Использование современных педагогических технологий в начальной школе

Разделы: Начальная школа


«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь».


(Китайская пословица)

(Приложение 1, слайд 2)

Опыт моей работы (стаж – 32 года) показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. (Приложение 1, слайд 3) Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.

Цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Для достижения этой цели существует множество программ, называемых развивающими. Однако, развитие личности может происходить при любой программе. Всё зависит от того, какими методами пользуется учитель для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность.

Достичь этой цели мне помогают современные педагогические технологии, а именно технология проектно-исследовательского обучения, развитие критического мышления, применение ИКТ и др.

Работаю я в начальных классах, и, как известно всем, дети очень любят играть. В своей работе постоянно использую игровую технологию. Ведущим методом на таких уроках является игра: деловая, ролевая, сюжетная, игра-путешествие, дидактическая игра. В рамках работы творческой микро-группы естественно-математического цикла (Приложение 1, слайд 4) был дан открытый урок-игра в стихах по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди». Этот урок принимал участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок» на сайте «Первое сентября». При проведении данного урока использована проблемно-диалогическая технология. В ходе урока была создана проблема и найдены пути её решения. Уроки с использованием данной технологии позволяют в интересной форме развивать навыки устного счёта, умение сравнивать числа и выражения, закреплять знания о действиях сложения и вычитания с переходом через разряд в пределах 100, отрабатывать умения составлять задачи по краткой записи.

В этом году мной разработан урок – игра в 3 классе (Приложение 1, слайд 5) «Что я знаю о словах?», в 1 классе (Приложение 1, слайд 6) интересным по содержанию получился урок –путешествие «Как путешествует письмо?» и урок – деловая игра по русскому языку «Детективное агентство». Считаю, что такие уроки увлекают учащихся, раскрывают их творческий потенциал.

В моей практике имеют место исследовательские технологии, в частности, проблемно – поисковые, важным этапом которых является создание проблемной ситуации на уроке при активном взаимодействии всех участников процесса. Практика показывает, что наблюдается большой интерес проектной работы среди учащихся. Работают и слабые ученики, и сильные. Некоторые ученики имеют пробелы в знаниях по отдельным темам, но они очень быстро усваивают навыки работы на компьютере.

Технологией проектно-исследовательского обучения (Приложение 1, слайд 7) я начала заниматься 3 года назад, взяв для себя эту тему как тему самообразования. На подготовительном этапе была выбрана необычная и нужная тема «Деньги в жизни человека».

(Приложение 1, слайд 8) Актуальность данной темы бесспорна, т.к. хотим мы этого или нет, но денежные отношения уже вошли в нашу жизнь: общественную, школьную, семейную. Дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, узнают об их власти и коварстве, учатся их зарабатывать, но очень важно научить учащихся умело тратить денежные средства. Все рабочие записи были сделаны в обычных тетрадях, а когда был собран весь материал, появилась потребность представить работу в виде презентации. Вместе с детьми начали осваивать азы компьютерного мастерства, создавать слайды. В ходе работы дети научились делать гиперссылки, анимации, быстро усвоили навыки работы на компьютере. Вот что у нас получилось.

Данная работа (Приложение 1, слайд 9) содержит в себе 3 исследовательские работы учащихся: (Приложение 1, слайды 10, 11) «Цена, количество, стоимость», (Приложение 1, слайд 12) «Бывает ли денег мало?», (Приложение 1, слайд 13) «Что могу купить?» .Каждая из них имеет разные уровни сложности.

Данный учебный проект участвовал в финале регионального конкурса учебных проектов Intel «Обучение для будущего», проходившего в г. Оренбурге 29 июня 2007 года и был отмечен Дипломом участника. Этот успех дал толчок к участию данной работы в различных Всероссийских конкурсах, а именно в Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». Исследовательская работа Пятаева Александра опубликована на сайте «Первое сентября» , её материалы часто использую на уроках математики, окружающего мира, во внеклассных мероприятиях.

(Приложение 1, слайды 14,15) В настоящее время в 3 классе ученицей Дубовой Анной создаётся проект исследовательской работы по предмету «Окружающий мир». Тема исследовательской работы «Чем опасен лес зимой?». Надо сказать, что компьютер занимает большое место при проведении уроков информатики, математики, литературного чтения, окружающего мира.

(Приложение 1, слайд 16) Используя коммуникативные технологии строю обучение с привлечением всех средств информации. В условиях работы в малокомплектной школе большое место отвожу работе в парах и группах сменного состава ( на уроках математики, русского языка – постоянно). Применение на практике уровневой дифференциации настолько же затруднительно, насколько и важно. Решение этой проблемы видится в обращении учителя к помощи извне. Эту помощь могут оказать новые информационные технологии.

Кроме технологии метода проектов моё внимание привлекла современная технология развития критического мышления (авторы С.И.Заир-Бек и И.В. Муштавинская). Эта технология может быть использована на любом этапе обучения: и на уроках изучения нового материала, и на уроках обобщения и закрепления.

(Приложение 1, слайды 17,18) 8 февраля на базе нашей школы проходил районный семинар учителей начальных классов по теме «Применение современных технологий на уроках в начальной школе». Мною был подготовлен (Приложение 1, слайд 19) и проведён обобщающий урок по математике во 2 классе на тему «Цена, количество, стоимость». (Приложение 1, слайд 20). Урок также опубликован на сайте Открытый урок». Представляю вашему вниманию некоторые приёмы, которые были использованы при проведении данного урока.

  • Приём «корзина понятий, идей, определений».
  • Приём «толстые и тонкие вопросы».
  • Ромашка вопросов или «Ромашка Блума».
  • Приём составления кластера.
  • Инсерт (приём пометки на полях).
  • Составление синквейна.

(Приложение 1, слайд 21) Самостоятельная работа – неотъемлемая часть урока математики. При ее проведении часто использую дифференцированную игру «Догони меня».

Таким образом, использование возможностей новых информационных технологий облегчит учителю осуществление в учебном процессе уровневой дифференциации столь необходимой для развития индивидуальности ученика, учета его способностей и дарований.

Апробировав образовательные технологии, учитель сам не захочет работать по – старому, а его уроки превратятся в творческое общение с учениками и учеников между собой. Жаль, конечно, что такие уроки мы не имеем возможности проводить ежедневно, т.к. недостаточно компьютеров, медиапроекторов, так необходимых для их проведения.

Существует как объективный, так и субъективный показатель мастерства учителя, который выражается в удовлет­воренности человека тем делом, кото­рым он занят. Это не амбиции, а именно удовлетворенность сделанным. Челове­ка, который не только видит реальные плоды своих трудов, но и испытывает при этом позитивные чувства, можно считать овладевшим профессией. (Приложение 1, слайд 22) Учитель в селе – это образец поведения, культуры и ценностей общества. Как человек он счастлив, если может быть кому-то полезен, если дарит минуты радости и капельки счастья другим, если понимает, что быть педагогом – его настоящее призвание. Действительно, найти своё призвание, утвердиться в нём – источник счастья. Поэтому, завтра у меня вновь появится великое желание учить детей и учиться самой, творить и побуждать к творчеству, ведь я – учитель, я – пахарь, я – сеятель, я – садовник, я в ответе за них, своих учеников.

И пусть от нашего с вами труда мир станет лучше, а наши ученики займут достойное место в жизни. (Приложение 1, слайд 23)