«Как известно, мнения педагогов относительно значения домашней работы школьников необыкновенно противоречивы. Одни совершенно отрицательно относятся к домашним работам, другие приписывают им важнейшую роль, есть, наконец, и множество промежуточных мнений. В большинстве случаев, однако, всё это чисто догматические утверждения, не имеющие за собой каких-либо бесспорных оснований».1
«Домашние задания при всей своей очевидной необходимости зачастую становятся в педагогике предметом дискуссий. Многие авторы, в основном придерживающиеся западных педоцентристских концепций обучения и воспитания, выступают за отмену домашних заданий, считая, что полное усвоение учебного материала должно происходить в школе при координирующем участии педагога, а домашние задания приводят к перегрузкам. Другие учёные – сторонники традиционной дидактики – считают домашнее задание необходимым условием закрепления изученного, определённой формой самостоятельной работы школьников».2
В вышеприведённых цитатах два педагога выражают отношение учёных и педагогов своего времени к домашней работе школьников. В обоих высказываниях видна нерешённость вопросов в области домашней учебной работы школьников. На первый взгляд ничего необычного в этих цитатах нет, однако временная разница этих высказываний составляет более ста лет (1904 – 2006). «Прошло сто лет…», а «воз и ныне там». Вопросы, связанные с домашними заданиями, так и остались дискуссионными. В связи с тем, что в педагогике не изучены и не сформулированы основные «постулаты», позволяющие учителю опереться на них в своей практике, каждый педагог решает проблему домашнего задания самостоятельно, исходя из своих взглядов и опыта, не всегда руководствуясь «педагогикой здравого смысла».
Известно, что вопросы, связанные с домашними заданиями, вызывают жаркие споры в течение не одного века. На мой взгляд, это связано с тем, что в педагогике не изучены и не сформулированы основные «постулаты», позволяющие учителю опереться на них в своей практике, каждый педагог решает проблему домашнего задания самостоятельно, исходя из своих взглядов и опыта, не всегда руководствуясь «педагогикой здравого смысла».
Проблема организации домашней работы содержит массу противоречий.
Изучая материалы по теме, я посмотрела на проблему домашнего задания с разных точек зрения: мамы, ребенка, учителя. Некоторые из позиций оказались диаметрально противоположными.
Перед вами два сиквейна.
Домашнее задание.
Полезное, интересное.
Выполнять, повторять, размышлять.
Без терпения нет умения.
Знание.Домашнее задание
Утомительное, нудное
Занимаюсь, не отдыхаю, устаю
Домашнее задание – очень неудобно
Время.
Немудрено догадаться, какой из них принадлежит учителю, какой ученику. Может ли домашняя работа принести пользу, если учитель и ученик вкладывают в нее разный смысл?
В «Программе модернизации российской школы» говорится о том, что не устраивает в сегодняшнем образовании всех участников процесса обучения.
«Учителей больше всего не устраивает неуспеваемость детей в прямом смысле этого слова – многие дети не успевают усвоить к заданному сроку обязательный программный материал….»!
Родителей не устраивает то, что для обеспечения успехов детей в учебе приходится прибегать к помощи репетиторов (нередко из числа самих школьных учителей), дополнительным занятиям дома, а подчас и к выполнению домашних заданий за детей. Родителей не устраивает то, что за школьные успехи дети часто платят здоровьем, что они не застрахованы от унижений и оскорблений…»
«Учащихся не устраивает то, что в условиях школы постоянно приходится ожидать каких-либо неприятностей, что школа претендует на все их свободное время, хотя для нормального развития детей важна не только школьная учеба, но необходимы и творческие занятия, и спорт, и общение со сверстниками».
Но всё-таки домашние задания являются неотъемлемой частью учебного процесса.
Домашняя работа учащихся – это особый вид индивидуальной самостоятельной работы, который проходит без руководства учителя. Домашнее задание – неизбежная составная часть и необходимое дополнение к уроку, потому что лишь единение урочной и внеурочной работы учащихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели.
Как мы уже заметили, конкретные цели домашнего задания, тесно связанные с одной из главных целей современного образования – научить учиться. «Научить учиться – значит сформировать у учащихся ценностные мотивы учения, развить в них способность использовать различные источники информации (как школьные, так и внешкольные), научить их использовать эффективные приёмы познавательной деятельности, помочь учащимся понять сам смысл учения».
И задача как учителя, так и воспитателя, помочь ребёнку сделать процесс выполнения домашнего задания творческим.
Домашнее задание – как и все педагогические мероприятия – способствуют развитию личности учащегося. В домашнюю учебную работу учащихся, как правило, включаются задания, корректирующие возникшие пробелы в знаниях. Это могут быть упражнения на определённое правило, решение задач и примеров определённого типа, заучивание словарных слов.
