Разработка урока с использованием регионального компонента "Основные понятия об этнографии. Исследователи Якутии" (9-й класс)

Разделы: География, История и обществознание

Класс: 9


Цели и задачи: научить учащихся основным понятиям этнографии, также ознакомить с исследователями этнографии Якутии.

Этапы

Деятельность учителя

Новая тема Прошлым и настоящим у народов (этносов) занимается множество наук, но есть специальная дисциплина, главная задача которой - изучение характерных черт народов мира. В разных странах она именуется не одинаково. Ее иногда называют этнологией, иногда народоведением, а у нас называют этнографией.

Этнография - наука, основным объектом изучения которой является народы мира. Однако такое представление об исследовательском объекте этнографии установилось не сразу. В прошлом одни ученые считали ее объектом человека, другие культуру, третьи общество. И хотя было распространено мнение что объект этнографии- народы. Свойства входящие в этносы людей это прежде всего общие черты и отличительные особенности, проявляющиеся в различных сферах образа жизни. Одну из важнейших среди этих сфер представляет язык. Он служит главным средством общения лиц, входящих в соответствующий этнос. Наряду с языком первостепенная роль в функционирования этносов принадлежит культуре. В первую очередь это касается тех компонентов, которые имеют традиционный, массовый характер проявляясь в повседневном быту. В области материальной культуры таковы традиционные виды жилища, хозяйственной утвари, одежды, пищи и тому подобные. В духовной культуре это обычаи, обряды, народное искусство, религия и так далее. Непременным свойством этноса является этническое самосознание. Важный компонент этнического самосознания - представление об общности происхождения, реальную основу которого составляет определенную общность исторических судеб этноса и их предков на всем протяжении его существования.

Возникновение каждой этнической общности (этногенез) обусловлено непосредственными контактами входящих в него людей. Общность территории выступает прежде всего как условие формирования этноса. В месте с тем она является также важнейшим условием самопроизводства этноса, обеспечивая развития хозяйственной деятельности, культуры, быта и психики.

Исследователи этнографии Якутии.

Этногенез и этническая история народов нашей страны продолжает оставаться в центре внимания современной этнографии. Достигнуты определенные успехи и в изучении тюркских народов Сибири.

Народ саха, получивший мировую известность как якутский народ, имеет богатую, интересную и во многом загадочную историю. Наука еще не установила и вряд ли точно установит, где прародина этого народа, когда и как сложился он в отдельный этнос, какие причины и когда побудили его на такое далекое переселение, какими путями и когда появился он на средней Лене и как началась и продолжилась его жизнь на этом новом месте.

Тем не менее этногенез якутов и формирование их культуры фактически не стали еще предметом специального целостного исследования.

Этногенез и формирование культуры - это взаимосвязанные процессы. Поэтому изучение происхождения материальной и духовной культуры народа дает добротный материал по этногенезу. Вместе с тем каждому народу соответствует неповторимая, свойственная только ему разновидность традиционной культуры.

Ю.В.Бромлей писал, что ''этнос- многоплановое ,сопряженное с самыми различными общностями людей'' явление и, хотя этнические общности отличаются известной устойчивостью, они ''не остаются неизменными''. Л.Н.Гумилев объяснил понятие этнос; ''Этнос- не просто скопище людей, теми или иными чертами похожих друг на друга, а система различных по вкусам и способностям личностей, продуктов их деятельности, традиций вмещающей географической среды, этнического окружения

Ученых и путешественников, побывавших в Якутии, давно привлекала проблема происхождения якутского народа и его культура. Этот интерес подогревался еще тем, что якуты- единственный из всех тюркоязычных народов, оказавшихся так далеко отброшенным от своего этнического массива и в силу этих обстоятельств сумевший сохранить архаические реликты ''первоначального прошлого''.

Отличие якутов по языку и культуре от ближайших своих соседей, тунгусов и палеоазиатских племен, и их близость к скотоводческим народам Сибири и Центральной Азии были настолько очевидны, что уже в первых исторических известиях о них высказывалось предположение о появлении якутов из других регионов, расположенных далеко к югу от Средней Лены.

