Цели: закреплять знания о способах определения спряжения глаголов, формировать умение правильно писать безударные личные окончания; познакомить детей с разноспрягаемыми глаголами; развивать орфографическую зоркость; развивать устную и письменную речь.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы урока.
- Давайте настроимся на работу. Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Поможет вам в этом стихотворение.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду - все в действие придет.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растет.
- О чем же это стихотворение?
- Да, вы, верно, отгадали тему урока: "Глагол". Сегодня мы продолжим работу над темой "Глагол", посмотрим, как вы подружились с этой ошибкоопасной частью речи. Обязательно узнаем что - то новое. Так, что будьте внимательны.
2. Упражнения по чистописанию (на доске)
-ешь, - ет, - ем, - ете, - ут, - ют
-Запишите красиво.
-А что вы вспомнили, когда писали? (Это окончания глаголов).
-На что указывают эти окончания? (1 спряжение)
-А на второй строке запишите окончания 2 спряжения.
-Прочитайте. Кто сделал так?
-Молодцы!
3. Часть речи - глагол.
-Как вы думаете, что может рассказать о себе глагол? Вспомните его характеристику.
Часть речи.
Обозначает действие предмета.
Отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? И др.
Изменяется по временам, числам, лицам, родам (в пр.в.).
Имеет начальную форму.
В предложении чаще всего бывает сказуемым.
-Молодцы! Вы все вспомнили о глаголе.
4. Глаголы играют в прятки
-А сейчас намного поиграем. Игра называется "Глаголы играют в прятки". Найдите 10 спрятанных здесь глаголов (они расположены в клеточках по вертикали и по горизонтали). Выпишите их в столбик и укажите спряжение. (Работа в парах).
к | м | л | о | в | и | т | ь | л | р | р |
й | п | е | р | е | х | о | д | и | т | т |
к | о | т | с | р | а | г | а | п | а | а |
о | м | е | и | т | з | п | р | и | с | с |
н | п | т | д | е | й | р | и | с | м | м |
й | к | ь | е | т | о | л | т | н | д | д |
и | е | с | т | ь | т | н | ь | п | т | т |
п | е | т | ь | р | и | о | д | ю | ю | о |
н | й | н | о | т | д | ш | м | в | в | я |
щ | к | а | н | а | о | п | л | ы | ы | т |
По горизонтали: ловить-2, переходить-2, есть-2, плять-1, петь-1.
По вертикали:лететь-2, сидеть-2, вертеть-2, дарить-2, стоять-2.
5. Физминутка.
-Давайте проверим задание. Но при этом поиграем. Если этот глагол 1 спряжения - хлопаем в ладоши, 2 спряжения - встаем.
-Выполнили и это задание.
6. Знакомство с разноспрягаемыми глаголами.
-Откройте Обратный словарь сначала на - ать, а потом на - еть. Найдите и выпишите глаголы, напечатанные крупными буквами и выделенные жирным шрифтом. Их два.
Бежать, хотеть.
-Попробуйте определить спряжение этих глаголов.
-Ничего не получается? Да эти глаголы особенные. Эти глаголы называются РАЗНОСПРЯГАЕМЫМИ глаголами. Давайте вместе посмотрим, как они спрягаются (учебник стр.131)
-Посмотрите на личные окончания глагола БЕЖАТЬ. Какие окончания? (Они ударные).
-Поэтому нужно запомнить сами формы. Некоторые малыши иногда говорят неправильно: ты побегешь, они бежат. Но вы, конечно, таких речевых ошибок уже не делаете!
-Посмотрите еще раз внимательно на личные окончания глагола БНЖАТЬ. К какому спряжению относятся почти все его формы?
-А какая форма имеет окончание другого спряжения?
-А вот у глагола ХОТЕТЬ - все напополам. Как вы это понимаете? (ед.ч. - 1 спр., мн.ч. - 2 спр.)
-Какая форма глагола не будет у вас вызывать затруднение?
-Почему? (мн.ч. - ударное)
-Форма глагола ХОТЕТЬ с трудом осваивают малыши. Они часто делают ошибки в выборе глагольной формы. Послушайте отрывок из рассказа Александра Шибаева.
- Девочки, вы ХОЧЕТЕ со мной играть? - спросила маленькая Оля.
- Надо говорить не "ХОЧЕТЕ", а "ХОТИТЕ", - поправила Олю воспитательница.
- А ты, мальчик, ХОТИШЬ со мной играть? - исправилась Оля.
- Какие речевые ошибки сделала девочка?
7. Работа с учебником. Стр. 134 упр. №101.
- Прочитайте задание.
- Найдите разноспрягаемый глагол. По какому спряжению он изменяется в ед.ч.?
- Как вы понимаете смысл этих пословиц и поговорок?
- Запишите первую часть упражнения. Обратите внимание, какие правила обязательно надо вспомнить при письме? (НЕ с глаголом пишется отдельно, написание окончаний глаголов ед.ч., 2 лица).
8. Проверка.
9. Итог урока.
-Что же нового вы узнали на уроке?
- Кто научился хорошо определять спряжение?
- Кто не боится безударных гласных в окончаниях глаголов?
10. Домашнее задание.
Учебник стр. 134.№ 101 (2 часть).