Установлено, что чаще всего плохо справляются с домашними заданиями ученики, либо не владеющие приёмами учебного труда, либо не усвоившие программный материал, либо имеющие недостатки в развитии. Причины можно разделить на три группы:
1. Отсутствие общих учебных умений:
- не владеют приёмами учебного труда;
- не усваивают программный материал;
- не умеют выделять учебную задачу и предмет освоения в изученном материале.
2. Недостатки в развитии ВПФ:
- неустойчивое внимание;
- замедленный темп работы;
- инертность мышления;
- слабые навыки чтения;
- низкий уровень речевой культуры;
- отрицательное отношение к учению.
3. Отношения с участниками образовательного процесса:
- трудности в общении с учителем;
- трудности в общении с родителями; воспитателями
- трудности в общении со сверстниками.
Существует несколько видов домашних заданий:
- Индивидуальные. Включают в себя тренировочные и творческие задания повышенной трудности для учащихся.
- Дифференцированные. Задания репродуктивного, конструктивного и творческого уровня.
- Творческие. Составление схем, моделей, кроссвордов, ребусов, сочинение сказок, защита проектов.
- Задания массивом. Пересказы текстов, чтение наизусть стихотворений, решение задач на выбор из предложенного материала по желанию ученика.
Выделяют три уровня домашнего задания:
- 1-й уровень – обязательный минимум. Его цель – закрепление знаний. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.
- 2-й уровень – тренировочные. Они направлены на отработку умений и доведения их до автоматизма. Это домашнее задание выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу.
- 3-й уровень – творческие. Их цель – добывание новых знаний, подготовка к их восприятию; развитие творческих способностей. Эти задания выполняются учениками на добровольных началах.
Существует ряд требований к организации домашней учебной работы:
- Систематичность. Если задание даётся от случая к случаю, если оно не записывается в дневник, то нет уверенности в том, что кто-то из учеников не забудет его выполнить.
- Обязательность выполнения и проверки домашнего задания.
- Посильность домашнего задания – по степени трудности оно должно быть равно или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.
- Разнообразие заданий, предусматривающее задания творческого характера. Дифференциация домашнего задания.
- Постепенное и последовательное усложнение заданий.
Взаимосвязь классной и домашней работы я осуществляю по следующим направлениям:
- содержание и приемы выполнения домашнего задания являются продолжением и закреплением классных заданий и упражнений;
- подготовка к домашней работе проводится в классе – разъясняются цель, учебная задача, способы выполнения и контроля задания. Установлено, что успешность выполнения домашнего задания зависит от того, как подробно дан инструктаж характера и последовательности операций, какими памятками рекомендовал пользоваться учитель;
- обеспечивается систематический контроль и самоконтроль учащегося за ходом и результатами домашней учебной работы.
Рассмотрим факторы, которые влияют на успешность выполнения домашней работы. Их можно разделить на две группы: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся: правильный режим работы; оборудование места для занятий; определение оптимального порядка приготовления уроков. К внутренним факторам относятся: умение регулировать собственное поведение; умение быстро включаться в работу.
Начнем с умения регулировать собственное поведение. Практика показывает, что родителям, воспитателям не всегда удается справиться именно с этой проблемой.
В школе все очень просто. Учитель полностью управляет учебным процессом, деятельностью ученика. Иное дело дома. Там никто не руководит поведением школьника так, как это делает учитель в классе. Все необходимые «команды» ученик должен отдать себе сам. А он зачастую или не знает этих «команд» или не умеет, отдать их себе, или не умеет выполнять их. Следовательно, научить детей учиться – значит научить их организовывать свое внешнее поведение. Что же мы делаем для этого? Взрослым важно выработать у ребенка привычку быстро переключаться с одного дела на другое; отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным; не позволять ребенку игнорировать указания; приучать делать всё необходимое с первого напоминания.
Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Казалось бы, не всё ли равно, в какое время ребёнок готовит уроки, лишь бы задания были тщательно выполнены. Однако это далеко не так. Специальные исследования показали, что воспитание привычки к систематичной работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без которого не могут быть достигнуты серьёзные успехи в учёбе. Вот почему садиться за уроки надо всегда в одно и то же время. Поначалу это требует определённых усилий со стороны школьника, но постепенно вырабатывается привычка. Хорошо известно, что школьник, привыкший заниматься в одно и то же время, не только чувствует приближение этого времени, но, более того, у него появляется к этому времени осознанное или неосознанное предрасположение к умственной работе. Что, несомненно, влияет на качество выполняемой работы.
