Цели: обратить внимание родителей на положительные стороны и недостатки общения ребенка с телевизором, показать влияние телевизионных просмотров на психику подростков.
Форма проведения: обмен мнениями.
Вопросы для обсуждения:
- статистика и цифры о роли телевидения в жизни ребенка;
- влияние телепередач на формирование характера и познавательной сферы ребенка.
Вопросы для дискуссии:
- семья получает квартиру и наполняет ее предметами обихода. Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода? Аргументируйте;
- какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка?
- как, на ваш взгляд, необходимо организовать общение ребенка с телевизором? Назовите возможные варианты.
Подготовительная работа: анкетирование детей по теме собрания; изучение с помощью психолога предпочтительности в выборе телепередач учащимися класса, составление телепрограммы класса (ребята составляют телепрограмму на неделю и включают телепередачи, которые они смотрят в течение недели, психолог проводит хронометраж времени и оценивает значимость этих передач, затем анализирует качество времяпровождения подростка у телевизора); разработка анкет для родителей.
Ход собрания
I. Постановка проблемы.
Учитель. Телевизор в жизни ребенка - это хорошо или плохо? Сколько и что должны смотреть дети? Нужно ли выключать телевизор, если мы считаем, что передача ребенку будет неинтересна? Эти и другие вопросы требуют ответа сегодня, потому что завтра они могут утратить свою актуальность, ваш ребенок может пренебречь вашим мнением, если раньше вы позволяли ему смотреть телевизор без всяких запретов.
II. О чем свидетельствуют статистические данные.
Учитель. Посмотрите, что обнаружили статистики:
- две трети наших детей в возрасте от 6 до 14 лет смотрят телевизор ежедневно;
- время ежедневного просмотра телепередач ребенка составляет в среднем более 2-х часов;
- 50 % детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключения;
- 25 % детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд;
- 38 % ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга своего времяпровождения на первое место поставили телевизор, исключая при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьей.
Возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям. Напрасно, я хочу показать вам результаты статистики в классе.
Опрос детей проводился по следующим вопросам:
- Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?
- Ты смотришь телевизор один или со своей семьей?
- Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?
- Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты бы заказал волшебнику, чтобы жизнь была интересной?
III. Экскурсия по художественной выставке “Я смотрю телевизор”.
Учитель. Прослушав статистику и услышав ответы детей, возникают вопросы: что же делать? А нужно ли что-то делать? Возможно, стоит просто запретить просмотр телепередач или ограничить ребенка определенными программами.
IV. Обмен мнениями.
Родители обсуждают вопросы:
- Что дает ребенку телевизор?
- Есть ли в просмотре телепередач что-то положительное?
На доске записаны ответы детей:
- возможность расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний;
- возможность нахождения ответов на те вопросы, которые остались безответными после обращения к взрослым из-за их занятости;
- возможность понять с помощью телевизора, что такое “хорошо” и что такое “плохо”;
- развитие познания, повышение культурного уровня;
- знакомство с различными явлениями в разных областях знаний;
- развитие воображения, фантазии, эмоциональной сферы;
V. Подведение итогов собрания.
Учитель вручает родителям памятку с правилами по профилактике телемании, комментирует их.
Памятка родителям по профилактике телемании у детей
1. Совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра взрослыми и детьми на последующую неделю.
2. Обсуждение любимых телепередач взрослых и детей после просмотра.
3. Выслушивание мнения детей “за” и “против” по поводу взрослых передач и мнения взрослых в отношении детских телепередач.
4. Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребенка.
5. Необходимо помнить о том, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, свыкнется с ними и даже может испытать при этом удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра.
Домашнее задание родителям.
1. Обратите внимание, сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора.
2. Проанализируйте, какие телепередачи он предпочитает.
3. Задает ли ребенок вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу.
4. Выясните у ребенка, в какой передаче он хотел бы сам принять участие.
5. В заключение учитель зачитывает высказывания детей на тему “Телевизор для меня - это...”.