В данной работе мы продолжаем развивать тему интеграции курсов математики и физики. Без математического аппарата невозможно изучение ни одного раздела школьного курса физики. Рассмотрение отдельных тем или вопросов требует от учащихся более осознанного владения математическими навыками. Ярким примером является тема «Прямолинейное равнопеременное движение». Использование таких математических понятий как функция и ее производная, предел функции, построение и чтение графиков линейных и квадратичных функций органически вплетаются в физический материал. В то же время умения и навыки, полученные на уроках физики, дают возможность разнообразить математический материал.
Цель: изучение прямолинейного равнопеременного движения, знакомство с кинематическими характеристиками данного вида движения (мгновенной скоростью, ускорением). Рассмотрение функциональных зависимостей, описывающих прямолинейное равнопеременное движение. Формирование умений, связанных с графическим представлением кинематических величин, описывающих прямолинейное равнопеременное движение.
Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
Определение цели, постановка задач.
2. Изучение нового материала
Введение понятия мгновенной скорости, алгоритм определения мгновенной скорости тела.
Рисунок 1
Введение понятия мгновенного ускорения, алгоритм определения мгновенного ускорения тела.
Рисунок 2
Определение прямолинейного равнопеременного движения.
Рисунок 3
Графики зависимости модуля и проекции ускорения от времени при равнопеременном движении.
Рисунок 4
График зависимости проекции скорости от времени при равнопеременном движении, графический смысл ускорения. Точки пересечения графика с осями скорости и времени.
Описание по графику прямолинейного равнопеременного движения.
Рисунок 5
Иллюстрация к выводу формулы зависимости проекции вектора перемещения от времени при прямолинейном равнопеременном движении графическим способом. Графики зависимости координаты от времени при прямолинейном равнопеременном движении.
Рисунок 6
3. Практическое задание.
По графику зависимости проекции скорости от времени дать характеристику движения и построить график зависимости координаты от времени.
Рисунок 7
4. Итог урока. Домашнее задание.