“Вы не можете научить человека чему-нибудь;
Вы можете только помочь ему понять это самому”
Галилео Галилей
Интернет-технологии, которые быстро осваиваются современными школьниками, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов.
В настоящее время особое значение приобретает проблема эффективности применения информационных и коммуникационных технологий при обучении физике в общеобразовательной школе, тесно связанная с оптимизацией учебного процесса. Проблема эффективности применения ИКТ рассматривается с точки зрения применения электронных образовательных ресурсов.
Применение ИКТ дает возможность учителю более глубоко осветить тот или иной теоретический вопрос, помогает учащимся вникнуть более детально в те физические процессы и явления, изучить важные теоретические вопросы, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей.
Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ.
Информационные технологии в обучении физике способствуют:
- Интенсификации процесса обучения, увеличению доли продуктивной деятельности.
- Расширению информационной и иллюстративной базы урока, повышение доступности учебной информации.
- Дифференциации различной деятельности на уроке (возможность дифференцировать цели и задачи урока в соответствии с индивидуальными особенностями и уровнем обученности каждого учащегося; дифференцировать формы и типы учебной деятельности на уроке).
- Обеспечению индивидуального подхода к каждому учащемуся в соответствии с уровнем его обученности, его пожеланий и мотивов.
- Индивидуальному отбору контрольного материала, объективизации оценки знаний учащихся и повышению оперативности контроля знаний.
- Развитию личности учащегося, самоподготовке учащихся к самостоятельной и продуктивной деятельности в условиях информационного общества.
Тем не менее, ни одна образовательная технология не является универсальной и применимой в любых ситуациях. Очень часто применение ИКТ в обучении физике не целесообразно. Можно привести примеры данных учебных ситуаций:
- В течение всего урока (сообщение нового материала) учитель демонстрирует мультимедийный курс при объяснении, пользуясь рисунками, анимациями, а учащиеся читают текст, повторяющий текст учебника, на экране.
- Реальный физический эксперимент, самостоятельные наблюдения учащихся заменяются демонстрацией компьютерных экспериментов в тех ситуациях, когда возможно и целесообразно проводить именно реальные наблюдения (колебания математического маятника, движение тела по наклонной плоскости и т.п.).
- Живая речь, определяющий фактор коммуникативного поведения педагога, заменяется дикторским текстом, озвучивающим модели, анимации и определения в ЭОР.
Активная познавательная деятельность учащихся, возникающая при применении ИКТ в обучении физике, может возникать и протекать при соблюдении определенных условий, связанных с содержанием, формами и методами обучения.
Эффективность использования ЭОР тесно связана с методами использования интерактивных моделей. Интерактивные модели можно просто использовать для демонстрации физического процесса, явления, а можно использовать для проведения интерактивных экспериментов.
Полный уровень интерактивности международные эксперты характеризуют разнообразием реакций учащегося на многочисленные учебные запросы и расширением спектра способов взаимодействия. В таком режиме предполагаются манипуляции с объектами на экране, использование распознавания речи, применение имитационного моделирования, сложная навигация, адаптируемая компьютером к уровню текущих знаний пользователя.
Применение информационных технологий различается по уровням деятельности (таблица 4).
Таблица 4.
Уровень деятельности |
Примеры действий учителя |
Примеры действий учащихся |
Пассивный |
Показ рисунков и фотографий из мультимедийных курсов Показ интерактивных моделей и задание учащимся вопросов |
Чтение с экрана текста из мультимедийных курсов Просмотр интерактивных моделей и ответы на вопросы учителя |
Деятельностный |
Работа с интерактивными моделями в рамках выполнения лабораторных работ Организация тестирования как у доски (коллективная работа, проектор), так и индивидуально, компьютерный класс |
Выполнение лабораторных работ Выполнение тестовых заданий и решение задач |
Творческий |
Задания учащимся по интерактивным моделям и моделирующим средам в творческом виде |
Самостоятельное исследование Создание учащимися нового продукта – интеллектуального, познавательного |
Работа с ЭОР легко вписывается в традиционный урок и позволяет учителю организовывать новые виды учебной деятельности. В качестве примера рассмотрим урок с использованием ЭОР, интерактивных моделей, коллекции ЦОР:
Урок обобщения и систематизации знаний
Тема урока: Законы Ньютона.
