Урок русского языка в 4-м классе по теме "Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы"

Разделы: Начальная школа


Цели: закреплять знания о способах определения спряжения глаголов, формировать умение правильно писать безударные личные окончания; познакомить детей с разноспрягаемыми глаголами; развивать орфографическую зоркость; развивать устную и письменную речь.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

- Давайте настроимся на работу. Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Поможет вам в этом стихотворение.

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду - все в действие придет.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растет.

- О чем же это стихотворение?

- Да, вы, верно, отгадали тему урока: "Глагол". Сегодня мы продолжим работу над темой "Глагол", посмотрим, как вы подружились с этой ошибкоопасной частью речи. Обязательно узнаем что - то новое. Так, что будьте внимательны.

2. Упражнения по чистописанию (на доске)

-ешь, - ет, - ем, - ете, - ут, - ют

-Запишите красиво.

-А что вы вспомнили, когда писали? (Это окончания глаголов).

-На что указывают эти окончания? (1 спряжение)

-А на второй строке запишите окончания 2 спряжения.

-Прочитайте. Кто сделал так?

-Молодцы!

3. Часть речи - глагол.

-Как вы думаете, что может рассказать о себе глагол? Вспомните его характеристику.

Часть речи.

Обозначает действие предмета.

Отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? И др.

Изменяется по временам, числам, лицам, родам (в пр.в.).

Имеет начальную форму.

В предложении чаще всего бывает сказуемым.

-Молодцы! Вы все вспомнили о глаголе.

4. Глаголы играют в прятки

-А сейчас намного поиграем. Игра называется "Глаголы играют в прятки". Найдите 10 спрятанных здесь глаголов (они расположены в клеточках по вертикали и по горизонтали). Выпишите их в столбик и укажите спряжение. (Работа в парах).

к м л о в и т ь л р р
й п е р е х о д и т т
к о т с р а г а п а а
о м е и т з п р и с с
н п т д е й р и с м м
й к ь е т о л т н д д
и е с т ь т н ь п т т
п е т ь р и о д ю ю о
н й н о т д ш м в в я
щ к а н а о п л ы ы т

По горизонтали: ловить-2, переходить-2, есть-2, плять-1, петь-1.

По вертикали:лететь-2, сидеть-2, вертеть-2, дарить-2, стоять-2.

5. Физминутка.

-Давайте проверим задание. Но при этом поиграем. Если этот глагол 1 спряжения - хлопаем в ладоши, 2 спряжения - встаем.

-Выполнили и это задание.

6. Знакомство с разноспрягаемыми глаголами.

-Откройте Обратный словарь сначала на - ать, а потом на - еть. Найдите и выпишите глаголы, напечатанные крупными буквами и выделенные жирным шрифтом. Их два.

Бежать, хотеть.

-Попробуйте определить спряжение этих глаголов.

-Ничего не получается? Да эти глаголы особенные. Эти глаголы называются РАЗНОСПРЯГАЕМЫМИ глаголами. Давайте вместе посмотрим, как они спрягаются (учебник стр.131)

-Посмотрите на личные окончания глагола БЕЖАТЬ. Какие окончания? (Они ударные).

-Поэтому нужно запомнить сами формы. Некоторые малыши иногда говорят неправильно: ты побегешь, они бежат. Но вы, конечно, таких речевых ошибок уже не делаете!

-Посмотрите еще раз внимательно на личные окончания глагола БНЖАТЬ. К какому спряжению относятся почти все его формы?

-А какая форма имеет окончание другого спряжения?

-А вот у глагола ХОТЕТЬ - все напополам. Как вы это понимаете? (ед.ч. - 1 спр., мн.ч. - 2 спр.)

-Какая форма глагола не будет у вас вызывать затруднение?

-Почему? (мн.ч. - ударное)

-Форма глагола ХОТЕТЬ с трудом осваивают малыши. Они часто делают ошибки в выборе глагольной формы. Послушайте отрывок из рассказа Александра Шибаева.

- Девочки, вы ХОЧЕТЕ со мной играть? - спросила маленькая Оля.

- Надо говорить не "ХОЧЕТЕ", а "ХОТИТЕ", - поправила Олю воспитательница.

- А ты, мальчик, ХОТИШЬ со мной играть? - исправилась Оля.

- Какие речевые ошибки сделала девочка?

7. Работа с учебником. Стр. 134 упр. №101.

- Прочитайте задание.

- Найдите разноспрягаемый глагол. По какому спряжению он изменяется в ед.ч.?

- Как вы понимаете смысл этих пословиц и поговорок?

- Запишите первую часть упражнения. Обратите внимание, какие правила обязательно надо вспомнить при письме? (НЕ с глаголом пишется отдельно, написание окончаний глаголов ед.ч., 2 лица).

8. Проверка.

9. Итог урока.

-Что же нового вы узнали на уроке?

- Кто научился хорошо определять спряжение?

- Кто не боится безударных гласных в окончаниях глаголов?

10. Домашнее задание.

Учебник стр. 134.№ 101 (2 часть).