Цели урока:
- ознакомить учащихся с причинами, ходом и результатами индустриализации и коллективизации;
- продолжить формирование умений работать с историческим документом, картой, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, самостоятельно делать выводы;
- воспитывать глубокое уважение к трудовому подвигу рабочих, чувство патриотизма; подвести к пониманию того, что данные процессы в экономике сопровождались трагическими страницами.
Каждому учащемуся выдается технологическая карта с перечнем заданий. Самостоятельной работе учащихся предшествует краткий инструктаж, занимающий не более 1 минуты, так как необходимая информация содержится в раздаточном материале. Данная работа рассчитана на два урока.
УЭ – 0
В результате работы ты должен узнать: различные точки зрения на оценку итогов развития СССР в 30-е годы и выработать свое отношение к ним или дать свою оценку по этой исторической проблеме.
Основные понятия: пятилетка, индустриализация, коллективизация, колхоз, двадцатипятитысячник, стахановец, экстенсивное развитие, репрессии.
Источники:
- учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт «История России XX – начало XXI века». 9 класс
- документы по теме «История России. Люди, нравы, события: взгляды и оценки (1881 – 2005 гг.). М:, «Лада», 2005г.
- атлас «Отечественная история XX век», М: Роскартография; 2007 г.
№ УЭ |
Учебный материал с указанием заданий |
Руководство по указанию учебного материала |
УЭ - 1 |
Экономическое положение страны в середине 20-х годов Цель: выяснить причины хлебозаготовительного кризиса и пути выхода из него 1. Используя материалы учебника, с.141, определи причины кризиса 1927 – 1928 гг. и пути выхода из него. Запиши в тетрадь. Сделай вывод. |
Постарайся выполнить работу за 7-10 мин. Записи в тетради должны быть точными и четкими. |
УЭ - 2
|
Индустриализация в годы первых пятилеток. Ее итоги. Цель: определить цель, сущность, последствия индустриализации для страны. Данные представить в таблице (приложение 1). 1. Прочитай учебник (§23, с.170). Выдели цели индустриализации, запиши в таблицу. 2. Используя материалы учебника (с.) и документы (приложение 2), заполни 3-й столбик фактами, характеризующие каждую особенность индустриализации. |
Постарайся выполнить работу за 20 минут. |
3. На контурной карте «СССР в 1922 – 36 гг.» укажи основные стройки первых пятилеток. |
На карте работай карандашами |
|
УЭ - 3 |
Курс на сплошную коллективизацию; методы ее проведения и итоги Цель: дать определение коллективизации, определить методы ее проведения, итоги; дать оценку данному процессу 1. Изучи исторические документы (приложение 3). Ответь на вопросы письменно: А) с какой целью проводилась коллективизация? Б) когда должна была завершиться коллективизация? В) какими методами осуществлялась коллективизация? Г) с какой целью «двадцатитысячники» приезжали на село? Д) каковы итоги коллективизации? 2. Отметь на контурной карте районы голода 1932-1933 гг. Что послужило причиной голода? Обсуди вопрос с товарищем. |
Постарайся выполнить работу за 15 минут. Ответы давай четкие, записывай кратко |
УЭ - 4
|
Закрепление изученного материала Цель: закрепить изученный материал, дать оценку своей работе; определить вопросы, которые остались неясны. 1. Ответь на вопросы теста:
2. Заполни таблицу с основными понятиями (приложение 4). |
|
3. Выскажи свое отношение (письменно) к тем экономическим процессам, которые происходили в СССР в 1930-е годы. 4. Оцени свою работу по пятибалльной шкале. Выпиши вопросы, которые остались неясны. |
Свой ответ обосновывай фактами |