Технология модульного обучения на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • ознакомить учащихся с причинами, ходом и результатами индустриализации и коллективизации;
  • продолжить формирование умений работать с историческим документом, картой, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, самостоятельно делать выводы;
  • воспитывать глубокое уважение к трудовому подвигу рабочих, чувство патриотизма; подвести к пониманию того, что данные процессы в экономике сопровождались трагическими страницами.

Каждому учащемуся выдается технологическая карта с перечнем заданий. Самостоятельной работе учащихся предшествует краткий инструктаж, занимающий не более 1 минуты, так как необходимая информация содержится в раздаточном материале. Данная работа рассчитана на два урока.
УЭ – 0

В результате работы ты должен узнать: различные точки зрения на оценку итогов развития СССР в 30-е годы и выработать свое отношение к ним или дать свою оценку по этой исторической проблеме.

Основные понятия: пятилетка, индустриализация, коллективизация, колхоз, двадцатипятитысячник, стахановец, экстенсивное развитие, репрессии.

Источники:

  • учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт «История России XX – начало XXI века». 9 класс
  • документы по теме «История России. Люди, нравы, события: взгляды и оценки (1881 – 2005 гг.). М:, «Лада», 2005г.
  • атлас «Отечественная история XX век», М: Роскартография; 2007 г.

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по указанию учебного материала

УЭ - 1

Экономическое положение страны в середине 20-х годов

Цель: выяснить причины хлебозаготовительного кризиса и пути выхода из него

1. Используя материалы учебника, с.141, определи причины кризиса 1927 – 1928 гг. и пути выхода из него. Запиши в тетрадь. Сделай вывод.

Постарайся выполнить работу за 7-10 мин. Записи в тетради должны быть точными и четкими.

УЭ - 2

 

Индустриализация в годы первых пятилеток. Ее итоги.

Цель: определить цель, сущность, последствия индустриализации для страны. Данные представить в таблице (приложение 1).

1. Прочитай учебник (§23, с.170). Выдели цели индустриализации, запиши в таблицу.

2. Используя материалы учебника (с.) и документы (приложение 2), заполни 3-й столбик фактами, характеризующие каждую особенность индустриализации.

Постарайся выполнить работу за 20 минут.

3. На контурной карте «СССР в 1922 – 36 гг.» укажи основные стройки первых пятилеток.
4. Запиши в таблицу итоги и последствия индустриализации.

На карте работай карандашами

УЭ - 3

Курс на сплошную коллективизацию; методы ее проведения и итоги

Цель: дать определение коллективизации, определить методы ее проведения, итоги; дать оценку данному процессу

1. Изучи исторические документы (приложение 3). Ответь на вопросы письменно:

А) с какой целью проводилась коллективизация?

Б) когда должна была завершиться коллективизация?

В) какими методами осуществлялась коллективизация?

Г) с какой целью «двадцатитысячники» приезжали на село?

Д) каковы итоги коллективизации?

2. Отметь на контурной карте районы голода 1932-1933 гг. Что послужило причиной голода? Обсуди вопрос с товарищем.

Постарайся выполнить работу за 15 минут.

Ответы давай четкие, записывай кратко

УЭ - 4

 

Закрепление изученного материала

Цель: закрепить изученный материал, дать оценку своей работе; определить вопросы, которые остались неясны.

1. Ответь на вопросы теста:

  1. Сущностью коллективизации было:
    А) огосударствление сельского хозяйства;
    Б) создание частного крестьянского хозяйства;
    В) возрождение крестьянской общины;
    Г) продажа за рубли дешевого хлеба.
  2. К основным целям индустриализации СССР не относится:
    А) ликвидация экономической отсталости;
    Б) создание мощной оборонной промышленности;
    В) развитие тяжелой промышленности;
    Г) развитие легкой промышленности.
  3. Для 1930 – х годов были не характерны:
    А) паспортный режим для всего населения;
    Б) прописка и запрет на проживание без нее;
    В) трудовая книжка, необходимая для работы;
    Г) свобода передвижения и места проживания.
  4. Коллективизация проходила в условиях:
    А) господства рыночной экономики;
    Б) стихийного развития экономики;
    В) плановой системы хозяйства;
    Г) интеграции экономики в мировой рынок.
  5. Индустриализация в СССР привела:
    А) к падению промышленного производства;
    Б) к развитию легкой промышленности;
    В) интеграции экономики в мировой рынок;
    Г) созданию оборонной промышленности.
  6. Назовите причины хлебозаготовительного кризиса в СССР в конце 20-х годов:
    А) низкие закупочные цены на зерно;
    Б) недостаток промышленных товаров;
    В) неурожай в ряде районов страны;
    Г) высокие налоги на сельхозпродукцию;
    Д) нехватка сельскохозяйственной техники.
  7. Назовите главные итоги коллективизации:
    А) сокращение сельского населения на 1/3;
    Б) резкое сокращение поголовья крупного рогатого скота;
    В) рост количества колхозов по все стране;
    Г) отчуждение крестьян от собственности и результатов своего труда.

2. Заполни таблицу с основными понятиями (приложение 4).

 

3. Выскажи свое отношение (письменно) к тем экономическим процессам, которые происходили в СССР в 1930-е годы.

4. Оцени свою работу по пятибалльной шкале. Выпиши вопросы, которые остались неясны.

Свой ответ обосновывай фактами