Пояснительная записка
Элективный курс «Мир невидимых великанов»- это курс о синтетических высокомолекулярных соединениях (пластмассах, волокнах, каучуках).
В настоящее время в программе по химии темы по изучению ВМС рассредоточены по всему курсу органической химии, но значение материалов в современной технике возрастает стремительно, поэтому есть смысл объединить этот материал.
Программа этого курса рассчитана на учащихся 10-11-х классов.
Цель курса
- дать представление учащимся о значительной роли ВМС;
- вызвать у них интерес и желание изучать химию;
- помочь учащимся в сознательном выборе будущей профессии.
Содержание данного курса позволяет:
- развивать идеи, заложенные в базовом курсе химии, дополнять их новыми, что существенно расширяет кругозор учащихся, повышает воспитательный потенциал обучения, подводит учащихся к пониманию материальности и познаваемости единого мира веществ, причин его многообразия;
- в элективном курсе раскрывается принцип тесной связи науки и практики, что обеспечивает сознательное и основательное усвоение сведений о химических производствах, об использовании тех или иных веществ в жизни, способствует развитию инженерно-технического мышления учащихся, вооружает их экономическими знаниями;
- значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможности формировать у уч-ся специальные умения и навыки работать с химическими веществами, выполнять химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве;
- ознакомление учащихся с ролью химии в изучении полимеров, необходимых для развития общества, осуществляется при проведении экскурсий на различные химические предприятия города, знакомит уч-ся с наиболее массовыми химическими профессиями.
Содержание данного курса рассчитано на изучение в течение 20 часов и включает 5 разделов:
- Общая характеристика полимеров, классификация.
- Пластмассы.
- Семейство синтетических волокон.
- Каучуки.
- Заключение.
В них предусмотрено:
- лекций - 5,
- семинаров – 5,
- практических занятий – 7,
- экскурсий -3,
- а также спланированы различные формы контроля, которые учитывают индивидуальные особенности учащихся и разный уровень их подготовки.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе |
Формы контроля |
|||
лекции |
семинары |
практич. занятия |
экскурсии |
||||
1 |
Введение |
1 |
1 |
|
|
|
См. учебно-методический план |
2 |
Общая характеристика полимеров, классификация |
1 |
1 |
|
|
|
|
3 |
Пластмассы |
6 |
1 |
1 |
3 |
1 |
|
4 |
Семейство синтетических волокон |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
5 |
Каучуки |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
|
6 |
Заключение |
5 |
|
2 |
2 |
1 |
|
|
Итого |
20 |
5 |
5 |
7 |
3 |
УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего |
В том числе |
Формы контроля |
||||
лекции |
семинары |
практич. занятия |
экскурсии |
|||||
1 |
|
Введение. Полимеры завоёвывают мир |
1 |
1 |
|
|
|
Сообщения учащихся |
2 |
|
Общая характеристика полимеров, классификация |
1 |
1 |
|
|
|
Составление схем, тесты |
3 |
|
Пластмассы
|
6 |
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Термопластичные и термореактивные пластмассы |
|
1 |
|
|
|
Составление схем |
|
3.2 3.3 |
Практическое занятие №1«Получение пластмасс и исследование их свойств» |
|
|
|
2 |
|
отчёт о практической работе |
|
3.4 3.5 |
Практическое занятие №2 «Распознавание пластмасс» |
|
|
|
2 |
|
отчёт, составление таблицы |
|
3.6 |
Экскурсия на ЗАО «Токем» |
|
|
|
|
1 |
отчёт |
|
3.7 |
Семинар «Что чем заменить?» |
|
|
1 |
|
|
рефераты, сообщения |
4 |
|
Семейство синтетических волокон |
4 |
|
|
|
|
|
|
4.1 |
Классификация волокон, их строение, свойства и получение |
|
1 |
|
|
|
составление схем |
|
4.2 |
Практическое занятие №1 «Определение волокон по их свойствам» |
|
|
|
1 |
|
отчёт |
|
4.3 |
Экскурсия на ООО «Ортон» |
|
|
|
|
1 |
отчёт |
|
4.4 |
Деловая игра «Произ- водство волокна» |
|
|
1 |
|
|
защита проектов рефераты, таблицы, схемы, модели |
5 |
|
Каучуки |
3 |
|
|
|
|
|
|
5.1 |
Классификация, строение, свойства, получение каучуков |
|
1 |
|
|
|
таблицы, схемы |
|
5.2 |
Практическое занятие №1 «Каучук и резина» |
|
|
|
|
|
отчёт |
|
5.3 |
Семинар по теме «Каучук» |
|
|
1 |
|
|
рефераты, таблицы, сообщения |
6 |
|
Заключение |
5 |
|
|
|
|
|
|
6.1 |
Экскурсия в КузГТУ на химический факультет |
|
|
|
|
1 |
отчёт |
|
6.2 |
Решение расчётных задач по теме «Полимеры» |
|
|
|
1 |
|
самостоятельная работа |
|
6.3 |
Итоговое тестирование по теме «Полимеры» |
|
|
|
1 |
|
тесты |
|
6.4 |
Конференция «Полимеры завоёвывают мир» |
|
|
|
|
|
рефераты, таблицы, слайды, видеофильм |
|
|
ИТОГО |
20 |
5 |
5 |
7 |
3 |
|
Содержание программы
Тема 1. Общая характеристика полимеров. Классификация.
Занятие № 1
Высокомолекулярные вещества. Мономер, полимер, степень полимеризации, Структурное звено. Структуры, классификация.