Одно из важных правил приготовления уроков заключается в том, чтобы начинать работу немедленно. Чем дольше человек оттягивает начало работы, тем более длительным будет период «втягивания» или «вхождения». Поэтому, обучая детей тому, как учиться, мы приучаем их, приступать к делу сразу, без раскачки с первых дней пребывания в школе. Если этого не сделать, то при глубокой запущенности занятия становятся трудными и неприятными, учёба превращается в отбывание тяжёлой повинности, теряется интерес.
Рассмотрим ещё один важный момент, которому взрослые порой не придают значения. Речь идет о том, что школьник должен иметь постоянное место для занятий, полностью отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям. Хорошо организованное рабочее место настраивает ученика на серьёзную работу, сокращает период «втягивания» в неё. В школе мы с первых дней приучаем ребёнка правильно организовывать рабочее место и даём понять, что это место должно быть только для работы. Это помогает выработать у ученика привычку к внутренней мобилизации с момента начала занятий.
Много споров вызывают вопросы: «В каком порядке делать уроки?», «С чего следует начинать: с устных или письменных, трудных или легких, интересных или скучных?» Ответить на эти вопросы нелегко, прежде всего, потому, что нет, и не может быть единого порядка приготовления уроков, рационального для всех школьников. Для некоторых детей является проблемой сделать выбор, с какого задания начинать выполнение домашней работы. Они могут очень долго мучаться над ее решением. Целесообразно предложить им начинать выполнение заданий с самых легких. Таким образом, у ребят оказывается выполненными большее количество задач и упражнений, что порождает чувство удовлетворенности.
Обычно в начальных классах учитель рекомендует начинать приготовление уроков с письменных заданий, а потом переходить к устным заданиям. Для учеников 1 и 2 классов такая рекомендация бывает оправданной, так как дети ещё не привыкли к длительным учебным нагрузкам и быстро утомляются. Поэтому этим ученикам приготовление уроков следует начинать с наиболее трудных заданий, то есть письменных.
Как же приучить ребёнка самостоятельно оценивать трудности выполняемой работы? Для начала пусть сам школьник попытается расположить по степени трудности заданные на сегодня уроки, а после того как они выучены, посмотреть, согласен ли он сам со своей предварительной оценкой трудности. Когда он научится это делать более или менее безошибочно, он должен определить, какие из изучаемых в школе предметов ему выполнять легче, а какие труднее. Научившись сопоставлять трудность различных школьных предметов, ученик будет уже в состоянии представить себе сложность задаваемых на сегодня уроков.
Необходимо довести до сознания ребёнка одну простую истину: только повторяя урок самому себе, друзьям, родителям, можно убедиться, выучил ты его или нет. Иначе говоря, показать контролирующую функцию повторения. Мы приучаем детей в школе всё время сравнивать свою работу с образцом. Чем раньше поймёт школьник необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше. Родители часто допускают ошибку, беря на себя большую часть контроля над выполнением домашнего задания. Слов нет, на первых порах подобная помощь необходима. Но, оказывая её, взрослые должны всё время помнить, что главная цель заключается в том, чтобы всему этому постепенно научить самого ребёнка. В противном случае ребёнок не чувствует ответственности за плохо выполненное задание, не проявляет самостоятельности. Чтобы учащиеся могли планировать свои действия, определять учебную задачу заданий, мы обучаем их пользоваться памятками.
Ну и в заключении мне бы ещё хотелось назвать формулу «Трёх У» : Уверенность = Успех = Удовольствие. Ребёнок готов заниматься любым учебным предметом:
- если ему понятна суть работы;
- если он видит позитивный результат, который положительно оценивается окружающими;
- если, справившись с трудным заданием, он испытывает удовлетворение.
Домашняя учебная работа приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, учит планировать время, воспитывает чувство ответственности, инициативу и активность школьника, создает благоприятные условия для углубления знаний, развития способностей и интересов, одним словом, является результатом успешной учёбы в школе.
Заканчивая разговор о проблеме домашнего задания, я хочу отметить актуальность данной темы, отметить, что домашние задания школьников были и остаются в поле зрения прогрессивных учителей, которые смысл обучения видят не только в многознании. Разработка системы домашних заданий, отвечающей сегодняшним целям образования и современным школьникам, очень актуальна. Домашнее задание по нормам СанПиН составляет 4,5 года, что заставляет задуматься всех о разумном его использовании! Такой ресурс времени непозволительно использовать бесцельно, поэтому решение всех обозначенных выше проблем и вопросов объективно необходимо.
1 Л. С. Домашняя и школьная работа. //Вестник воспитания. - СПб, 1904, №7, с.56.
2 Сафаров М.А. Домашнее задание по обществознанию в старших классах: содержание и методика организации. // Образование в современной школе. - М., 2006, №7, с.17.