В.Л.Серошевский в своем широко известном труде выделил специальную главу ''о южном происхождении якутов''. Особенно интересно его мнение о том, что '' весь переход якутов с юга в места настоящего жительства длился очень долго . Возможно даже, что он совершался по частям в несколько промежутков, разделенных веками, и что в состав якутского народа вошли родственные племена. Для доказательства южного происхождения якутов он широко привлекал языковый, фольклорный и этнографический материал.

Оригинальную концепцию выдвинул В.В.Радлов, по его мнению первоначально язык якутов принадлежал какому-то неизвестному языку не тюрского происхождения, который долгое время подвергался влиянию монгольского наречия и только потом перешел в семью тюркских якутов.

Целостное изучение проблемы происхождения якутов с привлечением огромного фольклорного и этнографического материала впервые осуществлено Г.В.Ксенофонтовым. Основной вывод Г.В.Ксенофонтова сводился к тому, что ''современные якуты- народ смешанного происхождения''. Основная идея ученого, освобожденная от пространных комментариев и отчасти вымыслов, сводившаяся к тому, что в становлении якутского народа принимали участие тунгусо и монголоязычные племена при доминирующем положении тюркоязычных, была подвержена в ходе дальнейшего исследования этого вопроса. Эта концепция стала первым обоснованным научным фундаментом в деле дальнейшего изучения проблемы происхождения якутского народа.

Н.А.Аристов в своей работе '' Заметки об этническом составе тюрских племен и народностей '' довольно высказался за енисейское происхождение якутов. Он пишет : " Основываясь на якутских преданиях , на тождестве имени "саха" с "сагай" и на множестве этнографических данных, свидетельствующих не только о южном, но и об енисейском происхождении якутов, можно вместе большинством писателей, касавшихся этого вопроса, считать весьма вероятным, что якуты представляют собою часть тюркского племени сагай, перешедшего с Енисея в бассейн Лены и получившего сильные примеси в аборигенах этой страны тунгусах и в соседних с него с юга бурятах".

Аристов признает трудным лишь разрешение вопроса о времени переселения якутов на Лену, но, руководствуясь тем, что русские застали их в начале XVII века довольно многочисленным народом, он время этого переселения относит к эпохе не позже XIII или XIV веков.

Изложенные воззрения Аристова по вопросу о происхождении якутов нужно дополнить еще одним положением, который он выдвинул, на основании рассмотрения родового состава различных тюркских племен и исторических известий о них он перечисляет ''несколько главных тюркских племен, которые легли в основу существующих ныне народностей''. В числе этих главных тюркских племен Аристов намечает большое племя сака, остатком которых являются якуты-саха

А.П.Окладников считал, что формирование народа саха последовательно проходила сначала в Прибайкалье (курыканская эпоха), затем в верховьях Лены (лесные предки якутов) и оттуда на Среднюю Лену якутское переселение происходило где-то в первой половине XVI века или даже в конце XV века. Эта концепция стала общепризнанной, хотя слишком поздняя дата переселения основного состава якутов на Среднюю Лену не раз подвергалась сомнению исследователей.

В 1960-70 годах И.В.Константинов в процессе формирования якутского народа выделил четыре этапа:

  • докурыканский (гуннский) - с конца I тыс. до н.э. и до VI века н.э.;
  • курыканский - VI-X веках;
  • монгольский - XI-XIII веках;
  • якутский - XV-XVIвеках.

В соответствии с этими этапами происходило формирование антропологического типа якутов. Переселение якутов на Среднюю Лену датируется И.В.Константиновым примерно XV веке и рассматривается им как одноактовое явление, то есть как переселение довольно компактной этнической волны, представляю щей вполне сложившуюся этническую общность.

И.Е.Зыков также делит этническую историю якутов на три этапа:

- Таштыкский (I век до н. э. - V век н. э), протекавший на котловине. От этой этнической первоосновы в V веке откололась основа прибайкальский курыкан-тюркоязычное ядро будущих якутов.

- Курыканский (VI-Xв.в.).

- Древнеякутский (XI-XIIв.в.).

Этногенез якутов происходила с начала в Прибайкалье, затем в верховьях Лены и завершились оформлением древних якутов

Нанести на контурной карте места первых заселений якутов.

Литература:

  1. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Ленинград: 1991.
  2. Основы этнографии. Токарев С.А. М.:1968.
  3. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай сахалар. Очерки по древней истории якутов, Якутск, 1992.
  4. Бромлей Ю.В. Маркова Г.Е. Этнография. М.:1982.