Деятельность детей в раннем дошкольном возрасте

Разделы: Работа с дошкольниками


Ранний возраст - это чрезвычайно важный период в развитии человека. Именно в этом возрасте закладывается фундамент личности. При этом общение со взрослыми и совместная деятельность с ними являются основными источниками развития ребенка. Поэтому, решающими факторами формирования психики детей являются виды общения взрослых с ними.

В периодизации Д.Б. Эльконина выделяются следующие виды деятельности:

  • непосредственно-эмоциональное общение (0-6 мес.);
  • предметно-манипулятивная деятельность (6-12 мес.);
  • предметно-орудийная деятельность (12-18 мес.);
  • отобразительная игра (18-24 мес.);
  • сюжетно-ролевая игра (с 2- 6-7 лет);
  • учебная деятельность (младший школьник);
  • интимно-личностное общение (подросток);
  • учебно-профессиональная деятельность (юношеский возраст);
  • трудовая деятельность (взрослый человек).

Именно на эти виды деятельности надо опираться, способствуя развитию ребенка на каждой возрастной ступени. Ведущий вид деятельности ребенка до 3 лет - предметная игра. Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение материала происходит незаметно.

Известно, что малышам очень сложно сосредоточиться на чем-либо, а если это случается то на очень кратковременный срок. Поэтому проведение занятий с детьми раннего возраста можно считать искусством. Для этого необходимо привлечь внимание детей художественным словом, интересным, сюрпризным моментом, неожиданной радостью восприятия. Взрослому необходимо активно поддерживать любую деятельность детей относительно игрушки, что является важным фактором формирования у малышей познавательной активности.

Также для концентрации внимания способствует индивидуальное обращение к малышу. Содержание речи легче адаптировать для уровня развития каждого ребенка.

При организации игр-занятий необходимо придерживаться следующих принципов:

  • посильность требований;
  • постепенность усложнения.

Многочисленные исследования показали, что ребенок учится лучше, и научиться большему в процессе самостоятельной деятельности с окружающим миром. Приобретение личного опыта - наиболее ценно для ребенка. Таким образом, в функции воспитателя входит не только непосредственная организация деятельности детей, но и реализация индивидуальных интересов и потребностей детей.

Представляем примерные занятия для детей возраста 1.6 - 2 года. (См. приложения) Данные практические занятия отражают наглядно-действенный характер мышления, развивают мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, развивают память и воображение. В занятие включена подвижная игра т.к. особое значение в развитии ребенка имеют именно они, которые способствуют физической активности детей, профилактики нарушений осанки, плоскостопия и других заболеваний. Таким образом, в деятельность ребенка необходимо включать как подвижные так и настольные, дидактические игры.

Особо важно - доброжелательное отношение к ребенку. Если взрослые поддерживают их в игре, дети становятся более уверенными, у них повышается самооценка. Помните наши малыши беззащитны перед взрослыми, и ждут от нас только хорошего.

Приложение.