Демонстрации: таблица «Структуры полимеров», «Классификация», «Отличие мономера от структурного звена»
Тема 2. Пластмассы
Занятие № 1
Понятие пластмасс. Классификация пластмасс, состав, свойства.Переработка пластмасс в изделия: литьё, формование, прессование. Демонстрация: коллекция «Пластмассы».
Занятия № 2-3
Практическое занятие № 1 «Получение пластмасс и исследование их свойств». Полистирол, полиметилметакрилат, фенолформальдегидные смолы. Отношение к нагреванию, кислотам, щелочам, бромной воде, растворителям. Изучение физических свойств: определение t0 размягчения, t0 каплепадения, t0 плавления.
Занятие № 4
Практическое занятие № 2 «Распознавание пластмасс». Таблица (см. приложение)
Занятие № 5
Экскурсия на завод пластмасс – завод «Токем» (бывший «Карболит»). Знакомство с технологическим процессом, аппаратами, принципом их работы, профессиями данного производства: инженер-технолог, литейщик пластмасс, формовщик. Перспективы развития данного производства, охрана труда, экологические аспекты.
Занятие № 6
Семинарское занятие «Что чем заменить?». Преимущество свойств пластмасс в сравнении с другими материалами: цветные металлы, древесина, стекло.
Тема 3. «Семейство синтетических волокон»
Занятие № 1
Полиамидные, полиэфирные, полиакрилнитрильные волокна, их получение, свойства. Преимущество и значение синтетических волокон.
Занятие №2
Практическое занятие № 1 «Определение волокна по их свойствам». Таблица (см. приложение)
Занятие № 3
Экскурсия на завод «Ортон» (бывший «Химволокно»). Знакомство с технологическим процессом, аппаратами, принципом их работы, профессиями данного производства: ткачиха, инженер-технолог, мотальщица, крутильщица, аппаратчик.
Занятие № 4
Деловая игра по теме «Производство волокна». Это производственное совещание. Ведёт его главный инженер. В работе совещания принимают участие: директор завода, главный инженер, начальник отдела снабжения, технический отдел, отдел защиты окружающей среды – эколог, отдел сбыта, начальник отдела кадров, экономисты, начальник химической лаборатории.
Задачи отделов: разработать химизм, оптимальные условия получения волокна, найти источники его сбыта и защитить окружающую среду от выбросов.
Тема 4. Каучуки
Занятие № 1
Многообразие каучуков: дивиниловый, бутадиеновый, бутадиено-стирольный, изопреновый, фторопреновый, силиконовый. Особенности их строения, свойства, области применения, профессии данного производства.
Занятие № 2
На практическом занятии «Каучук и резина» исследуем отношение каучука и резины к растворителям (бензолу и бензину); каучука к брому и проводим опыт – открытие серы в резине.
Занятие № 3
Рассматриваем вопросы истории создания и развития производства синтетического каучука в стране, значение русских и советских учёных в разработке основ технологии пр-ва СК.
Проходит защита технологических проектов и знакомство с профессиями и специальностями работников производства СК: инженер-технолог, химик-технолог, инженер по обслуживанию оборудования, инженер-лаборант, прессовщик, вулканизаторщик и др.
Тема 5. «Заключение»
Занятие № 1
Экскурсия на химический факультет КузГТУ с целью ознакомления уч-ся с факультетом и его отделениями, его материальной базой, условиями поступления и формами обучения, связью факультета с предприятиями города и области, трудоустройством выпускников.
Занятие № 2
Использование сформированных расчётных умений на основе глубокого понимания основ химии. Применение изученных количественных понятий, методов вычисления, алгоритмов.
Занятие № 3
Использование тренировочных тестов с целью оценки уровня усвоения материала, анализа невыполненных заданий. Подготовка учащихся к ЕГЭ.
Занятие № 4-5
Конференция «Полимеры завоёвывают мир» (см. приложение).
ЛИТЕРАТУРА:
- В.М. Чертков, И.Н. Пошатов. Строение и свойства органических веществ. - М:. Просвещение, 1995.
- А.М. Шур. В.М.С. – М:. Высшая школа,1968.
- Развитие представлений о природе полимеров. – Химия,1-е сентября № 1, 1998.
- З. Поляр. Химия на пути в третье тысячелетие. - М:. Мир,1987. В.Е. Эскин. Мир невидимых великанов. - М:. Наука,1976.
- Ю.В.Новиков. Экология, окружающая среда и человек.- М:. Фаир-пресс,2003.
- Задания по химии с производственным содержанием. - Министерство просвещения РСФСР Кемеровский филиал НИИ школ:. Кемерово,1988.
- И.Н. Чертков, П.Н. Жуков. Химический эксперимент с малым количеством реактивов. - М:. Просвещение,1989.
- Р.Г. Ключников. Практические занятия по химической технологии. -М:. Просвещение,1972.
- А.А. Каверина и др. Настольная книга учителя химии. - М:. Эксмо,2004.
- С.Б. Шустов, Л.В. Шустова. Химические основы экологии. - М:. Просвещение,1995.
- И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. Органическая химия-теория, упражнения, задачи и тесты. Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. -Красноярск:.2002.
- А.С. Корощенко. Контроль знаний по органической химии 9-11класс. Пособие для учителя. - М:. Владос. 2000-2003.
- Н.Н. Богданов. Тренировочные тесты по химии. – М:. Эксмо, 2004.
- Е.С. Барковский, А.Н. Врублевский. Тесты по химии. - М:. Аирис/пресс, Рольф,1999.
- А.В.Суворов. Сборник вопросов и задач по химии для средней общеобразовательной школы. Учебное пособие. - М:. АСТ. Астрель, 2001.