие № 4

Деловая игра по теме «Производство волокна». Это производственное совещание. Ведёт его главный инженер. В работе совещания принимают участие: директор завода, главный инженер, начальник отдела снабжения, технический отдел, отдел защиты окружающей среды – эколог, отдел сбыта, начальник отдела кадров, экономисты, начальник химической лаборатории.

Задачи отделов: разработать химизм, оптимальные условия получения волокна, найти источники его сбыта и защитить окружающую среду от выбросов.

Тема 4. Каучуки

Занятие № 1

Многообразие каучуков: дивиниловый, бутадиеновый, бутадиено-стирольный, изопреновый, фторопреновый, силиконовый. Особенности их строения, свойства, области применения, профессии данного производства.

Занятие № 2

На практическом занятии «Каучук и резина» исследуем отношение каучука и резины к растворителям (бензолу и бензину); каучука к брому и проводим опыт – открытие серы в резине.

Занятие № 3

Рассматриваем вопросы истории создания и развития производства синтетического каучука в стране, значение русских и советских учёных в разработке основ технологии пр-ва СК.

Проходит защита технологических проектов и знакомство с профессиями и специальностями работников производства СК: инженер-технолог, химик-технолог, инженер по обслуживанию оборудования, инженер-лаборант, прессовщик, вулканизаторщик и др.

Тема 5. «Заключение»

Занятие № 1

Экскурсия на химический факультет КузГТУ с целью ознакомления уч-ся с факультетом и его отделениями, его материальной базой, условиями поступления и формами обучения, связью факультета с предприятиями города и области, трудоустройством выпускников.

Занятие № 2

Использование сформированных расчётных умений на основе глубокого понимания основ химии. Применение изученных количественных понятий, методов вычисления, алгоритмов.

Занятие № 3

Использование тренировочных тестов с целью оценки уровня усвоения материала, анализа невыполненных заданий. Подготовка учащихся к ЕГЭ.

Занятие № 4-5

Конференция «Полимеры завоёвывают мир» (см. приложение).

ЛИТЕРАТУРА:

  1. В.М. Чертков, И.Н. Пошатов. Строение и свойства органических веществ. - М:. Просвещение, 1995.
  2. А.М. Шур. В.М.С. – М:. Высшая школа,1968.
  3. Развитие представлений о природе полимеров. – Химия,1-е сентября № 1, 1998.
  4. З. Поляр. Химия на пути в третье тысячелетие. - М:. Мир,1987. В.Е. Эскин. Мир невидимых великанов. - М:. Наука,1976.
  5. Ю.В.Новиков. Экология, окружающая среда и человек.- М:. Фаир-пресс,2003.
  6. Задания по химии с производственным содержанием. - Министерство просвещения РСФСР Кемеровский филиал НИИ школ:. Кемерово,1988.
  7. И.Н. Чертков, П.Н. Жуков. Химический эксперимент с малым количеством реактивов. - М:. Просвещение,1989.
  8. Р.Г. Ключников. Практические занятия по химической технологии. -М:. Просвещение,1972.
  9. А.А. Каверина и др. Настольная книга учителя химии. - М:. Эксмо,2004.
  10. С.Б. Шустов, Л.В. Шустова. Химические основы экологии. - М:. Просвещение,1995.
  11. И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. Органическая химия-теория, упражнения, задачи и тесты. Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. -Красноярск:.2002.
  12. А.С. Корощенко. Контроль знаний по органической химии 9-11класс. Пособие для учителя. - М:. Владос. 2000-2003.
  13. Н.Н. Богданов. Тренировочные тесты по химии. – М:. Эксмо, 2004.
  14. Е.С. Барковский, А.Н. Врублевский. Тесты по химии. - М:. Аирис/пресс, Рольф,1999.
  15. А.В.Суворов. Сборник вопросов и задач по химии для средней общеобразовательной школы. Учебное пособие. - М:. АСТ. Астрель, 2001.