Тип урока: урок обобщения, закрепления и развития знаний, умений, навыков.
Структура урока: сообщение учащимся цели предстоящей работы; воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий; выполнение учащимися различных заданий, задач; проверка выполнения работ; обсуждение допущенных ошибок и их коррекция; домашнее задание.
Вид учебного занятия: комбинированный урок с применением информационных технологий на уроке.
Цель урока: систематизировать и обобщить пройденный материал, закрепить знания, полученные по теме законы Ньютона, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач, расширить кругозор учащихся, развивать коммуникативные способности.
Образовательные задачи:
- систематизировать и углубить знания учащихся по теме «Законы Ньютона».
- показать границы применения этих законов.
- актуализация опорных знаний.
Развивающие задачи:
- формирование способности преобразования учащимися способов своей деятельности;
- способствовать формированию научного мировоззрения на основе классической механики.
Воспитательные задачи:
- развитие памяти, логического мышления, умения анализировать, обобщать и применять изученный материал.
Оборудование к уроку:
- ЭОР «Электронные образовательные ресурсы»,
- ЦОР «Библиотека электронных наглядных пособий»,
- презентация к уроку по теме,
- проектор,
- экран,
- компьютер,
- интерактивная доска,
- компьютер для индивидуальной работы,
- оборудование для проведения физического эксперимента (стакан, почтовая открытка, монета; лист фанеры, цилиндры, радиоуправляемая модель автомобиля; нить, грузы, штатив).
Ход урока
1. Организация начала урока.
2. Объявление темы. Постановка целей урока учащимися.
Используется презентация (модуль) для интерактивной доски. Слайды 1 – 3
3. Повторение материала идет по слайдам презентации (модуля) и с использованием модулей ЦОР.
Учащиеся заносят ответы к задачам на индивидуальные листы. Результат проверяется и сдается учителю. Возможно использование персональных компьютеров для индивидуальной работы.
Слайды 4 – 9 (иработа с файлами:__ .swfи __ .оms).
4. Физкультминутка «Поездка в автобусе». Слайд 10.
5. Обобщение материала происходит при заполнении таблицы.
Ученикам предлагается заполнить таблицу, выполнить экспериментальную задачу работая в группах, оформив на больших листах. Результат работы защищается у доски делегированным участником группы, за работу выставляется оценка. Слайды 11– 13.
6. Предложенные ответы сравнивают с эталоном и проставляют баллы на листах.
Затем переносят баллы на слайд Защита проектов, таким образом, учащиеся наглядно видят свою оценку. Слайд 14 – 15.
7. Рефлексия учебной деятельности.
Представители групп располагают яблоки на дереве. Слайд 16.
8. Подведение итогов занятия.
Заключительное слово учителя:
Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика – отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника.
Разбуженного джина познания нельзя снова спрятать в темную заплесневелую бутылку. С того счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого.
Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у и вас жажду новых познаний, ведь «великий океан истины» по-прежнему расстилается перед вами не исследованным до конца.
9. Информация о домашнем задании. (По выбору). Слайд 17.
- Подготовить вопросы
- б истории открытия Ньютоном закона всемирного тяготения
Повышение профессиональной квалификации в области компьютерных технологий позволяет педагогу использовать современные средства обучения, работать на одной площадке с учениками. Более того, в современных условиях важнейшей задачей образования является не только получение учениками определенной суммы предметных знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков. Умение ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Задача формирования информационной культуры школьника, а, следовательно, повышение его компетентности, является одной из важнейших задач любого учителя-предметника работающего в рамках деятельностно-компетентностного подхода.
«Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировывать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки».
А.А. Леонтьев,
доктор филологических наук,
доктор психологических наук,
профессор, академик РАО
Приложение 2. (Раздаточный материал)