Тип урока: Урок закрепления и обобщения материала.
Вид урока: Обобщающая игра-путешествие.
Цели урока:
- формирование коммуникативных умений учащихся;
- социализация личности (поддержка друг друга, взаимодействие, культура общения между учащимися и учителем);
- развитие интеллектуальных способностей и умений;
- овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития.
Основные принципы обучения:
- Общность цели и задач (дается одно задание на группу).
- Индивидуальная ответственность (одно поощрение на группу, зависящее от вклада каждого).
- Равные возможности успеха для всех (распределение ролей капитаном согласно уровню знаний)
Учебные задачи урока:
- Представить материал в нетрадиционной форме для усиления неформального запоминания ключевых аспектов темы.
- Закрепить умения составления электронных и электронно-графических формул элементов, расчета относительной молекулярной массы вещества и доли каждого элемента.
- Закрепить понятия химический элемент, изотоп, электрон, протон, нейтрон, относительная атомная масса.
- Закрепить основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Оборудование:
- таблица "Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева";
- карта-план урока
- раздаточный материал
- компьютеры, телевизор.
Используемые педагогические технологии: технология сотрудничества - обучение в малых группах, технология критического мышления, информационные технологии
Виды работы учащихся:
- по дидактическим целям: самостоятельные работы для повторения опорных знаний, для систематизации знаний, для закреплений и умений путем применения их в новой ситуации;
- по характеру познавательной деятельности: копирующего характера (репродуктивные), частично-поисковые (эвристические) и исследовательского характера;
- по форме организации работы учащихся: групповые, индивидуальные;
- по источнику знаний и средств обучения: работа с таблицами, раздаточным материалом, устное и письменное решение упражнений, работа с электронными тестами.
Организационные условия:
- Столы сдвигаются попарно и располагаются так, чтобы учащимся было удобно слушать учителя и работать в группе.
- Формируются стабильные разнородные по уровню обученности группы по 5-6 человек
- Выбор членами команды капитана, который будет распределять роли внутри группы.
- Каждый член команды должен защитить одно задание.
- Каждая группа получает бланки с заданиями.
- Оценки за индивидуальную работу суммируются в группе.
Содержательная часть
Стадия вызова, создание проблемной ситуации.
(Основная задача стадии вызова - пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. На этой стадии озвучиваются цели урока, происходит мотивация их дальнейшей деятельности).
1. Вступительное слово учителя:
- Завис, завис проклятый комп!
Знать, электроны в проводах присели
Чуть отдохнуть. Так электронный тромб
Мой комп оставил не при деле.
И я сижу: пустой экран
А мне писать свое творенье.
Меня же комп оставил без движенья.
Войдешь в знакомый кабинет,
А там - детей десятки, толпы.
На протяженье многих лет
Судьба учить. И виснут компы:
1. Игра "Верю - не верю?" (2 мин) .
Вопросы: Верите ли вы в то, что:
1. Электроны могут заставить компьютер зависнуть.
2. Только электроны входят в состав атома.
3. Электроны положительные частицы.
4. Количество нейтронов и электронов одинаковое.
5. Атомная масса равна количеству электронов
6. Все электроны имеют одинаковые электронные орбитали.
7. У всех элементов одинаковое строение атома.
Озвучивание целей урока:
- Сегодня на уроке мы с вами закрепим полученные знания по теме "Строение атома", повторим символы химических элементов, продолжим выполнять расчеты молекулярной массы веществ и доли элементов.
(Заранее, я по желанию ребят разделила класс на четыре равноценные группы. В каждой группе был выбран капитан.)
2. Химический диктант: (5 мин)
Проводится в виде игры "Поймай мяч". Учитель бросает мяч каждому учащемуся при этом называет химический элемент - учащийся ловит мяч и называет атомную массу. По одному учащемуся от группы выполняют индивидуальное задание по определению атомных масс элементов на компьютере - тест с выбором ответа. Учащиеся, по окончании работы на компьютере сразу получают оценки.
Стадия осмысления:
(На стадии осмысления учащиеся сталкиваются с новой информацией; они пытаются решить поставленную задачу, опираясь на сведения, полученные ранее).
3. Анализ знаний учащихся. (10 мин)
Учитель: Случилось это. Вчера вечером. Было уже поздно, на улице темно и неуютно. Дома все заснули, а я все готовлюсь к урокам. Устало опускаю голову и почти засыпаю. В короткий миг между сном и явью мне вдруг показалось, что слышу чьи-то голоса. Голоса все громче и громче спорят, прислушиваюсь и узнаю ведь это инопланетяне. Просыпаюсь, смотрю в окно и все забываю. Прихожу в школу, открываю кабинет и вижу их портреты и записку. Следы от их ног еще не смыла вода.
На карточках в форме следов детских ног написаны задания - "анаграммы" для каждого учащегося. Сначала учащиеся составляют название химического элемента, затем дают ему характеристику по плану. По одному человеку от группы составляют характеристику химического элемента у доски, еще по одному - проходят электронный тест на компьютере. Остальные учащиеся выполняют задания на местах в рабочих тетрадях.
Из оставшихся букв учащиеся в группах составляют слова.
"Скорее открой письмо "
4. Конкурс "Прятки с формулами" (10 минут) (Слайд 6)
В письме от инопланетян есть еще одна просьба:
- Дорогие ребята! В нашем инопланетном корабле есть склянки с некоторыми реактивами, но этикетки постарели и символы некоторых элементов не видны, но известна относительная молекулярная масса веществ в склянках. Вставьте недостающий элемент. Помогите нам!!!
Учащиеся работают в парах.
H2-O3 | - NO3 | - SO4 | H3- O4 |
H -O3 | Mg - O4 | Al -O4 | K-NO3 |
Cu -O4 | Na -O3 | Ca- O4 | Na-H |
Какой элемент есть во всех веществах? (Кислород).
Вычислите его процентное содержание в каждом веществе и выясните, в каком веществе его больше.
5. Повторение правил ТБ. (3 мин).
Ребята! При работе в химическом кабинете мы должны помнить правила техники безопасности:
Учащиеся по очереди вспоминают и анализируют шуточные стихи о правилах ТБ.
1. Вы спиртовку от спиртовки зажигайте очень смело.
Ведь фитиль у вас хороший, пламя яркое столбом.
И не страшно, если брюки вспыхнут быстро, незаметно.
Но зато соседка ваша не пойдет уж больше стричься-
Ерш волос на голове ей напомнит об огне.
2. Ну а если что-то хочешь ты в штативе закрепить,
Зажимай пробирку в лапке и не бойся, если треснет
И осколки острым краем вдруг вопьются прямо в глаз.
Пара глаз - ведь это роскошь.
Как Кутузов, одноглазый ты теперь и навсегда.
6. Физминутка. (3 мин).
Проверка "химического зрения".
Учащимся предлагается, как Кутузову закрыть один глаз и называть по очереди символы химических элементов.
H C S P
Cu O K Zn N Cl
H Al Na Fe Cu Ag
N Ca C Zn S Cl K P
Al P Na Cu H O Fe Cl N S
K N C Ag Fe H O S Ca Cu Al Cl Na
Стадия рефлексии.
(На стадии рефлексии происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими информации. Учащиеся высказывают свое мнение и аргументируют его).
7. Рефлексия.
На столах у учащихся лежат вырезанные из бумаги руки. На одной стороне руки ученики пишут, что им понравилось на уроке, на другой, что не понравилось.
8. Домашнее задание, подведение итогов урока, выставление оценок.